Логоритмика для детей. Что это такое, упражнения с музыкальным сопровождением для занятий дома, в детском саду

Что можно делать в домашних условиях?

Занятия дома для ребёнка абсолютно комфортны, особенно если они проходят в непринуждённой игровой форме. Помимо специализированных занятий в центре, каждая мама с лёгкостью может провести «урок» дома.

Для этого не понадобятся специальные снаряды или знания, лишь желание и положительный настрой крохи и его родителей. Если в данный момент ребёнок отказывается, приступить к занятию лучше отложить на другое время.

Начать можно с простых упражнений, при этом используя любимые игрушки или книжки. Для начала вы можете разучивать стихотворение или песню, при этом изображать слова наглядно.

Дует ветер – дуете, летит бабочка – руками имитируете движения бабочки или птички, маршируете, прыгаете и т.д. Полезные стишки и потешки, которые включают в себя пальчиковую гимнастику, например всем известная «Сорока-белобока».

Простые весёлые стишки помогут не только речевому развитию, но и сделают бытовые действия интереснее. Во время того, как проговариваете слова, образно показывайте движения.


Методика Е. Железновой довольно известна и распространена. Предлагаемые упражнения с удовольствием выполняются детьми, данная методика хороша и тем, что подходит для детей до года.

Конспект открытого занятия по логоритмике в старшей компенсирующей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Тема: «Зайка – огородник»

Цель: развитие и коррекция двигательной сферы детей в сочетании с музыкой и словом по лексико-грамматической теме «Осень. Овощи».

  • укреплять костно-мышечного аппарат;
  • развивать физиологическое и фонационное дыхание;
  • развивать общую и тонкую моторику, мимику, пантомимику;
  • воспитывать чувства равновесия, правильной осанки;
  • снижать психологическую закрепощенность, снимать эмоциональное напряжение, нормализовать мышечный тонус.
  • формировать двигательные умения и навыки;
  • развивать пространственную организацию движений;
  • развивать ловкость, силу, выносливость, переключаемость, координацию движений;
  • развивать чувство ритма;
  • учить детей координировать речь и движения;
  • развивать метроритм, упражнять в правильном и точном пропевании мелодии;
  • развивать речевое дыхание;
  • закреплять умение детей эмоционально передавать характер песни;
  • формировать яркие музыкальные впечатления.
  • обучать правилам поведения в различных видах деятельности;
  • воспитывать выразительность и грацию движений;
  • формировать умения создавать и поддерживать воображаемую ситуацию и умение перевоплощаться;
  • формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, ответственность, инициативность;
  • формировать умение работать в коллективе.
  • развивать слуховое внимание;
  • развивать фонематический слух;
  • воспитывать переключаемость с одного поля деятельности на другое;
  • формировать, развивать и корректировать слухо-зрительно-двигательную координацию;
  • развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков;
  • развивать плавность движений рук, умение соотносить темп движений с музыкальным сопровождением;
  • развивать интонационную выразительность речи;
  • активизировать словарь по темам: «Осень», «Овощи», «Дикие животные».

1. Коммуникативная игра – приветствие «Здравствуй, друг!».

2. Двигательное упражнение «Прогулка в лес».

3.Пальчиковая гимнастика «Зайка».

4. Чистоговорка «Д – ДЬ» с движениями.

5. Хоровод «Огородная – хороводная».

6. Упражнения на развитие просодической стороны речи «Ёжик».

7. Пальчиковая гимнастика «Сосна».

8. Двигательное упражнение «Медведь».

9. Упражнение на развитие координации речи и движения «Волк».

10. Французская подвижная игра «Зайцы и волк».

11. Логопедическая гимнастика «Волк».

12. Упражнение на развитие мимики и пантомимики.

13. Фонопедические упражнения «Звери».

15. Итог занятия.

      1. Украшение зала под осенний лес.
      2. Эмблемы овощей.
      3. Ковер.
      4. Муляжи овощей.
      5. Бубен.
      6. Игрушки: заяц, медведь, белка, ежик, волк.
      7. Корзина.
      8. Шапочка волка.
      9. Кепка для пугала.

Дети входят в зал под «Дождик» М. Парцхаладзе, встают полукругом лицом к гостям.

Логопед. Дорогие дети у нас сегодня необычное занятие, так как к нам пришли гости. И мы не можем его начать, не поприветствовав наших гостей.

Давайте поздороваемся с гостями «Здравствуйте, гости!». Ну а мы друг друга поприветствуем танцем.

Коммуникативная игра – приветствие «Здравствуй, друг!».

Цель: снизить психологическую закрепощенность, дать положительный эмоциональный заряд, учить детей координировать речь и движения, развивать метроритм, упражнять в правильном, точном проговаривании ритма.

Зашагали ножки прямо по дорожке, движения по тексту

Повстречали друга маленькие ножки.

Здравствуй, здравствуй, здравствуй, милый друг! пружинка, пожать руки

Здравствуй, здравствуй, посмотри вокруг! пружинка, руки в стороны

Здравствуй, здравствуй, мне ты улыбнись! пружинка, качать головой и улыбаться

Здравствуй, здравствуй, головкой поклонись! пружинка, поклон

Побежали ножки прямо по дорожке, движения по тексту

Повстречали друга маленькие ножки.

Здравствуй, здравствуй, здравствуй, милый друг!

Здравствуй, здравствуй, посмотри вокруг!

Здравствуй, здравствуй, мне ты улыбнись!

Здравствуй, здравствуй, головкой поклонись!

Поскакали ножки прямо по дорожке, движения по тексту

Повстречали друга маленькие ножки.

Здравствуй, здравствуй, здравствуй, милый друг!

Здравствуй, здравствуй, посмотри вокруг!

Здравствуй, здравствуй, мне ты улыбнись!

Здравствуй, здравствуй, головкой поклонись!

Вот и осень к нам пришла

Нас в дорогу позвала. Вставайте за мной.

Двигательное упражнение «Прогулка в лес»

Цель: развивать слуховое восприятие, учить детей координировать речь и движения, развивать метроритм, формировать двигательные навыки, умение работать в коллективе.

В лес отправимся гулять. маршировать

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдем змейка между «кочек»

Друг за дружкою гуськом.

На носочки встали бег на носках

И к лесу побежали.

Ноги выше поднимаем ходьба высоким шагом через «кочки»

На кочки не наступаем.

И снова по дорожке маршировать

Мы весело шагаем.

Как хорошо и красиво в осеннем лесу! А что же это такое? (Домик.) Перед домом огород. Кто в этом домике живет? Как вы думаете? (Ответы детей.)

Пальчиковая гимнастика «Зайка»

Цель: учить координировать речь с движением,

интонационную выразительность речи.

Жил – был Зайчик – длинные ушки. показать пальчиками «зайчика»

Он построил домик прямо на опушке. кулак на кулак

Перед домом – огород. руки в стороны

Все у Заиньки растет: руки вверх тремя частями

И капуста, и морковка, загибать пальчики сразу на обеих руках

Свеклы красная головка. по одному пальчику

Огурцы и помидоры –

Все поспеет очень скоро. сжимать – разжимать пальчики

Грядки Зайка поливает, поливать

Сорняки же вырывает. вырывать

Логопед: Давайте поможем зайчику вырвать сорняки.

Чистоговорка Д – ДЬ с движениями

Цель: развивать чувство ритма, учить детей координировать речь и движения, развивать речевое дыхание, развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков.

Да – да – да – в огороде лебеда хлопать в ладоши

Ду – ду – ду – а я вырву лебеду сжимать пальцы в кулак и разжимать

Де – де – де – лейка где? поднимать и опускать плечи

Ды – ды – ды – я налью воды. шлепки ладонями по коленям

Все, что летом зеленело, –

Груши, яблоки в садах,

Помидоры на полях.

Пришло время собирать урожай.

Собирает Зайчик урожай, складывает овощи в корзинку. Урожай каких овощей будет собирать Зайчик? (Урожай моркови, помидор, капусты, гороха и т.д.)

Хоровод «Огородная – хороводная»

Цель: закреплять знания по теме «Овощи», развивать творческое воображение, фантазию, формировать интерес к танцевально-игровому творчеству.

Что же это за звуки? Кто же это к нам приближается? (Ответы детей.)

Упражнение на развитие просодической стороны речи «Ёжик»

Цель: развивать речевое дыхание, координацию речи с движением, интонационную выразительность, ориентировку в пространстве, чувство ритма.

Частым лесом тупы – тап бежать, трясти кистями рук

Мчался ежик со всех лап. остановиться и фыркать: ап-ап-ап

Ежик, еженька, постой сначала одна рука вперед, потом вторая

Расскажи нам, что с тобой? голова в руках: ой-ой-ой

Ежик лапками – туп – туп! хлопки по коленям –уп-уп-уп

Ежик глазками – луп – луп сжимать и разжимать ладони у глаз – уп-уп-уп

А вокруг покой и тишь указательный палец к губам – ш-ш-ш

Лишь елозит в листьях мышь отгонять – кыш-кыш-кыш

Ежик в листьях – тупы-тап медленно загребать ногами: ап-ап-ап

Ежик лапкой мышку цап! хватательные движения: цап-цап-цап

Но попался за хвосток

Лишь березовый листок! поднять и рассмотреть: ох-ох-ох.

Подошел Ежик к домику Зайчика и Зайчик угостил его капустой. Нацепил Ежик кочан капусты себе на иголки, поблагодарил Зайчика и побежал дальше в лес.

А что же это за звуки? Это Зайкина лесная подружка прискакала. Белочка весь день собирала шишки. Пригодятся они ей зимой. Почему? (Ответы детей.)

Правильно, в шишках есть семечки. Зимой Белка будет их есть.

Пальчиковая игра «Сосна»

Цель: учить координировать речь с движением.

Знают белочки прижать согнутые руки к груди, кисти вниз

И мишки показать «медвежьи лапы»

Где шумит в лесу сосна покачивать руками вверху над головой

У сосны на ветках шишки руки вверху, сжать в кулаки поочередно

И в иголках вся она. колоться

Присела белочка отдохнуть на крылечко заячьего дома. Зайчик угостил ее сладкой репкой. Взяла белочка репку, поблагодарила Зайчика и поскакала к своим бельчатам.

Что же это такое? Кто же это приближается? Это по лесу шагает медведь.

Упражнение на координацию речи и движения «Медведь»

Цель: учить координировать речь с движением, ориентировку в пространстве, речевое дыхание, интонационную выразительность речи.

Ходит по лесу медведь идти вперевалочку на месте

Хочет сесть и посидеть.

Где ж такое место есть, развести руки в стороны

Чтобы мог медведь присесть? смотреть по сторонам из-под руки

То высок пенек, руки на уровне груди

То торчит сучок, сжать пальцы правой руки в кулак, большой палец в сторону

То мокрый мох, сжимать пальцы

То мох пересох! разворачивая ладони вверх-вниз

Ох! вытереть лоб ладонью

То низкий пень, нагнуться и показать

То густая тень, руки в стороны, смотреть вверх

То узкий ров, показать

То дом муравьев, показать из рук крышу

То кричит сорока, махать руками

То колючки сбоку, широко раздвинуть пальцы

То кустарники, руки в замок

То речка – развести руки в стороны

Нет хорошего местечка. качать головой

Эта сказка о медведе, идти вперевалочку на месте

О медведе – привереде.

Угостил Зайчик и Медведя – дал ему сладкой морковки. Поблагодарил Медведь зайчика и пошел дальше в лес.

Логопед: Вдруг рядом с Зайкиным огородом раздался страшный вой. Кто же это воет? Правильно, это приближался злой Серый Волк.

Упражнение на координацию речи и движения «Волк»

Цель: учить координировать речь с движением, ориентировку в пространстве, речевое дыхание, интонационную выразительность речи.

День и ночь по лесу рыщет изображать крадущегося волка

День и ночь добычу ищет прикладывать руки к голове по очереди

Ходит – бродит волк молчком идти крадучись, руки к губам

Уши серый торчком. указательные пальцы к голове.

Логопед: Предлагаю вам поиграть в игру «Зайцы и волк».

Французская народная игра «Зайцы и волк»

Цель: учить координировать речь с движением, ориентировку в пространстве, умение работать в коллективе.

Скачут зайцы весело под елкой, хоровод вокруг волка

Вот они пустились в пляс.

Читайте также:  Лечение псориаза на половых органах у мужчин и женщин. Псориаз в паховой зоне

– Эй, косые, не боитесь волка? ноги на пятки по очереди

Он поймать не сможет нас!

Ха-ха-ха-ха-ха-ха! руки на поясе, поднимать и опускать плечи

– Серый волк, выходи! притопывание одной ногой

– Я шапку надеваю! надевает шапку

Скачут зайцы весело под елкой, хоровод вокруг волка

Вот они пустились в пляс.

– Эй, косые, не боитесь волка? ноги на пятки по очереди

Он поймать не сможет нас!

Ха-ха-ха-ха-ха-ха! руки на поясе, поднимать и опускать плечи

– Серый волк, выходи! притопывание одной ногой

– Я шубу надеваю! надевает шубу

Скачут зайцы весело под елкой, хоровод вокруг волка

Вот они пустились в пляс.

– Эй, косые, не боитесь волка? ноги на пятки по очереди

Он поймать не сможет нас!

Ха-ха-ха-ха-ха-ха! руки на поясе, поднимать и опускать плечи

– Серый волк, выходи! притопывание одной ногой

– Всех сейчас поймаю вас! потирает руки

Дети – «зайцы» разбегаются. «Волк» старается их поймать.

Зайка хотел угостить Волка огурцами. Но серый разбойник отказался:

– На обед самая вкусная еда – это зайчатинка! – сказал Волк и показал свои страшные зубы. Вот так. Повторите вместе со мной.

Цель: развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, развивать речевое дыхание, укреплять мышцы, участвующие в акте речеобразования.

1. «Волк показывает зубы». Челюсти сжаты. Поднимание и опускание верхней губы с показом верхних зубов. Упражнение укрепляет мышцы губ и развивает их подвижность.

Логопед: Затем Волк решил напугать Зайчика. Вот так.

2. «Волк пугает зайчика». Повороты головы вправо и влево с произнесением звукосочетания (ОУ). Упражнение укрепляет мышцы шеи, вырабатывает движение губ вперед.

Логопед: А затем Волкзалязгал зубами. Вот так.

3. «Волк лязгает зубами». Выдвигание вперед нижней челюсти с «лязганьем». Упражнение способствует развитию зубочелюстной системы в акте речеобразования.

Упражнение на развитие мимики и пантомимики

Цель: развивать физиологическое и фонационное дыхание

развивать общую и тонкую моторику, мимику, пантомимику.

Логопед:

Зайчик задрожал от страха – вот так. (Дети дрожат.)

Логопед:

Плохо бы пришлось зайчику, но друзья пришли к нему на помощь.

Цель: развивать силу, высоту голоса.

Первым прибежал Ежик.

Он выставил свои иголки и

Грозно зафыркал: ф-ф-ф-ф произносить звук, с коротким, энергичным выдохом

Белка прискакала и стала

Бросать вниз шишки. произносить: баааах с верхнего звука к нижнему

Медведь подошел и сильно толкнул

Волка лапами – вот так. произносить: баааам в низком регистре

И вместе они закричали: кыш-кыш! произносить кыш в разных регистрах: верхнем, среднем и низком

Волк испугался и убежал. А друзья на радостях пустились в пляс.

Цель: воспитывать доброжелательные отношения при исполнении танца, координацию движений, развивать зрительное и слуховое внимание, чувство ритма, ориентировку в пространстве, формировать способности выполнять движения в соответствии музыкально – ритмическим рисунком мелодии.

Цель: снять эмоциональное напряжение, нормализовать мышечный тонус.

Логопед: Молодцы!

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать.

Но пока не все умеют

С вами мы сейчас играли,

И немножечко устали.

Ах, какие молодцы!

Отдохните, сорванцы! глубокие вдохи и выдохи

Вы на месте постоите с подниманием и опусканием рук

Логопед: (подводит итог занятия) подойдите все ко мне. Ребята, как вы думаете, почему животные пришли на помощь Зайке? (ответы детей)

Какие вы сегодня молодцы! Столько дел переделали! И пели, танцевали, играли. Зайчика из беды выручали. Молодцы! И нам пора попрощаться с лесными друзьями и гостями, и вернуться в детский сад.

  1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 -7 лет.- М., 2007.
  2. ОвчинниковаТ.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. КАРО. – 2006.
  3. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М., 2007.
  4. Новиковская О.А. Логоритмика. КОРОНА. – 2005.
  5. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Ак. Развития. – 2006.
  6. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. – М, 2006.

развивать общую и тонкую моторику, мимику, пантомимику.

Конспект музыкально — логопедического занятия «Животные и их детеныши»

Написано admin on 18th Октябрь 2014

Конспект музыкально — логопедического занятия «Животные и их детеныши»

по мотивам авторской сказки «Прятки на полянке» для детей третьего года жизни.

Автор: логопед высшей категории Евсикова Татьяна Геннадиевна

МДОУ детский сад №114 г.Сыктывкар, республика Коми

Цель: познакомить детей с названиями детенышей животных.

Задачи:

1. Продолжать формирование речи у детей, учить детей называть детенышей животных.

2. Закрепить умения показывать движения животных под музыку.

3. Продолжать учить детей артикуляционным упражнениям, имитирующими действия животных.

Оборудование: игрушки животных и их детенышей.

Дети входят в зал, педагог предлагает отправиться на полянку в лес на машине под музыку «Машина» муз. Железновых, изображая движения шофера.

Грузовик шофер ведет,

Крутит руль он и поет:

— Весело колеса бегут, бегут.

Ребятишек в лес везут.

  • Теги: КОНСПЕКТ, МУЗЫКАЛЬНО – ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ
  • Раздел Игры и занятия для детей, конспекты занятий, Логоритмика, Методическая помощь музыкальному руководителю, Музыкальное развитие детей, Музыкальные занятия, Ранний возраст
  • Нет комментариев

2. Закрепить умения показывать движения животных под музыку.

Короткие сюжеты

Проигрывая маленькие сюжеты (сказки), дети настраиваются на выполнение логоритмических упражнений.


Задания на развитие голоса заключаются в произнесении гласных и согласных звуков на выдохе. Тем самым у малышей развивается сила, выразительность голоса.

Как влияет логоритмика на развитие ребенка 3-4 лет?

Дети, занимающиеся логоритмикой, более грациозны, ритмичны, умеют выразительно двигаться, петь и говорить. Если единство всех компонентов соблюдено, положительные изменения не заставят себя ждать.

  • Ребенок учится делать правильный речевой выдох.
  • Развивается музыкальный слух.
  • Дети становятся более ловкими, крупная и мелкая моторика совершенствуется.
  • Слишком активные малыши успокаиваются, становятся более усидчивыми, а медлительные дети– бодрыми и подвижными.
  • Развивается артикуляционная моторика, произношение звуков становится более четким.
  • Формируется сила, ловкость и выносливость, дети приобретают красивую осанку.

Особенно важны эти занятия в период становления речи, когда любое отставание в речевом развитии влечет за собой трудно устранимые последствия.


Для индивидуальных занятий можно подобрать материал самостоятельно, или воспользоваться готовыми программами. Главное, чтобы структура занятия включала в себя требуемые компоненты, и при необходимости упражнения сопровождались музыкой.

Консультация для родителей «Чем полезна логоритмика для дошкольников»

Ольга Мястковская
Консультация для родителей «Чем полезна логоритмика для дошкольников»

Логоритмика представляет собой особую методику, направленную на решение целого комплекса проблем, связанных с речевыми, координационными и слуховыми навыками малыша. Регулярные занятия помогут справиться с самыми распространенными проблемами и избавят ребенка от многих сложностей в дальнейшей жизни.

Логоритмика для детей – это игровой метод работы с малышами, при котором используются музыкальные, двигательные и словесные элементы. Конечно, подобные коррекционные занятия проводятся специалистами в детском саду, но родителям не стоит перекладывать всю ответственность на логопедов – важно заниматься дома, чтобы закрепить результат. Тем более что игровая форма интересна малышам.

Зачем это надо?

Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. Задача логоритмики – сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев.

Кроме того, логопедическая ритмика отлично развивает моторику (общую и тонкую, координацию движений и речевое дыхание и способствует нормализации мышечного тонуса. Занятия логоритмикой тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и весьма благотворно влияют на физическое состояние малыша, помогая ему сформировать правильные двигательные навыки. А в последнее время специалисты обратили внимание на то, что логопедическая ритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей: непоседливых и легковозбудимых крох она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, подстегивает.

Для кого?

Логоритмика в первую очередь полезна детям:

• с заиканием или с наследственной предрасположенностью к нему;

• с чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью;

• с недостаточно развитой моторикой и координацией движений;

• с дизартрией, задержками развития речи, нарушениями произношения отдельных звуков;

• часто болеющим и ослабленным;

• находящимся в периоде интенсивного формирования речи (в среднем это возраст от 2,5 до 4 лет).

На зарядку становись!

Отличительной особенностью ритмики, в том числе и логопедической, является абсолютная простота: все существующие задания без проблем может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки.

1. Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет. Специально заучивать речевой материал не надо: пусть все происходит постепенно – от занятия к занятию. На первых порах текст читает только взрослый, побуждая малыша к повторению. Постепенно к чтению подключается и ребенок: когда карапуз будет в состоянии повторить все фразы в правильном ритме и без ошибок, можно отдать бразды правления в его руки.

2. Заниматься логоритмикой нужно всего пару раз в неделю и делать это лучше во 2-ой половине дня. Быстрого эффекта не ждите: о результатах можно будет судить минимум через полгода (а то и год).

Важно! Заикающимся детям нужно заниматься 3-4 раза в неделю.

3. Ребенку должно быть интересно и весело. Во время занятий можно и нужно использовать картинки, игрушки, яркую одежду или карнавальные костюмы (если они не мешают двигаться) – словом, любые предметы, которые доставляют малышу радость!

4. Упражнения нужно многократно повторять (из занятия в занятие) – до тех пор, пока они не будут выполнены на отлично. Если освоить то или иное задание не удается, откажитесь от него на некоторое время, но потом обязательно вернитесь обратно.

5. Без музыки – никуда. Подбирайте саундтреки к каждому этапу занятий. Для медленной части подойдут вальсы (например, из «Щелкунчика», для более подвижной – марш, а для «буйной» можно использовать классический «Полет шмеля». Также имеет смысл запастись детскими песенками и записями звуков природы.

6. Занятия нужно подстраивать под ребенка: если что-то не получается, упростите задание или разбейте урок на несколько совсем коротких частей. Заметили, что у малыша трудности с мелкой моторикой и звуками, – смело увеличивайте количество соответствующих упражнений. Не бойтесь экспериментировать: главное – соблюдать единство музыки, движения и речи, а в остальном – простор фантазии не ограничен.

7. Не расстраивайтесь и не сердитесь, если у малыша что-то не получается. Почувствовав ваше недовольство, он может замкнуться и отказаться от упражнения. Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если вы сами уже отчаялись поверить в то, что ребенок когда-нибудь с ним справится.

Читайте также:  Как определить замершую беременность в домашних условиях

От 0 до 2,5 года

Начинать заниматься логоритмикой можно прямо с пеленок, правда, до 2 лет упражнения будут носить пассивный характер. Просто читайте малышу стишок или потешку, одновременно отхлопывая ладонями ритм. Затем помогите ребенку выполнить необходимые движения: поднять и опустить руки, услышав определенные слова, похлопать ручками в такт стихам или музыке. То же самое можно проделывать и с песнями.

От 2,5 до 4 лет

В этом возрасте дети совершенствуют двигательные навыки, учатся говорить и общаться – именно этим и нужно заниматься на уроках логоритмики.

Важно! Если ребенок еще не говорит предложениями, разрешите ему повторять только последние слова фразы или просто окончания слов.

Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей дошкольников Логоритмика – это система движений в сочетании с музыкой и словом. Европа, начало 20 века – появление системы “ритмического воспитания”,.

Консультация «Песочная терапия для детей: так ли она полезна, как о ней рассказывают?» Консультация: «Песочная терапия для детей». Песок становится своеобразным средством коммуникации для ребенка. Это чуть ли не первая игровая.

Консультация для родителей «Логоритмика дома» Консультация «Логоритмика дома» Для занятия с малышом нужны будут игрушки, красочные картинки, детская музыка и хорошее настроение. Не стоит.

Консультация для родителей «Утренняя зарядка — полезна ли?» Консультация для родителей «утренняя зарядка – полезна ли?» Для чего нужна зарядка? Это вовсе не загадка! Чтобы силу развивать И весь.

Консультация для воспитателей «Артикуляционная гимнастика, логоритмика, пальчиковая гимнастика в речевом развитии дошкольников» «Артикуляционная гимнастика, логоритмика, пальчиковая гимнастика и другие технологии, способствующие речевому развитию детей дошкольного.

Консультация «Логоритмика на музыкальных занятиях» В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным.

Логоритмика как средство коррекции речи дошкольников Люди давно заметили, что движение помогает в оздоровлении организма людей. Если ты устал на работе – соверши прогулку по парку, скверу или.

Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников Слайд 1. Уважаемые коллеги, в рамках сегодняшнего семинара я хотела бы коснуться темы «Логоритмика как средство профилактики и коррекции.

Консультация для родителей «Логоритмика — веселое и полезное занятие для вашего ребенка» Главной целью воспитания ребенка дома и в детском саду является его всестороннее развитие. Он должен хорошо двигаться, правильно разговаривать,.

Консультация для родителей «Логоритмика — это здорово» УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Вам знакома ситуация, когда Ваш ребенок говорит много и без умолку, но большую часть в его речи невозможно разобрать?.

6. Занятия нужно подстраивать под ребенка: если что-то не получается, упростите задание или разбейте урок на несколько совсем коротких частей. Заметили, что у малыша трудности с мелкой моторикой и звуками, – смело увеличивайте количество соответствующих упражнений. Не бойтесь экспериментировать: главное – соблюдать единство музыки, движения и речи, а в остальном – простор фантазии не ограничен.

Комплексы для детей 2-3 лет

Логоритмика для малышей предполагает создание специальных комплексов упражнений и занимательных занятий. Игры, упражнения выполняются по методу подражания.


Изображают, как мешают, солят, жмут нарезанный овощ.

Чем полезна логоритмика и как ею заниматься.

В середине прошлого века биологи и врачи доказали: регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме помогает при самых разных заболеваниях и не только улучшает самочувствие, но и поднимает «боевой дух» пациентов. Так появилась сначала общая — лечебная, а потом и узкоспециализированная — логопедическая ритмика. Коктейль из движений, речи и музыки помогает детям научиться красиво и плавно говорить , а в некоторых случаях даже избавиться от заикания.

Что такое логоритмика и зачем она нужна?

Логоритмика – это комплекс упражнений, в которых сочетаются движения, музыка и небольшие стихотворения. Занятия проходят в игровой форме, чем доставляют немало удовольствия детям.

Занятия логоритмикой очень полезны и производят массу положительных эффектов:

  • у ребенка развивается чувство ритма;
  • улучшается ориентация в пространстве;
  • ребенок учится лучше управлять своим телом;
  • развивается слуховое внимание и слух в целом;
  • происходит расширение словарного запаса;
  • ребенок приучается к физической активности и, как следствие, к здоровому образу жизни;
  • улучшается мимика.

В этом возрасте речь ребенка перестает быть «детской» и количество «смешных» ошибок постепенно сходит на нет. Поэтому к знакомым занятиям нужно добавить логопедическую гимнастику и чистоговорки на отработку звуков.

ЧЕМ ПОЛЕЗНЫ ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЛОГОРИТМИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 “Брусничка” г. Сургут

ЧЕМ ПОЛЕЗНЫ ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЛОГОРИТМИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ?

Нам всем давно известно, что движения могут частично заменить психотерапевтическое воздействие. Усталость, нервное напряжение, упадок сил можно и нужно «лечить» движениями. А если к движениям присоединяется музыка, пение и слово – целебное воздействие умножается. Логоритмика соединяет в себе и ритм, и звуки (слова), и движения.

Что значит логоритмика? Характеристика и особенности

У многих современных дошкольников диагностируется одновременное отставание и речи, и моторики, — двух компонентов, тесно связанных друг с другом. Логоритмика, или логопедическая ритмика, – один из методов для устранения речевых нарушений, объединяющий в себе движения, слово и музыкальный ритм.

Ею можно заниматься с самого рождения, ведь ходьба по комнате с малышом на руках под чтение потешки или под мамино пение колыбельной песенки, — не что иное, как логоритмика. Красивая, правильная речь – результат тонкой координации дыхательной и нервной системы, органов артикуляции и слуха. Если хотя бы один из этих компонентов дает сбой, впечатляющего результата уже не получить.

Основная задача логоритмической гимнастики – стимулировать отстающие компоненты и наладить их слаженную работу.

Кому полезны логоритмические упражнения:

  • Детям с общим недоразвитием речи.
  • Детям, речь которых интенсивно формируется (2,5-4 года).
  • Ослабленным, часто болеющим детям.
  • При дизартрии и дислалии (нарушениях звукопроизношения).
  • Детям с предрасположенностью к заиканию и заикающимся малышам.

При запинках в речи, а так же детям с тахилалией и брадилалией (со слишком быстрой или чересчур медленной речью).

Логоритмика развивает не только речь, но и психические процессы, стимулирует физическое развитие. Развитию речи служат игры на формирование фонематического слуха, речевого дыхания, артикуляции, ритма. Чаще всего, одни и те же упражнения достигают нескольких целей одновременно.

Занятие по логоритмике

Основная черта логоритмических упражнений – почти все они сопровождаются музыкой или пением. Музыка оказывает сильнейшее эмоциональное влияние на психику ребенка, привносит особый оттенок и помогает сделать упражнения разнообразнее.

Логопедическая ритмика – это:

  • Различные виды ходьбы с усложнением.
  • Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
  • Упражнения на развитие речи без музыки.
  • Упражнения, развивающие точную моторику.
  • Пение.
  • Упражнения на внимание, на регулировку тонуса мышц.

Упражнения, требующие координации внимания, одновременно развивают все виды памяти: кинестетическую (двигательную), музыкальную, слуховую, речевую, зрительную.

Как влияет логоритмика на развитие ребенка 3-4 лет?

Дети, занимающиеся логоритмикой, более грациозны, ритмичны, умеют выразительно двигаться, петь и говорить. Если единство всех компонентов соблюдено, положительные изменения не заставят себя ждать.

Влияние занятий на развитие детей:

Ребенок учится делать правильный речевой выдох.

Развивается музыкальный слух.

Дети становятся более ловкими, крупная и мелкая моторика совершенствуется.

Слишком активные малыши успокаиваются, становятся более усидчивыми, а медлительные дети– бодрыми и подвижными.

Развивается артикуляционная моторика, произношение звуков становится более четким.

Формируется сила, ловкость и выносливость, дети приобретают красивую осанку.

Особенно важны эти занятия в период становления речи, когда любое отставание в речевом развитии влечет за собой трудно устранимые последствия.

Как проводятся занятия по логоритмике с детьми 3-4 лет?

Все логоритмические упражнения для детей 3-4 лет очень просты и интересны, для их выполнения не нужна специальная подготовка. Взрослый показывает – ребенок повторяет за ним. От детей не требуется запоминания и заучивания материала, все происходит самопроизвольно. Сначала требуется небольшая помощь взрослого, но спустя несколько занятий малыши уже самостоятельно и безошибочно повторяют речевой материал.

Для видимого эффекта нужно заниматься не менее 6-12 месяцев, регулярно проводя по 2 занятия в неделю. Лучше это делать после дневного сна, хотя все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Дети с заиканием и запинками должны заниматься логоритмикой не менее 3-4 раз в неделю.

Примерная структура занятий — упражнения:

  • Ходьба с заданиями.
  • На расслабление и напряжение.
  • На артикуляцию, дыхательная гимнастика.
  • На развитие внимания и памяти.
  • На счет от 1 до 10.
  • Проговаривание текста стихотворения с движениями.
  • На формирование слухового внимания.
  • На формирование чувства ритма, чувства темпа.
  • Пение.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Коррекция неправильного произношения.
  • На различение языковых единиц.

Перед проведением занятий требуется небольшая подготовка – для каждого этапа занятий требуется подобрать соответствующий саундтрек. Это может быть классика, детские песенки, музыка для релаксации, звуки природы.

Невозможно пользоваться жестко определенной программой занятий, все занятия подстраиваются под конкретного ребенка. Если проблемы с моторикой – увеличивается доля соответствующих упражнений, сильнее всего страдает звукопроизношение – следует больше времени уделить пальчиковой и артикуляционной гимнастике.

Ребенка ни в коем случае не следует ругать за неудачи, чтобы он не потерял интерес к занятиям. Лучше на время отказаться от неосвоенного упражнения, но затем все равно нужно к нему вернуться.

Логоритмические игры и упражнения для детей 3-4 лет

Для индивидуальных занятий можно подобрать материал самостоятельно, или воспользоваться готовыми программами. Главное, чтобы структура занятия включала в себя требуемые компоненты, и при необходимости упражнения сопровождались музыкой.

Логоритмические игры:

Дыхательные упражнения

Сдуваем ватку с ладошки, дуем на бумажные снежинки, сдуваем бумажку, приклеенную на кончик носа, дуем на бумажные кораблики в тазу, пускаем мыльные пузыри.

Поем гласные

Тянем яркий цветной шнурок из кулачка и поем гласный звук до тех пор, пока он тянется.

Игра «Земля, вода, воздух»

На произнесенное взрослым слово «земля» топаем ногами, на слово «вода» имитируем плавание, на слово «воздух» машем руками над головой.

Упражнения логоритмики

Игра «Мы руки поднимаем»

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, качаем головой.

Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, их маме подаем,

«Веселые попугайчики»

Предложить детям отстукивать ребром ладошки ритм слогового ряда, предложенного взрослым: та-та-та, та-та, та-та, та-та-та, как попугайчики повторяют каждое слово.

Имитация игры на музыкальных инструментах

«Мы пришли и сели, играем на трубе – Ту-ту-ту! Ду-ду-ду!» Далее имитируем игру на барабане, трещотках, балалайке и т.д. Можно воспользоваться детскими игрушечными инструментами.

Читайте также:  Боль в левой части грудной клетки: вероятные причины, что делать?

Веселые и разнообразные занятия не наскучат малышу, и взрослым удастся в непринужденной форме достичь важной цели – развить правильную, богатую и красивую детскую речь.

Поем гласные

Рекомендации по проведению занятий

  • Логоритмикой нужно заниматься около двух раз в неделю. Если у ребенка есть проблемы с речью, то нужно заниматься в два раза чаще.
  • Чтобы заинтересовать малыша, стоит использовать яркие картинки и игрушки.
  • Занятия должны приносить положительные эмоции. Поэтому нельзя кричать на ребенка или сердиться, если у него что-то не получается. Наоборот, он должен чувствовать поддержку.
  • Если упражнение не получается, следует отложить его на некоторое время.
  • Для занятий нужна разнообразная музыка. Это могут быть и веселые детские песенки, и звуки природы, и классика (вальс, марш и т.д.).
  • Кроме музыки, для упражнений могут понадобиться:
    • куклы,
    • игрушки,
    • куклы-рукавички,
    • деревянные ложки или палочки,
    • кубики,
    • кольца от пирамидки,
    • колокольчики,
    • бубен, погремушки,
    • мячики и т.п.
  • Необходимо проговаривать слова стихотворения или песенки в медленном темпе. Это нужно затем, чтобы ребенок успевал соотнести текст с движениями рук, ног и туловища.
  • Сначала ребенок выполняет упражнение одновременно со взрослым. После этого можно перейти к самостоятельному выполнению.

У детей, которые занимаются логопедической ритмикой, можно заметить:

Овощи и фрукты

Направление «Логоритмика – Фрукты» позволяет детям расширить познания в сфере растительного мира, изучить массу новых слов и движений. Эффективность работы повышается за счет использования картинок и другого визуального дидактического материала. Логоритмика на музыкальных занятиях в детском саду, построенная на фруктовой теме, не ограничивается демонстрацией картинок и выкрикиванием участниками названий предметов. Во время занятий дети «трут» морковь, «режут и солят» капусту», «мешают» варенье» и выполняют множество других действий. Упражнения логоритмики такого профиля обязательно сопровождаются «походами в сад», «работой на огороде».

  • от 0 до 2 лет – первые попытки приучить ребенка к произношению слов и выполнению движений под музыку можно предпринимать хоть сразу после его рождения. Занятия хоть и будут пассивными, принесут массу пользы, дадут задел на будущее. Сначала достаточно самостоятельно выполнять простейшие движения под аккомпанемент, произнося звуки или слова. Затем надо повторять действия ручками и ножками малыша в такт речи или музыке;
  • от 2 до 4 лет – логоритмика для детей 2-3 лет призвана совершенствовать уже приобретенные навыки. Главное, не торопить ребенка, подстраиваться под его ритм развития. Если он еще не говорит фразами, упор надо делать на слова, постепенно складывая их в предложения;
  • от 4 до 6 лет – период, когда сложность фраз может быть максимальной. Чтобы избавиться от речевых ошибок надо использовать скороговорки, приемы логопедической гимнастики;
  • младшие школьники – в этом возрасте дети особенно полны энергии, поэтому можно смело давать им самые сложные движения. При этом нельзя забывать о речевом сопровождении работы.

Что такое логоритмика

Логоритмика, или логопедическая ритмика, отличается тем, что в упражнениях присутствует три основных компонента. К ним относится речь, движение и звук. Именно эта комбинация оказывает благотворное влияние на речь детей, делая ее плавной и понятной, а также способствует борьбе с заиканием.

С чем связано данное явление? Наверное, с тем, что речь представляет собой крайне сложный процесс, который требует гармоничного взаимодействия между собой дыхательной системы, мышечных структур, голосовых связок, нервных окончаний. Если какой-то элемент «сломан», система может дать сбой, особенно часто это происходит в тот отрезок времени, когда детская речь активно развивается. Вместе с музыкой и движениями такое «общение» входит в общий ритм и обеспечивает настройку речевой системы на нужный лад.

На первый взгляд может показаться, что логоритмика представляет собой абсолютно новое направление, но это не так. Ведь она появилась еще в 30-х годах прошлого столетия, но из-за благоприятного влияния на организм пришлась по вкусу многим современным родителям. На сегодняшний день данное направление выступает в качестве одного из значимых звеньев коррекционной педагогики и является связующим звеном между движением, музыкой и звуком.

Занятия логоритмикой обычно направлены на то, чтобы ребенок развивался всесторонне, а его речь постоянно совершенствовалась.

Благодаря практикам, он сможет:

  • овладеть базовыми навыками движения;
  • улучшить речевые функции;
  • ориентироваться в пространстве;
  • осознавать суть предлагаемых задач;
  • обрести способность к преодолению трудностей;
  • мыслить творчески.

Считается, что ежедневное выполнение упражнений способствует комплексному оздоровлению детей. Под воздействием этих занятий наблюдается серьезная перестройка систем организма, таких, как сердце, сосуды, легкие, мозг. Современная логопедическая ритмика включает в себя несколько базовых направлений:

  • ходьба;
  • правильное дыхание;
  • проработка мышечных структур;
  • речь;
  • музыкальная составляющая;
  • упражнения по ритмике;
  • пение;
  • развитие мелкой моторики рук.

Базовый принцип формирования всех этих видов работы заключается в тесной взаимосвязи между речью и движением, речью и музыкой.

  • ходьба;
  • правильное дыхание;
  • проработка мышечных структур;
  • речь;
  • музыкальная составляющая;
  • упражнения по ритмике;
  • пение;
  • развитие мелкой моторики рук.

Зачем это нужно

Упражнения логоритмики очень полезны и для физического развития, улучшают интеллектуальные способности, производят положительный эффект на постановку речевого аппарата.

При этом тренируются мышцы, чувство равновесия, выносливость, малыш учится быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, формируется правильная осанка, так как занятия логоритмикой способствуют ее улучшению.

Основное предназначение логопедической ритмики – это улучшение речи. Упражнения логоритмикой для детей от 4 лет способствуют формированию правильного дыхания в момент проговаривания звуков, развивается чувство ритма. Малыш учится перевоплощаться и двигаться под выбранный темп, что помогает ему развить его творческие умения и способности.

Логоритмика может успокоить гиперактивного малыша и, наоборот, расшевелить медлительного. Это еще один плюс от таких занятий. Упражнения не имеют возрастных ограничений. Даже ритмичное шагание с новорожденной крохой на руках и декламирование при этом стихотворения уже будет считаться занятием логопедической ритмикой.

Цель таких упражнений для детей до 6 лет – это решить возможные возникшие проблемы с речевым развитием, а также преодолеть трудности, которые не связанные с неречевыми функциями психического характера.

Почему логоритмика помогает преодолеть преграды в разговорных способностях малыша? Речевой аппарат тесно связан с активностью ребенка: чем она выше, тем быстрее проходит овладение умением разговаривать.

Для того, чтобы заниматься с малышом, не обязательно проводить уроки только у логопеда. Логоритмика тем и хороша, что она может быть легко применима и в домашних условиях.

Прием воспитанников в МБУ детский сад № 197 “Радуга”

  • Правила приема в МБУ
  • Информация о зачисленных воспитанниках

Ею можно заниматься с самого рождения, ведь ходьба по комнате с малышом на руках под чтение потешки или под мамино пение колыбельной песенки, — не что иное, как логоритмика. Красивая, правильная речь – результат тонкой координации дыхательной и нервной системы, органов артикуляции и слуха. Если хотя бы один из этих компонентов дает сбой, впечатляющего результата уже не получить.

Цели и задачи

Развитие двигательной сферы малыша в сочетании с музыкой и словом позволяет реализовать комплекс образовательных целей:

  • развивает все виды моторики (общую, артикуляционную, мелкую);
  • формирует правильное дыхание, что, в свою очередь, позволяет, например, отработать произношение смычно-проходных (л, л’), свистящих (с, с’, з, з’, ц) и других видов звуков;
  • тренирует способность ориентироваться в пространстве;
  • помогает выработать точные скоординированные движения, связанные с речью;
  • способствует становлению фонематического слуха (способности улавливать и различать звуки речи), просодических компонентов (темпа и тона речи, пауз, мелодики);
  • вырабатывает навык релаксации;
  • воспитывает чувство радости от общения в коллективе.

Занятия по логоритмике позволяют не только откорректировать некоторые речевые нарушения, но и решить ряд других общеобразовательных задач

Среди задач, решение которых способствует реализации поставленных целей, можно назвать несколько:

  • Уточнение движений артикуляционного аппарата (положения губ, языка, зубов) во время произнесения звуков. Эта задача особенно актуальна для детей младших и средней групп, которые только начинают освоение звуков (а, о, э, п, б, м — в 1–2 года; и, ы, у, х, ф, в, т, д, н, к, г, х, й — в 2–3 года, с, з, ц, ш, ж, ч, щ — в 3–4 года, л, р — в 4–5 лет), и очень важно, чтобы начало этого процесса было грамотно скоординировано.
  • Обогащение лексического багажа. Если в младшем дошкольном возрасте это касается расширения пассивного запаса слов, то в средней и старшей группах, когда дети уже разговаривают полноценно, это касается в большей степени активного словаря. На основании сформированного словесного актива и пассива в старшем дошкольном возрасте у ребят формируется осознанный речевой образ.
  • Тренировка зрительной и слуховой памяти. Выполнение упражнений требует запоминания не только звуков, слов, то есть воспринимаемой на слух информации, но и увиденных движений.
  • Развитие моторики. Так, в младшем дошкольном возрасте тренировка мелкой моторики стимулирует работу речевых центров, и дети быстрее «разговариваются». В старших группах проработка этого вида моторки является важным этапом подготовки руки к письму, что, в свою очередь, относится к важным показателям определения готовности ребёнка к школе. Физические нагрузки, то есть выполнение ритмических движений, в любом возрасте полезны для развития общей моторики, ловкости, гибкости.
  • Формирование умения согласовывать свои движения с речью. Логоритмические упражнения требуют координации действий детей с инструкциями взрослого, а также, что особенно актуально в среднем и старшем дошкольном возрасте, согласования движений и собственных словесных указаний.
  • Расширение границ творческой фантазии и воображения. Логоритмические упражнения могут сопровождаться креативными заданиями. Например, выполнение аппликации из шерстяных ниток во второй младшей группе на занятии по логоритмике на тему «Кошка и котята»: после выполнения игровых действий, малыши садятся за столики и приклеивают кусочки ниток на шаблоны с изображениями кошки и котят.
  • Воспитание товарищества, чувства коллектива. Участие всех детей в логоритмических играх имеет большое значение для формирования эмоционально-положительного климата в группе. В среднем дошкольном возрасте, когда малыши начинают играть не рядом, как это было до 3–4 лет, а вместе, такие упражнения являются важным этапом перехода к активным способам взаимодействия со сверстниками.
  • развивает все виды моторики (общую, артикуляционную, мелкую);
  • формирует правильное дыхание, что, в свою очередь, позволяет, например, отработать произношение смычно-проходных (л, л’), свистящих (с, с’, з, з’, ц) и других видов звуков;
  • тренирует способность ориентироваться в пространстве;
  • помогает выработать точные скоординированные движения, связанные с речью;
  • способствует становлению фонематического слуха (способности улавливать и различать звуки речи), просодических компонентов (темпа и тона речи, пауз, мелодики);
  • вырабатывает навык релаксации;
  • воспитывает чувство радости от общения в коллективе.
Добавить комментарий