Кашель у ребенка: как определить тип симптома, чем лечить, как быстро остановить приступы в домашних условиях, средства, лекарства

Как помочь ребенку остановить кашель

Кашель у ребенка – неприятное явление, способное принести дискомфорт. Если не проводить терапию, то могут возникнуть осложнения. На приеме опытного педиатра можно узнать, как остановить кашель у ребенка. Лечение назначается в зависимости от типа спазма бронхов.

Как распознать кашель у ребенка

Спазм бронхов – физиологический процесс, возникающий под воздействием раздражителей – пыль, резкий запах, дым или наличие бактерий и вирусов. В идеале кашель у ребенка в домашних условиях может появляться эпизодически. Если кашель становится регулярным, носит приступообразный характер и беспокоит малыша в ночное время, то следует посетить специалиста. После тщательного осмотра педиатр расскажет, с помощью каких препаратов остановить кашель у ребенка.

Важно выяснить причины такого состояния. Если безграмотно употреблять лекарства, то может возникнуть очень сильный отек из-за аллергической реакции или болезнь перейдет в хроническую форму. Как остановить сильный кашель у ребенка, чтобы не случилось осложнений? Для начала нужно определиться с типом спазма бронхов:

  • сухой – возникает из-за воспаления в горле. Когда он несильный, то родители не обращают на проблему внимания, это приводит к осложнениям. Возникает он на фоне простудного заболевания;
  • продуктивный – во время него слизь купирует дыхательные пути, поэтому организм стремится избавиться от мокроты. Ночные приступы кашля мешают малышу отдыхать, поэтому каждому родителю хочется их прекратить. Но самостоятельно назначать медикаменты не следует.

Перед тем, как снять приступ кашля у ребенка, нужно еще изучить время суток, в которое спазм обостряется:

  • утро – рефлекс организма указывает на воспаление в верхних дыхательных путях. Чаще происходит спазм из-за того, что слизь из носа стекает и затрудняет дыхание;
  • вечерний – возникает на фоне бронхита и воспалении легких;
  • ночной приступ – такое состояние указывает на развитие коклюша, ларингита или бронхиальной астмы.

Как остановить кашель у ребенка, и какие медикаменты выбирать для эффективной терапии? Эти вопросы рационально задавать в кабинете врача.

Как остановить приступ кашля у ребенка: первая помощь

Как быстро справиться с мучительными приступами кашля? Постоянно покашливание – повод, чтобы обратиться к педиатру. Специалисты рекомендуют действовать по следующему плану, если непрерывный кашель носит непродуктивный характер:

  1. Спазм бронхов без температуры может вызывать ощущения удушья. Если малыш проснулся от ночного кашля, то следует его успокоить и предложить теплой воды.
  2. Как остановить сухой кашель ребенка при помощи морсов и компотов? Пересыхание слизистой оболочки глотки вызывает боль и дискомфорт. Как только их смочить, то приступ прекратится.
  3. Еще родителям нужно следить за тем, чтобы носовые ходы были чистыми. Для пробивания лучше использовать солевые растворы из аптеки (Аквалор, Аквамарис) или капли домашнего приготовления. Педиатры рекомендуют применять сок столетника.
  4. Приступы сухого кашля по ночам часто возникают из-за чрезмерно сухого воздуха в помещении. Необходимо проветривать комнату ребенка перед ночным отдыхом, еще можно приобрести увлажнитель.
  5. Делать ингаляции тоже полезно, как успокоить кашель с их помощью поговорим в этой статье, чуть ниже.

Как остановить приступ сухого кашля у ребенка теперь понятно. Спазм с отхождением слизи требует других действий:

  1. Новорожденным и взрослым детям поможет массаж спины. Необходимо помочь дыхательной системе, при влажном кашле разрешены растирания. Для этого следует использовать жиры животного происхождения – барсучий, бараний или гусиный.
  2. Спазм бронхов – реакция организма позволяющая очистить бронхи. В горизонтальном положении происходит скопление слизи, это провоцирует приступ. Необходимо разбудить ребенка, усадить и дать мокроте выйти.
  3. Если кашель аллергического характера, то нужно дать антигистаминные препараты.
  4. Влажный кашель усиливается, если в носу малыша тоже скопилась слизь. От нее следует избавиться.

Кашляющему малышу необходимо помочь. Нельзя, чтобы ребенок паниковал, это только усилит дискомфорт и может спровоцировать затруднение дыхания.

Как остановить аллергический приступ кашля у ребенка ночью

Что делать, если спазм бронхов атаковал сына или дочку ночью без видимых причин? Родителям следует сразу заподозрить аллергию. Во время такого приступа может появиться видимый отек носа или горла, слизистая краснеет. Действовать необходимо оперативно:

  • нужно вызвать скорую помощь;
  • помещение проветривается, с комнаты выносятся все раздражители, способные вызвать такую реакцию;
  • от пищевой аллергии можно дать активированный уголь или аналогичные препараты;
  • антигистаминные препараты на время облегчат кашель.

Аллергия способна вызвать удушье, в каждом десятом случае наступает смерть. Врачи скорой помощи делают укол, который снимает отек. Ребенка госпитализируют в больницу.

Как остановить кашель ночью у ребенка

Если чадо закашливается по ночам, то нужно облегчить это состояние. Как остановить ночной кашель у ребенка, должны знать все родители. Если спазм происходит во сне, то малыша необходимо разбудить. Бронхи и трахеи во время горизонтального положения тела закупориваются слизью, это мешает нормальному дыханию.

Как научить ребенка выговаривать букву «Р»

Наиболее частый запрос обращения родителей к логопеду-дефектологу — нарушение произношения звука «Р». Он формируется в речи ребенка в последнюю очередь, постановка звука «Р» требует контроля со стороны взрослых.

Когда нужна коррекция

Звук «Р» — один из сложных в развитии речи ребенка. Он относится к категории сонорных, в составе которых тона голоса больше, чем шума.

Специалисты ставят «Р» последним, когда все остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Постановкой «Р» занимаются после 5,5-6 лет. До этого времени нарушение в его произношении — возрастная норма.

В некоторых случаях к логопеду стоит обратиться с 4 лет, когда «Р» появился в речи, но проявляется некорректно. В данном варианте ребенок не заменяет «Р» другими звуками («Л», «В»), а пытается выговорить «Р», но с нарушениями артикуляционного аппарата.

Норма произношения «Р»:

  • губы расслаблены;
  • расстояние между зубами 4-5 мм;
  • кончик языка поднимается к верхним деснам;
  • язык вибрирует в струе воздуха;
  • средняя часть спинки языка выгибается;
  • задняя часть языка направлена назад, прижимается к небу;
  • боковые края прижаты кверху;
  • голосовые складки в момент говорения колеблются.

Нарушение произношения твердого «Р» и мягкого «РЬ» в дефектологии называют ротацизмом или параротацизмом. В советское время эти нарушения называли картавостью.

Основные виды ротацизма, которые требуют коррекции:

  1. Велярный.
    Кончик языка опущен вниз, не участвует в артикуляции. Язык напряжен, отодвинут назад. В произношении мало голоса, много воздуха. Звук получается гортанным, громким.
  2. Увулярный.
    Язык вибрирует в воздушной струе. Звук мягкий, тихий, плавный.
  3. Носовой.
    Воздух направлен в нос, отсутствует вибрация.
  4. Двугубный.
    В артикуляции принимают участие только губы, без языка.
  5. Щелевой.
    Язык направлен вверх и образует щель с мягким небом. Звук меняется на «З» или «Ж».
  6. Межзубный.
    Язык находится между зубами.

Этапы коррекции нарушений:

  1. Подготовительный.
  2. Постановка звука.
  3. Автоматизация.
  4. Дифференциация.
  5. Закрепление в речи.

Причины неправильного произношения

  1. Искаженное произношение.
  2. Отсутствие звука в речи ребенка.
  3. Замена одного звука другим.
  1. Нарушения артикуляционной моторики и строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, нарушения прикуса, отсутствие зубов, высокое небо.
  2. Нарушение центральной регуляции дыхания. Нарушены ритм, координация вдоха и выдоха. Выдох происходит через нос при горловом произношении. Дефекты обусловлены изменениями мышечного тонуса, ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ.
  3. Педагогическая запущенность. Ребенок не слышит грамотную речь в бытовых ситуациях, нет тренировки грамотности. Взрослые осознанно подражают его произношению, изменяя звуки, не исправляют некорректное звучание. Дошкольнику не читают литературных произведений, не ведут с ним долгих бесед.
  4. Нарушение фонематического слуха. Ребенок не различает фонемы родного языка, смешивает их, плохо понимает речь окружающих.

Проблемы с речевым дыханием

Речевое дыхание — основа звучащей речи. Оно отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Речевое дыхание — возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звуков. Вдох при этом короче выдоха в 5-8 раз. На длительном выходе и образуется речь. При корректном речевом дыхании ребенок говорит четко и выразительно, соблюдает паузы.

Дошкольники не контролируют себя, начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе, набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это сказывается на правильном произношении. Если ребенок не выговаривает «Р», начинать работу по коррекции следует с дыхания.

Нарушения слуха

Фонематический слух — способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы. С самого рождения дети осваивают родную речь способом подражания. К 4 годам у дошкольника формируется техника произношения всех звуков, кроме сонорных.

Нарушение фонематического слуха (дислалия) затрудняет восприятие устной и письменной речи в школьном обучении, поэтому необходима коррекция дефектов сразу при их обнаружении.

Логопедические упражнения для развития фонематического слуха, которые родители могут проводить самостоятельно:

  1. Взрослый называет ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит загаданный.
  2. Взрослый хлопает в ладоши или стучит карандашом ритм, который ребенок должен повторить.
  3. Взрослый диктует звукосочетания, ребенок их повторяет.
  4. Взрослый показывает картинки, ребенок выбирает те, в которых есть загаданный звук.
  5. Взрослый называет слова правильно и неправильно, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит правильный вариант.

Недостаточное развитие органов речи

Незрелость речевого аппарата — основная причина нарушения произношения у дошкольников. Речевой аппарат состоит из 2 отделов: центральный (отделы головного мозга) и периферический (язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть). Нарушения работы головного мозга диагностируются и корректируются нейропсихологом. Дефекты артикуляционного аппарата устраняет логопед-дефектолог в игровой форме.

Индивидуальное строение уздечки

Укороченная уздечка, аномалии ее расположения — дефект ротовой полости, который возникает в раннем детстве. Проблема эффективно решается хирургическим путем, при своевременном обращении к специалисту подъязычная связка растягивается с помощью упражнений и логопедических инструментов.

Подготовка артикуляционного аппарата

На коррекционных занятиях подготовительный этап отводится работе с артикуляционным аппаратом. Проводятся упражнения для растяжки подъязычной связки, верхнего подъема языка, разминки губ и челюсти.

Задания для подготовки артикуляционного аппарата к работе:

  1. «Качели» — открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и к подбородку.
  2. «Лошадка» — щелкать языком медленно и сильно, имитируя звук копыт лошади, при этом нижняя челюсть остается неподвижной.
  3. «Болтушка» — широким кончиком языка провести по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. Одновременно произносить «БЛ-БЛ-БЛ».

Упражнения на дыхание

Дыхательная логопедическая гимнастика:

  1. «Пузыри».
    Сделать глубокий вдох через нос, надуть щеки и выдохнуть через рот.
  2. «Мельница».
    Ноги вместе, руки вверх. Вращать прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Ускорять движения, усиливать звук.
  3. «Гуси».
    Ходить по комнате, взмахивая руками, как крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у».
  4. «Воздушный шар».
    Лежа на спине, положить руку на живот. Сделать глубокий вдох и выдох, наблюдая за движением руки. Надуть живот как шар.
  5. «Ежик».
    Имитация пыхтения ежа с напряжением мышц носоглотки.

Способы постановки звука

Основные приемы постановки:

  1. По подражанию — внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляции при использовании зрительного и слухового контроля.
  2. Механическим способом — с использованием логопедических зондов, шпателей, поручных средств.
  3. Смешанным способом — постановка от других звуков.

Период закрепления правильного звука — от 25 до 60 дней. Уроки проводят 2 раза в неделю, без логопеда в домашних условиях занимаются ежедневно.

Подражание

До 6 лет чистые «Р» и «РЬ» появляются у детей по подражанию. Ребенок овладевает артикуляцией самостоятельно через фонематическое восприятие, ориентируясь на речь окружающих людей. Поэтому произношение взрослых должно быть чистым и четким, без нарушений.

Постановка «Р» от звука «Д»

Можно научить ребенка говорить букву «Р», отталкиваясь от уже сформированных звуков.

Постановка от «Д»:

  1. Ребенок звонко произносит «Д». Кончик языка упирается в альвеолы верхнего неба. Язык не отрывается от неба.
  2. Повторять без остановки «Ддддд». Язык завибрирует и появится «ДДД-РРР».
  3. Говорить слоги ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, в которых «Р» звучит твердо.
  4. Проговаривать слова, которые начинаются с «ДР», «ТР», отработать произношение.
  5. Убрать «Д» из упражнений.

Если у ребенка не получается вибрировать языком, то можно помочь ему, мягко подтолкнув язык палочкой от мороженого.

Упражнения от звука «Ж»

Если дошкольник корректно выговаривает «Ж», то при его выговаривании можно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Закрепить его, повторяя упражнения. После автоматизации «Р» подбирать слова без использования «Ж».

Постановка от звука «З»

Ребенок произносит «З» кратко, слегка дотрагиваясь языком до альвеол, сильно дует на язык. Будет слышен одноударный «Р», который потом легко переходит в вибрирующий.

Этот способ редко применяется на практике, т.к. артикуляция «Р» и «З» различна.

Упражнения от звука «С»

Ребенок длительно тянет «Ссссс», затем вдыхает через рот и прижимает язык к альвеолам. Появится короткий «Р», который автоматизируется через вышеописанные упражнения.

На вдохе

Отличительная особенность вышеописанного метода в том, что звук вызывается на вдохе. Речь строится на длительном выдохе, вдох при речевом дыхании короткий. Но при постановке «Р» от «С» ребенок произносит звук, вдыхая воздух.

Механическим методом

«Р» ставится механическим способом с помощью логопедических инструментов. Ребенок открывает рот, поднимает язык к небу. Логопед постукивает молоточком в альвеолы, добавляет вибрацию шпателем. Звук закрепляется с помощью упражнений, отрабатывается вибрация сначала со шпателем, потом без него.

Вибрацию языка удается получить следующим способом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке), убрать язык за верхние зубы и сильной струей воздуха сдуть его с языка.

Механический метод применяется с осторожностью, в игре, чтобы не травмировать дошкольника.

Постановка звука «РЬ»

При замене «Р» его мягкой парой ребенок широко раскрывает рот и более протяжно произносит звук, переместив передний край языка вперед к верхним резцам. При этом «Р» сочетается с передним гласным «И». В результате звук приобретает мягкий оттенок.

Автоматизация звука «Р» в слогах «ра-ро-ры-ру»

Игра на отработку «Р» в открытых слогах помогает ребенку закрепить твердую и мягкую формы, способствуют плавности речи.

Дошкольник повторяет скороговорки:

Ра, ра, ра — теплая нора.

Ра, ра, ра — тонкая кора.

Ры, ры, ры — сидит ежик у норы.

Ры, ры, ры — добежали до горы.

Ру, ру, ру — погуляем мы в бору.

Ру, ру, ру — много ягод наберу.

Ро, ро, ро — позвонили мы в бюро.

Постановка звука «Р» по Хватцеву

Советский педагог М. Е. Хватцев в 1959 г. разработал систему поэтапной постановки «Р»:

  1. Сопоставление словосочетаний с объяснением разницы для развития фонематического восприятия (жарко-жалко, вор-вол, рожки-ложки).
  2. Получение вибраций механическим способом, постукивая по деснам, и через работу с воздушной струей.
  3. Постановка «Р» от получившегося длительного «Д» и «Р».
  4. Автоматизация через вставку редуцированного гласного звука «Ы» (дыыыра, тыыыыра).

Способ по Левиной

Логопед Р. Е. Левина в 1965 г. разработала комплекс артикуляционных упражнений для обучения произношению «Р».

Читайте также:  Возможности эффективного лечения преждевременного семяизвержения у мужчин

На первом этапе упражнения направлены на получение фрикативного «Р» без вибрации после достижения правильной артикуляции.

На втором — тренируется вибрация языка от звуков «Ш», «Ж». Ребенок раздвигает губы, не округляя их, протягивает «Ж», сдвигает кончик языка наверх к деснам, щель между ними отсутствует. Ребенок сильно выдыхает воздух.

Для выработки вибрации используют звук «Д», который проговаривае тся на одном выдохе. Рот широко открыт, передний край языка плотно соединяется с деснами верхних зубов. «Д» произносят вместо «Р» в словах с сочетанием «ТР» или «ДР».

Метод Богомоловой

А. И. Богомолова в 1979 г. предложила способ выработки вибрации для говорения «Р». Зубы открыты на расстояние 2 пальцев. Язык прижимают к небу, максимально растянув уздечку. Педагог пальцами сдвигает к небу края языка,уздечка при этом свободна.

Ребенок глубоко вдыхает воздух и резко выдувает его, подключая голос. Образуется сочетание «ТЖ». Упражнение повторять, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «ТЛЕ» изменится в «ТР». После закрепления короткого «ТР» отрабатывают раскатистое «ТР» с помощью пальцев, а потом и без них.

Как научить ребенка говорить букву Р

Трудности в овладении сонарными звуками «р» и «р’» часто встречаются у детей дошкольного возраста. Наряду с обучением счету, чтению и письму, многие родители очень хотят, чтобы их ребенок научился правильно выговаривать эту букву еще до школы. Научиться выговаривать букву Р без логопеда помогут специальные занятия по правильному звукопроизношению.

Трудности с произношением: почему ребенок не выговаривает «Р»

В речевом развитии звук «р» считается одним из самых сложных для проговаривания, поэтому для его изучения логопеды отводят большой временной отрезок. Так, двухлетний ребенок еще не может говорить букву Р внятно и четко. Но к 5-6-летнему возрасту настает время для продуктивных результатов в звукопроизношении.

В каком случае произношение Р считается неправильным:

  • При озвучивании слова «р» выпадает из произношения (караван – «ка_аван»);
  • В словах с буквой «р» ребенок изменяет/проглатывает окончание;
  • Малыш в своей речи заменяет «р» в словах на более простые звуки «ы», «л» или «й» (радуга – «ладуга», дерево – «дейево» и т.д.);
  • Звук «р» ребенок произносит с вибрацией или гортанно, на французский манер.

Видео-помощник: учимся красиво говорить звук “Р”:

Факторы организма, влияющие на сложность в произношении Р

Сложность произношения звука «р» может быть обусловлена многими причинами, в том числе физиологическими, которые нельзя оставлять без внимания.

  • Короткая уздечка языка

Неразвитая уздечка может затруднять становление речи, в том числе мешать правильному произношению звуков. Ребенок попросту не может дотянуться языком до верхнего неба и воспроизвести звук. Степень неразвитости уздечки определяет логопед, он же принимает решение по необходимости её коррекции.

  • Малоподвижный речевой аппарат

Слабая подвижность лица и органов речи может быть причиной плохого качества речи у ребенка. Его тренировка необходима для укрепления лицевых мышц. Активные движения ртом (широкая улыбка, губы трубочкой и т.д.), гримасы способствуют подготовке артикулярного аппарата к правильному произношению звуков. Чем лучше будут развиты органы речи, тем четче будет речь у малыша.

  • Некорректное фонематическое восприятие

При этом нарушении ребенок неправильно интерпретирует услышанное слово (дудка – «тутка», пижама – «бизяма» и др.). Неправильно произносимые звуки могут казаться потешными для взрослых, но, повторяя их из раза в раз, ребенок рискует искажать их все с большей регулярностью.

  • Нарушенное дыхание

При утечке воздуха во время дыхания в неправильном направлении, звуки могут произноситься ребенком неправильно. Особенно заметно это проявляется у дошкольников, когда Р произносится «в нос». Причиной (помимо заложенности носа от насморка) могут быть увеличенные аденоиды, слабая работоспособность легких, проблемы с сердечно – сосудистой системой. В этом случае речевое дыхание корректируется под наблюдением врача с помощью упражнений, чередующих физическую и речевую нагрузку.

Нужна ли помощь логопеда?

Научить самостоятельно своего ребенка правильно произносить звук Р – вполне реально. Но первичная консультация логопеда не будет лишней. Специалист поможет правильно определить причину трудностей произношения, а также предложит оптимальные варианты формирования четкой и внятной речи.

Чем поможет ребенку логопед:

  • определит конкретную причину нарушения речи ребенка;
  • изучит симптоматику и структуру нарушения речевой деятельности;
  • составит индивидуальную систему коррекционного воздействия на речевой аппарат.

Первое посещение логопеда обычно происходит в возрасте 2-3 лет, оно предусмотрено в плановом осмотре перед походом в детский сад. Практически всегда в совокупности с консультацией логопеда проводится осмотр ребенка невропатологом, чтобы исключить нарушения в развитии головного мозга (дизартрия, дислалия, брадилалия и др.).

Учимся говорить «Р»: речевая гимнастика

Многие родители задаются вопросом, как быстро научить ребенка говорить букву Р. В домашних условиях речевой аппарат разрабатывать можно, используя простые упражнения. На начальном этапе работы применяется речевая гимнастика. Именно она в совокупности с поэтапной постановкой звуков сделает речь малыша более четкой.

Речевая гимнастика делится на три группы, каждая из которых важна для формирования правильного звукопроизношения. Приведем несколько примеров каждого вида гимнастики, которые можно использовать при трудностях в произношении буквы «Р».

Упражнения для дыхания

“День рождения”. Попробуй представить, что перед тобой именинный торт со свечами. Покажи родителям, как ты будешь задувать свечи. Набери воздуха, чтобы задуть все разом. А затем попробуй задуть по одной из них.

“Полет снежинки”. Положи на ладонь кусочек пушистой ваты и представь, что это – снежинка. Попробуй сдуть её с руки. Получается? Попробуй сдуть одновременно два кусочка. Вдох должен быть через нос, а выдох – плавный, длительный через рот.

Упражнения для губ

“Заборчик”. Сомни крепко зубы. А теперь раскрой губы (не рот!) и покажи свой белый заборчик. Спрячь его обратно. Повтори упражнение 5-7 раз.

“Хоботок”. Попробуй показать, какой хоботок у слоника. Для этого максимально вытяни вперед губы. Вот какой хоботок!

“Лягушка”. Растяни губы в улыбке, покажи, какой широкий рот у лягушки.

Упражнения для языка

“Иголка”. Острую иголочку можно показать языком. Открой рот и вытяни узкий язычок вперед.

“Лошадка”. Попробуй показать, как цокает лошадка. Открой рот, подними и прижми язык к нёбу, щелкни им.

“Варенье”. Представь, что у тебя на губах сладкое варенье. Открой рот, попробуй язычком облизать верхнюю и нижнюю губу.

“Качели”. Открой рот, сделай острый язычок. Потянись язычком сначала высоко к носу, потом опусти его низко, к подбородку. Повторяй упражнение в той же последовательности: вверх/вниз, пока язычок не устанет.

Делаем “Барабанщик” и другие полезные упражнения, как это показано на видео:

Упражнения для растяжения уздечки языка

При короткой уздечке языка логопеды прежде всего рекомендуют растягивать её с помощью массажа и артикуляционных упражнений. Их можно выполнять в игровой форме, и при должном подходе уздечка перестанет быть помехой в произношении звука «р». Следует отметить, консервативный метод удлинения уздечки эффективен у детей в возрасте до 5 лет.

  • Тянемся до носа

Дотянуться до кончика носа – задача не каждому под силу, но можно провести соревнование, кто же дотянется сильнее. Кончик языка нужно максимально тянуть вверх. Повторять упражнение по 5-7 раз в день.

  • Как котенок

Ребенок видел, как котята лакают молоко? Предложите ребенку попробовать лакать что-нибудь, как домашняя кошка. Например, сгущенное молоко на тарелке. Это отличное действие для растяжения уздечки.

  • Легкий массаж

Массаж подъязычной уздечки с целью её растягивания проводится взрослым. Эту несложную процедуру можно проводить дома, после того, как способ растягивания уздечки массажем продемонстрирует логопед. Ребенок открывает рот и поднимает кончик языка вверх. Чистыми пальцами рук (большим и указательным) взрослый аккуратно берет под языком уздечку и делает массирующие движения. Допустимо небольшое подтягивание уздечки вверх. Массаж делать 2 раза в день по 3 минуты.

Закрепление звука «Р» в речи ребенка

Обучение дома правильному произношению должно выполняться ежедневно по 3-5 повторов. Малышам до 4-5 лет необходимо показывать упражнения на своем примере. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется и как должен выглядеть результат. Детям после 5 лет можно выполнять некоторые занятия перед зеркалом – по мнению логопедов, именно так лучше всего происходит автоматизация звука «р».

  • Произнеси слоги
ра-ра-ра-рара-ро-ры-ру
ро-ро-ро-рору-ры-ра-ро
ры-ры-ры-рыры-ра-ро-ру
ру-ру-ру-руро-ру-ра-ры
  • Чистоговорки

РА-РА-РА (2 раза) – был я у ребят вчера.

РО-РО-РО (2 раза) – потерял петух перо.

РУ-РУ-РУ (2 раза) – заяц спрятался в нору.

РЕ-РЕ-РЕ (2 раза) – мы играем во дворе.

УР-УР-УР (2 раза) – с Катей мы ловили кур.

  • Повтори предложения

– Вера и Рома играют в жмурки.

– Туристы развели костёр.

– Фёдор топором рубит дрова.

– У Иры красные рукавички.

– Шофёр проверят мотор.

  • Повтори скороговорки

– На горе Арарат растёт крупный виноград.

– У мыши в норке сыра корка.

– Трое трубачей трубили в трубы.

– После росы росли розы.

– Во мраке раки шумят в драке.

  • Повтори потешки

У реки росла рябина,

А река текла – рябила.

Там гуляла рыбина.

Эта рыба – рыбий царь,

Под горкой – норка.

В этой норке крот

Шёл Егор через двор,

Нёс топор чинить забор.

Также научить в домашних условиях произношению «р» можно с помощью детской литературы. Для упражнения потребуются книги с иллюстрациями. Попросите ребенка назвать изображенный предмет, в названии которых есть буква Р. Это могут быть: ромашка, рак, рубашка, ракета, робот, барабан, марка, паровоз, труба, карта, пирамидка и т.д.

Учим ребенка говорить звук «Р» дома – что взять на заметку

Упражнения для занятий с ребенком очень просты, но, тем не менее, первое время могут вызывать сложности. Если вы решили заниматься самостоятельно, проявляйте терпение и настойчивость в процессе усвоения произношения буквы Р. Помните – даже небольшие, но регулярные речевые тренировки способны принести результат.

Вот несколько полезных советов по процессу обучения звукопроизношению:

  • чтобы не потерять интерес ребенка к упражнениям, занимайтесь последовательно по нескольким звукам. От простых заданий переходите к более сложным, последовательно. Если малышу из раза в раз тяжело дается одно из заданий, предложите альтернативу;
  • используйте разнообразный материал для автоматизации и закрепления звука в речи. Чередуйте в занятиях чистоговорки, стихи, картинки с предметами, наборы слов, которые содержат отрабатываемый звук;
  • для прогрессивного результата важен положительный эмоциональный настрой у ребенка. Если малыш не настроен заниматься по какой-то причине, то выполните упражнения чуть позже;
  • поставленные звуки требуют постоянного закрепления в речи. Поэтому важна систематичность в проведении занятий. Уделяйте время “проблемному” звуку не менее 20 минут ежедневно.

P.S. Также советуем вам ознакомиться с другими полезными материалами из рубрики “Обучение и развитие детей“

По пути из дома в садик мы с ребенком каждый день повторяли всего пару звуков и он очень быстро научился говорить букву р… А упражнение очень легкое. Задаю ему вопрос – скажи, как рычит собака? И он очень пытается произнести ‘Ррррры’ или как мурлыкает кот ‘мур, мур, мур…’

За один вечер научились говорить р мягкую! Спасибо огромное за данные загятия.

За один вечер научились говорить р мягкую! Спасибо огромное за данные занятия. Детям очень понравилось.

Как научить ребёнка говорить букву «р»

Совладать с непокорным звуком помогут «комарик», «моторчик» и «барабан».

Из всех звуков дети осваивают «р» последним, годам к пяти‑шести. Если вашему ребёнку меньше, не торопите события. Если чуть больше — не паникуйте. Давайте спокойно разберёмся, что не так с этой буквой и какие есть способы с ней совладать.

Почему рычать трудно

Звук «р» считается одним из наиболее сложных для воспроизведения. Чтобы правильно его произнести, нужно:

  • приподнять кончик языка к верхним зубам — при этом он должен оставаться распластанным, как блинчик, а не суживаться от напряжения;
  • на выдохе направить на кончик мощный воздушный поток так, чтобы возникла вибрация.

Для подобных манипуляций ребёнку необходим развитый речевой аппарат, сильные корень языка и уздечка. Обычно всё это формируется к шести годам.

Что мешает произнести букву «р» правильно

Даже имея во рту подготовленный инструментарий, дошкольники умудряются искажать злополучный звук. И на то есть несколько причин.

1. Короткая подъязычная связка

Также её называют уздечкой. Она мешает свободно двигать языком и поднимать его вверх. Чаще всего проблему обнаруживают ещё в роддоме. Если подъязычная связка не позволяет младенцу нормально сосать грудь, её подрезают. В более позднем возрасте уздечку, как правило, растягивают с помощью логопедических упражнений.

2. Нарушение фонематического слуха

Фонематическим слухом называют способность правильно воспринимать и воспроизводить звуки речи. В норме малыш уже в три года улавливает разницу между похожими звуками — даже если и не умеет их произносить.

Иногда развитие фонематического слуха задерживается из‑за перенесённого отита, аденоидов или других проблем со здоровьем. В результате нарушается звуковой анализ и синтез: ребёнок не так слышит звук, пропускает его в речи или заменяет другим.

3. Неправильное речевое дыхание

Для корректного произношения нужно уметь управлять своим выдохом. Не у всех детей это получается: кто‑то во время вдоха поднимает плечи, другие дышат слишком поверхностно и неравномерно или не умеют распределять выдох по словам.

4. Глубокий прикус

При правильном прикусе верхние передние зубы перекрывают нижние примерно на треть, а остальные смыкаются друг с другом. А вот если прикус слишком глубокий, верхние закрывают нижние больше, чем наполовину. Добиться правильного положения языка с упором за верхние зубы становится сложнее.

Как коверкают букву «р»

На специализированных ресурсах Ротацизм описаны следующие основные варианты искажения звука «р», или по‑научному ротацизма:

  • Картавость, или горловое «р». Вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо. Такое произношение нормально для французской и немецкой, но не для русской речи.
  • Боковое «р». Язык одним боком прижат к верхним зубам, вторая сторона свисает, а кончик не вибрирует. В результате получается что‑то похожее на «рль».
  • Одноударное «р». Вместо того чтобы вибрировать, кончик языка один раз ударяется о твёрдое нёбо, образуя подобие английского r.
  • Носовое «р». На выдохе воздушный поток проходит не через рот, а через нос. Вдобавок кончик языка оттянут назад и не участвует в артикуляции. Фраза «Рома, открой двери!» превратится в «Нгома, откнгой двенги!».
  • Кучерское «р». И снова вибрация происходит не там, где нужно, а именно на сближенных губах. Малыш издаёт что‑то похожее на «тпру».
  • Параротацизм, или замена «р» другим звуком. Вместо «ребёнок» вы слышите «лебёнок», «гебёнок», «вебёнок», «яебёнок» или даже «ыебёнок».
  • Пропущенное «р». Малыш просто избегает сложностей. Говорит не «рыба», а «ыба», не «рад», а «ад», не «гром», а «гом».
Читайте также:  Кетотифен - официальная инструкция по применению, аналоги, цена, наличие в аптеках

Какие упражнения можно делать дома

Установить точную причину ротацизма и определить, как с ним бороться в вашем конкретном случае, — задача для логопеда. Но если ребёнку ещё нет шести или из‑за определённых обстоятельств навестить специалиста пока не получается, можно попробовать обуздать «р» самостоятельно. Для этого нужно выполнить всего три условия.

  • Набраться терпения. Процесс вряд ли будет быстрым, а результат лёгким. Возможно, вам понадобятся месяцы ежедневных занятий.
  • Подготовить место. Логопедические упражнения лучше выполнять сидя вдвоём перед большим зеркалом. Малышу необходимо отчётливо видеть движения рта — вашего и своего. Как вариант, расположитесь друг напротив друга, но тогда у вашего ученика должно быть большое настольное зеркало.
  • Настроиться на игру. Хотя освоение «р» — дело серьёзное, проводить занятия лучше в игровой форме. Пусть ребёнок воспринимает их как повод весело провести время с мамой или папой, а не как тяжёлую и скучную обязанность. В любом случае тренировка должна занимать не более 10–15 минут в день, да и то с перерывами.

А теперь перейдём непосредственно к упражнениям.

Артикуляционная гимнастика

Начинать занятие нужно с разминки речевого аппарата. Эти упражнения разогреют мышцы, укрепят язык и помогут растянуть подъязычную уздечку.

1. Качели

Широко открываем рот и болтаем языком вверх‑вниз, касаясь то верхних, то нижних зубов. Потом задерживаем кончик у верхних зубов на 15–20 секунд.

2. Кукушка

Рот по‑прежнему широко открыт. Высовываем кончик языка и дотрагиваемся им до верхней губы, а затем прячем за верхние же зубы.

3. Маляр

Представляем, что язык — это широкая кисть, и тщательно «красим» им зубы, щёки, верхнее нёбо.

4. Лошадка

Щёлкаем языком по верхнему нёбу, как будто цокают копыта лошади.

4. Угощение

Облизываем распластанным языком губы по часовой и против часовой стрелки.

5. Котёнок

Представляем, что на блюдце лежит лакомство — варенье или мороженое. Теперь нужно высунуть язык как можно дальше и слизать угощение так, чтобы язык не сворачивался в трубочку, а оставался распластанным.

6. Гармошка

Поднимаем язык вверх и «приклеиваем» его кончиком к нёбу. Теперь, не отрывая язык, открываем и закрываем рот.

7. Молоточек

Растягиваем рот в улыбке и стучим кончиком языка по основанию передних зубов, как будто забиваем гвозди.

Упражнения на постановку звука «р»

Чтобы правильно произнести «р», нужно начинать с других звуков.

1. Барабан

Широко открываем рот и ударяем кончиком языка за верхними зубами, произнося звук «д». Сначала медленно, потом — быстрее. А там уже и до «р» недалеко.

2. Жужжалка

Произносим звук «ж» и при этом постоянно оттягиваем кончик языка вглубь рта. Со временем «ж» перейдет в слабовибрирующий «р».

3. Змейка

Несколько раз повторяем звук «с‑с‑с», после чего заглатываем язык и касаемся кончиком нёба.

4. Индюк

Высовываем широкий язык и выполняем движения взад‑вперёд, скользя кончиком по твёрдому нёбу. В момент, когда язык касается альвеол — бугорков за верхними зубами, получается одноударное «р».

5. Комарик

Широко открываем рот, поднимаем язык вверх и упираем его в альвеолы. А теперь секунд 10–15 энергично жужжим, как комар.

6. Моторчик

Кладём под язык указательный палец или ватную палочку и энергично водим взад‑вперёд, одновременно выполняя упражнение «Комарик».

Закрепление результата

Когда сам звук уже будет получаться, нужно довести его произношение до автоматизма. Для этого после артикуляционной гимнастики вместо упражнений на постановку выполняйте комплекс для закрепления навыка.

  • Несколько раз громко и чётко произносим букву «р».
  • Отрабатываем «р» через согласные звуки «д» и «т»: «дра‑дро‑дру», «тра‑тро‑тру».
  • Убираем поддерживающие «д» и «т» и работаем с «ра‑ро‑ру».
  • Переходим к обратным слогам «ар‑ор‑ур», а также к положению «р» между гласными — «ору‑ура‑ара». Повторяем эти сочетания в разных комбинациях изо дня в день, пока у ребёнка не получится произносить «р» с вибрацией. Только потом можно упражняться со словами.
  • Сперва отрабатываем слова, которые начинаются на «р» или даже на «тр» и «др» (трава, дрова, трон, дрон, трап, драп, рука, река, рубашка). Потом берёмся за существительные, где «р» находится в середине или в конце (корова, здорово, ковёр, забор, топор).
  • Подключаем предложения, стишки и скороговорки с буквой «р».

Когда отвести ребёнка к логопеду

Желательно сделать это до того, как малыш пойдёт в школу. Иначе проблема с произношением или восприятием «р» может сказаться на учёбе или общении со сверстниками.

Сколько времени займёт коррекция? Всё очень индивидуально: одним хватает трёх‑четырёх занятий со специалистом, а другим нужны месяцы регулярных тренировок дома под контролем логопеда. В любом случае во взрослом возрасте процесс исправления речевых ошибок потребует гораздо больше времени и усилий, чем в 6–7 лет.

Упражнения для домашних занятий на выговаривания буквы Р для детей

  • Логопедические занятия дома на букву «р»
  • Советы логопеда
  • Упражнения для постановки буквы «р»
  • Подготовка речевого аппарата
  • Постановка звука «р» с детьми
  • Закрепление результата
  • Когда нужна помощь логопеда

После года ребенок начинает пробовать произносить слова, в два — предложения, а в три — уже выстраивает свою речь осознанно. Некоторым малышам очень сложно выговаривать звук «р». Случается и так, что и взрослому человеку эта буква не кажется легкой в произношении. Как научить ребенка говорить букву р в домашних условиях упражнения, помогающие закреплению навыка, тренировки и артикуляционная гимнастика — обо всем можно узнать из данной статьи.

Логопедические занятия дома на букву «р»

В логопедии много уроков связаны со звуком «р». Однако занятия можно проводить дома и без логопеда.

Как можно дома научить ребенка говорить букву р — выстроить грамотно план работы, который состоит из нескольких частей.

Артикуляционная гимнастика дома

Важно! К шести годам, когда малыш готов идти в первый класс, детский речевой аппарат должен хорошо натренирован. Букву «р» к этому возрасту детям обычно просто проговаривать. Если есть проблемы выговаривания согласных ,следует обязательно обращаться к специалистам.

Логопедические занятия дома:

  • Обязательно начинаются с разминки, артикуляционной гимнастики. Одновременно развивается речевое дыхание.
  • Затем следует разминка языка.
  • И только после этого можно приступать к работе над произношением буквы.

Советы логопеда

Занятия с логопедом на букву р всегда выстраиваются поэтапно. Поэтому, домашнее обучение также следует научиться проводить последовательно, не требуя от малыша сразу большого результата.

Важно разговаривать с малышом как моно чаще: на прогулке, дома, перед сном, в гостях. Обязательно и ежедневно тренироваться, читать детские книжки вслух.

Дополнительная информация! Нельзя перебивать ребенка, если он пытается что-то сказать, а произношение дается с трудом. Следует выслушать до конца все, что он хотел сказать, повторить за ним, исправляя ошибки. А самые трудные слова четко проговорить отдельно, затем — с ребенком.

Упражнения для постановки буквы «р»

Упражнения для буквы р для детей следует проводить ежедневно, желательно в игровой форме. Лучше всего будет проводить занятия утром и вечером и обязательно сидеть перед зеркалом, чтобы малыш видел работу своих губ. Сначала родитель показывает на своем примере, как произносить буквы правильно, после — ребенок повторяет. Все уроки проводятся в дружелюбной обстановке, никаких криков и скандалов допускать нельзя, чтобы избежать негативного опыта.

Подготовка речевого аппарата

В работе с упражнениями для произношения буквы р для детей есть множество нюансов. И, конечно, изначально следует подготовить речевой аппарат к работе. Начало тренировок — артикуляционная гимнастика.

Подготовка к дальнейшей работе над произношением

Обратите внимание! Упражнения делаются всегда перед зеркалом вместе с малышом. Так ему проще повторять за родителями. Тренировки выполнять ежедневно, повторяя каждое упражнение по 6-8 раз. Помнить о том, что детская нервная система формируется до десяти лет, поэтому, при первых признаках усталости и раздражения стоит делать короткий перерыв.

Гимнастика преследует цели:

  • Развить подвижность языка. Делаются различные упражнения, чтобы язык был широким, узким, поднимают и опускают его, касаются поочередно щек.
  • Развить подвижность губ. Упражнения «Клоун», «Пятачок», «Обезьяна».
  • Развить навык удержания нижней челюсти в определённом положении. Ребенок пытается ее выдвинуть вперед и зафиксировать и обратно.
Трудности произношения «р»

Почему буква вызывает трудности:

  • Часто она находится между гласными в словах.
  • Ребенку сложно ее произнести правильно, он заменяет ее на «л», «ы», «й», поскольку не имеет верного навыка произношения,
  • Малыш не может достаточно твердо произнести звук, возникает грассирование (подобно французскому языку) или сильная вибрация (картавость).
  • Произношение получается «в нос». Это происходит по причине того, что малыш не знает, где должен находится кончик языка при выговаривании.
Тренировка мышц языка

В упражнениях для звука р для детей всегда присутствует разминка языка:

Упражнения для языка из логопедии

  • «Качели». Широко открыть рот, поднимать и опускать язык вверх и вниз, касаясь зубов и задерживаясь по 20 секунд в одном положении.
  • Облизывать губы языком по часовой стрелке и наоборот.
  • «Маляр». Рот закрыт, языком внутри водить по небу, щекам и зубам.
  • «Лошадка». Ребенок цокает языком, подражая лошадке.
  • «Слоник». Вытянуть губы вперед, втянуть воздух, как будто слон набирает воду, затем на выдохе выпустить воздух.
Комплекс упражнений для растяжения уздечки языка

Логопедические занятия на букву р зачастую сопровождаются упражнениями для растяжения уздечки языка, поскольку проблемы с выговариванием звука могут крыться именно в короткой уздечке.

Упражнения всегда выполняются медленно:

  • Широко открыть рот, оставив неподвижным. Язык двигается по небу от зубов к горлу.
  • «Футбол». Открыв рот, малыш дотрагивается до правой и левой щеки по очереди, напрягая сильно кончик языка.
  • «Котенок». Это самое любимое упражнение у детей. На блюдечко налить любимое лакомство и попросить языком слизывать его.
  • «Гармошка». Язык сильно прижать к нёбу. Затем открывать и закрывать рот, язык остается при этом неподвижным.

Упражнения для растяжения уздечки языка

Комплекс упражнений, развивающих речевой аппарат

Развивая речевой аппарат, следует помнить о дыхании.

  • Сделать вдох, а затем попробовать «задуть свечу», делая легкий выдох.
  • «Праздничный торт именинника». Сделать вдох, а на выдохе постараться задуть как можно больше воображаемых свечей. Воздух нельзя добирать.
  • После вдоха на выдохе произнести: «какой ароматный цветок».
  • После вдоха на выдохе произносить звук «ссс», а затем перейти на «ррр».
  • На выдохе имитировать звучание ветра — звук «ввв».
  • На выдохе имитировать самовар — «пых-пых-пых».
  • На выдохе произносить скороговорки.

Также можно использовать для разминки пассивную гимнастику. Детям особенно нравится работать в парах с братьями, сестрами или с родителем.

Пассивная артикуляционная гимнастика

Постановка звука «р» с детьми

Самым главным этапом в логопедических упражнениях для буквы р выступает постановка звука. Она делится на три этапа:

  • Научиться произносить уверенно звук отдельно.
  • Добавить произношение слогов, слов,
  • Лишь после приступать к предложениям и скороговоркам.
Техника постановки звука

Постановка буквы «р» делится на постановку букв «р» и «рь». Сначала следует научиться произносить успешно твердую «р». Для этих целей выполняются все упражнения, описанные выше.

постановка мягкого «рь» происходит за счет проговариваний чистоговорок. Их можно придумать самим или использовать следующие:

  • Стоит дуб на горе — ре-ре-ре,
  • А н аветке снегири — ри-ри-ри,
  • А коса у косаря — ря-ря-ря,
  • Я всем правду говорю — рю-рю-рю.

Прибор, помогающий постановке буквы р

Для усложнения задачи можно использовать специальные приборы или палочки, которые ребенок будет держать губами.

Задания для формирования правильного произношения

7 заданий для правильного произношения буквы «р»:

  • «Часы с кукушкой». Малыш с широко открытым ртом вытягивает язык к верхней губе, после — за зубы к бугоркам.
  • «Дрожалка». Малыш учиться дрожанию языка за счет выпускания воздуха на выдохе и касания языком губ.
  • «Рожица». Широко улыбаясь, следует кусать кончик языка.
  • «Лошадка». Подражание цоканию лошадки.
  • «Барабанщик». Широко открыть рот и попытаться сказать «д». Тогда ребенок коснется альвеол и поймет правильное положение языка при произношении «р».
  • «Зубная щетка». «Чистить» зубы языком со внутренней стороны зубов.
  • «Присоска». «Приклеить» язык к небу, держать плотно, открывать и закрывать рот, не убирая языка.
Развитие артикуляции

Развитию артикуляции следует уделить время. Она поможет натренировать выдох, растянуть уздечку языка и укрепить его в верхнем положении.

Очень важно, чтобы малыш научился мощному выдоху. В этом ему помогут мыльные пузыри. Это и увлекательно, и полезно одновременно. Также можно использовать шарик от пин-понга — малыш должен суметь загнать его в ворота. Это сформирует правильную воздушную струю на выдохе.

Упражнения для артикуляции схожи с теми, что используются в артикуляционной гимнастике.

Закрепление результата

Немаловажно не только научить малыша правильному навыку произношения, но и закрепить результат после плодотворной работы.

Упражнения для автоматизации звука

Последним этапом в логопедических занятиях на звук р считают автоматизации звука.

Она включает несколько упражнений, которые проводятся в игровой форме:

  • Использование карточек, на которых написаны слова с буквой «р». При неверном произношении сказать правильно слово, затем убрать карточку. В следующий раз при верном выговаривании буквы похвалить малыша, а карточку заменить на новую.
  • «Запомни порядок». Используются те же карточки. 5 из них выкладываются в ряд, малыш запоминает их последовательность. После отворачивается и пытается произнести слова в том порядке, в каком они лежали.
  • Стихотворения. Желательно учить их сразу наизусть и на прогулке как можно чаще произносить.
Скороговорки

В логопедических заданиях на букву р часто используют скороговрки:

  • «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет»,
  • «На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора»,
  • «Проворонила ворона вороненка».

Дополнительная информация! Постоянное прослушивание и повторения ребенком скороговорок — мягкая тренировка его внимательности. Он обретает навык слушания. Это благоприятно сказывается на дальнейшем обучении дошкольника, где придется учить гораздо больший объем информации.

Когда нужна помощь логопеда

Помощь логопеда может понадобиться тогда, когда:

  • Малыш в 4-5 лет нечетко произносит звуки,
  • Говорит мягко, невнятно, «глотает» звуки,
  • В 6 лет не произносит правильно звуки,
  • Говорит с запинками, не может ответить на вопрос, переставляет и путает слога.

Занятия с малышом будут увлекательны, познавательны и для него, и для взрослого. Самое главное — проявить внимательность и терпение, научиться слышать ребенка и помогать ему преодолевать трудности.

Учим ребенка выговаривать букву «Р»

Красивая речь – непременный атрибут успешного человека. Дефекты дикции, будь то заикание или неверное произношение, приводят к психологическим комплексам. Преодолеть их сложнее, чем обучить малыша говорить правильно. Логопедические проблемы решаются сегодня довольно эффективно. За редким исключением, научить ребенка говорить букву «Р» быстро и правильно можно и без помощи логопеда.

Читайте также:  Мазь от геморроя при беременности: безопасные и эффективные средства

Русский речевой аттракцион

«Р» – самый сложнопроизносимый звук для артикуляции. Встречается он далеко не во всех мировых языках. Например, в английском языке «R» – упрощенный вариант русского, в китайском – он не отличим от «Л».

Для русских характерно раскатистое произношение буквы «Р». Для ее воспроизведения нужен виртуозный речевой аппарат, хорошая языковая вибрация и прочие лингвистические «достижения». Овладеть ими под силу не всем иностранцам. Неудивительно, что наши дети испытывают трудности в произношении буквы «Р».

В наши дни еще встречаются случаи картавости у подростков и взрослых. В 99 % процентах виноваты в этом не они, а родители. Возможно, был упущен тот момент, когда можно быстро научить малыша говорить букву «Р» в домашних условиях. Именно на родителях (бабушках и дедушках) лежит ответственность вовремя распознать первые сигналы неблагополучия и своевременно скорректировать проблему.

В каком возрасте бить тревогу

Общепринятая точка зрения гласит, что большинство букв ребенок должен говорить безошибочно к 4,5-5 годам. Исключение составляют «Л» и «Р». Большинство детей по статистике осваивают их к шести годам.

Время задуматься настает, если малыш не пытается говорить звучное «Р» по достижении пяти лет. В речке у него вместо «рыбы» все еще плавают «лыбы» или даже селедки, в небе летают «шаиики», ворона так и не умеет каРРкать. Возможно, ребенок произносит букву «Р», но не совсем верно.

Специалисты выделяют множество вариантов детского коверканья буквы «Р». Самые распространенные случаи:

  • Буква «Р» пропускается: «ко_ова» вместо «корова».
  • Заменяется другими звуками: «Л», «Ы», «Й». «Класки» вместо «краски».
  • Говорение «Р» не типично для русского произношения.

Последний вариант имеет множество нюансов, разобраться в которых по силу лишь опытному логопеду. Речевыми вариациями «грешат» обычно дети-билингвы, говорящие сразу на двух языках. Такой ребенок может говорить «Р», например, грассируя, как французы. При этом вместо языка вибрирует мягкое небо.

Французский логопед посчитает такое произношение нормой, а русский – речевым дефектом. Если ребенок растет в русскоговорящей среде, нестандартный «Р» желательно привести к общепринятой норме.

Без помощи логопеда все-таки не обойтись

Поскольку речь пойдет о том, как научить маленького ребенка говорить букву «Р» дома, стоит напомнить о необходимости предварительной консультации у грамотного логопеда. Иначе, даже если родители полны энтузиазма и решительно настроены на самостоятельные упражнения, их усилия могут оказаться напрасны.

Первичный визит к специалисту нужен, чтобы исключить индивидуальные особенности, мешающие приручить коварную «Р». Речь идет о подъязычной связке, которую в народе называют «уздечкой». Из-за ее неразвитости язычок ребенка не касается верхнего нёба, что мешает научить его правильно произносить звуки.

Определить анатомические нарушения по силу только врачу. Как правило, «уздечка» разрабатывается логопедическими упражнениями и массажем. В отдельных случаях связку, мешающую формированию речи, следует подрезать. Чтобы разрешить дилемму о необходимости вмешательства хирурга, требуется авторитетное мнение логопеда.

Родители, не переживайте. У подавляющего большинства детей врачи прибегают к разработке «уздечки» традиционными методиками. «Снять узду» с буквы «Р» поможет специальная артикуляционная гимнастика. Как научить этому в домашних условиях, мы расскажем далее.

На что обратить внимание

Если логопед исключил необходимость подрезания «уздечки», остается еще несколько причин отсутствия звука «Р» в детской речи:

Вялая артикуляция

Для улучшения дикции следует заниматься не только упражнениями на развитие «Р», но и научить ребенка. строить гримасы!

Стимулируйте у него выразительную мимику и активные «движения ртом». В процессе игры попросите сложить язык лодочкой (дети это занятие обожают!); дотронуться языком до кончика носа; растянуть губы, широко улыбаясь как чеширский кот. Подобные забавные манипуляции отлично развивают подвижность речевого аппарата.

Плохой фонематический слух

У такого ребенка не получается правильное звукообразование, так как он нечетко улавливает речь взрослых на слух. Об этом свидетельствует путаница звонких и глухих звуков, мягких и твердых согласных («любовь-любоф», «дверь-тверь», «балка-палка»). Развить фонематический слух поможет игра-упражнение «Шутки-минутки». Читайте «неправильные» детские стишки, а ребенка попросите найти и исправить нелепицу. Например: «Кот ныряет глубоко, кит лакает молоко».

Проблемы с речевым дыханием

Характерный симптом – долго непроходящий насморк, вызванный аденоидами, искривлением носовой перегородки, аллергическими проявлениями. В этой ситуации необходимо бороться с первопричиной нарушения дыхания.

Наследственность

Доказано, что несовершенное произношение буквы «Р» может иметь наследственный характер. В таких семьях проблема усугубляется тем, что ребенок копирует неправильную родительскую речь.

После выяснения истинных истоков дефектов речи переходите к прицельной коррекции, чтобы своевременно научить ребенка говорить «Р». Помимо особой терапии для конкретных нарушений, существует общепринятый набор ежедневных упражнений. Как минимум они потребуют полчаса вашего времени несколько раз в неделю, а лучше ежедневно.

Приступаем к тренировкам

Попросите ребенка «порычать». Например, как тигр. Затем произнести простые и понятные слова: «трава, королева, рядом, ворона». В зависимости от результата проверки, постановка «Р» проходит в три последовательные стадии.

  1. Если малышу не удается произнести одиночный звук, то в первую очередь нужно отработать именно этот момент. Научите его имитировать рычание волка (рррр), мурчание котенка (мррр) или гудение трактора (тррр).
  2. Если изолированное произношение не вызывает труда, поупражняйтесь в слогах: ре-ро-ра-ри, а затем в словах. Произносите их медленно и четко, нараспев и просите повторить.
  3. Заключительный, наиболее сложный этап – тренировка звука в скороговорках, предложениях.

Важно помнить! Нередко вечно спешащие родители поступают строго наоборот. Нависнув над неуверенным ребенком, заставляют его тараторить архитрудные скороговорки, которые и сами произносят с ошибками. Научить говорить таким образом невозможно. Малыш испугается, закроется и откажется тренироваться наотрез.

Залог успеха: теРРпение и тРРуд все пеРРетРРут

Единственно верный способ – от легкого к сложному. Задача детской логопедии – не одномоментная коррекция, а постепенное укрепление артикуляционного аппарата. Не требуйте от ребенка стремительных результатов, поверьте, ему и самому хочется побыстрее освоить премудрость.

Поставьте себя на место малыша. Если взрослым языковые пируэты даются без труда, то для ребенка – это упорная работа и определенный дискомфорт. Добавьте к занятиям немного юмора, игры, материальных поощрений. Расскажите, что вас самого бабушка научила говорить «Р» только благодаря таким упражнениям. Ни в коем случае не передразнивайте и не смейтесь над неумелыми попытками юного лингвиста.

Разминка

Занятия начинаются с подготовки – разогревания артикуляционного аппарата. Все упражнения повторяем по 10-12 раз. Вначале родители показывают ребенку, как правильно делать упражнение. Это поможет быстрее научить малыша правильной технике.

«Прятки»

Слегка приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу, затем спрятать за верхний ряд зубов.

«Художник»

Дотронуться язычком до нёба и, словно кистью, поглаживать его вперед-назад.

«Маятник»

Высунуть язык и поводить им в разные стороны: влево-вправо и обратно.

«Чистим зубы»

Проводим языком по основанию верхнего ряда зубов словно зубной щеткой. Затем по очереди нащупываем язычком каждый зуб.

«Комарик»

Приоткрываем ротик в улыбке, высовываем кончик языка и пытаемся позудеть как комарик «з-з-з». Убираем язычок за передние зубы и продолжаем говорить «з-з-з».

Эти упражнения укрепляют языковые мышцы и разрабатывают «уздечку». Для отработки полноценного звука «Р» применяют специальный логопедический тренинг.

  1. Произносим ритмично «д-д-д», ударяя кончиком языка по верхним зубам изнутри. Затем начинаем выдувать сильную струю воздуха, пытаясь одновременно произнести «Д». Цель – прочувствовать характерную вибрацию языка и зафиксировать ее.
  2. Действенный способ разработать уздечки – цоканье. Прислоняем язык к верхнему нёбу и легко пощелкиваем.

Для дальнейших упражнений нужен специальный шпатель, иногда его называют постановочным зондом. Инструмент для постановки буквы «Р» продается в специальных магазинах для логопедов, аптеках. Современные зонды довольно комфортны и безболезненны, встречаются ароматизированные модели: с запахом клубники, ванили и т. д. Старайтесь пользоваться шпателем уверенно, но аккуратно.

  1. Попросите ребенка открыть рот и пожужжать как пчела. Через несколько секунд нужно осторожно просунуть шпатель под язык и быстро производить вибрирующие движения влево-вправо. Малыш продолжает произносить «жжж» на выдохе.
  2. Попросите малыша сказать «з-з-за», отодвигая язык как можно дальше назад. Просуньте ему под язычок зонд и двигайте им как описано выше. Если все выполнять правильно, послышится четкий звук «Р».

  1. Похвалите ребенка, как быстро он освоил трудную задачу. Постепенно подключайте проговаривание рычащих слогов и скороговорок.
  2. Чистоговорки подбирайте по возрасту. Чем меньше малыш, тем короче и проще должны быть предложения. Разнообразьте репертуар, не мучайте ребенка одной и той же фразой. Повторение должно превращаться не в рутину, а в интересную игру. Хорошо выучить забавный стишок или песенку, где встречается «Р».

Не торопитесь. Отработка звука «Р» у всех происходит индивидуально: от нескольких дней до месяцев. Как говаривал великий Суворов: «Тяжело в ученье – легко в бою!»

Как научиться правильно говорить Р и Л без помощи логопеда

В норме к 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки. Однако есть такие «трудные» звуки, которые не даются многим детям.
Если других нарушений речи нет, то можно попробовать поставить эти звуки самостоятельно.

Можно ли заниматься постановкой звуков Р и Л без логопеда?

В отсутствие прочих нарушений речи родители вполне могут попытаться помочь своему ребенку справиться с трудными звуками Р и Л. В занятиях важно придерживаться правильных рекомендаций, последовательности и регулярности.

При должном старании — без перенапряжения и стресса! — результата вполне можно достичь и без помощи специалиста. Однако отметим, что если через полтора-два месяца регулярных занятий, ребенок так и не сумел «приручить» сложные звуки, вам все-таки придется посетить логопеда. Может быть причина в том, что вы неправильно выполняете нужные упражнения, а может быть, у ребенка имеются какие-то другие нарушения речи (например, дизартрия, ринолалия), которые родители не сумели выявить самостоятельно.

Как научиться говорить Р — постановка звука

  • Развиваем артикуляцию. Кстати, этот «секрет» пригодится при любых нарушениях звукопроизношения. Развить артикуляционный аппарат помогут упражнения. Помните мультик про слоненка и удава? У них была зарядка для хвоста, а у вас будет — зарядка для языка! Найти нужные упражнения совсем несложно в сети. К наиболее простым относятся цоканье как лошадка, высовывание языка, скручивание его в трубочку и так далее. Это тот случай, когда гримасничать не только можно, но и нужно!
  • Возможно, причина в короткой уздечке языка. Операция по ее подрезанию несложная и ранка заживает за несколько дней. Если не готовы — попробуйте ее растянуть. Предложите малышу дотянуться языком до кончика носа. Не получается? Тянемся каждый день. Постепенно уздечка растянется и звук Р станет более доступным.
  • Приступаем к получению звука. Ребенок кладет свой палец под язык, которым начинает водить из стороны в сторону, постепенно начиная «рычать».
  • Еще один вариант получения звука Р. Пусть ребенок откроет рот и произнесет звук «з-з-з». В это время кончиком пальца (можно надеть на него детскую соску или использовать специальный логопедический зонд) постарайтесь двигать уздечку языка туда-сюда, создавая вибрацию. Если упражнение выполнено правильно, вы услышите замечательный звук Р.
  • Другой способ. Попросите ребенка сделать язык чашечкой и, прижав кончик языка к небу, с силой произнести звук «ддд». Пусть ребенок своим пальцем дергает уздечку, ощущая вибрирование. Так вы тоже получите звук Р.

Как научиться говорить звук Л

  • Подготавливающие упражнения — цоканье как лошадка с постепенным изменением громкости и скорости звука. Следите за нижней челюстью — она не должна двигаться!
  • «Дует ветер» — ребенок должен зажать кончик языка между зубами так, чтобы по бокам оставалось пространство. Нужно выдувать воздух по разным сторонам от языка.
  • Пробуем услышать Л. При зажатом между зубов языке попросите ребенка произнести «ыыы» или «ууу». Нужный звук появится сам собой. Следите впоследствии, чтобы «правильный» Л произносился с убранным языком.

Автоматизация звуков Р и Л

Мало научиться произносить звук отдельно от слов, нужно еще и закрепить его в речи. Как говорят логопеды, автоматизировать его. Ребенок должен произносить все звуки правильно, не задумываясь, куда поставить язык и что делать при этом.

Для закрепления произношения нужного звука отлично подходят следующие упражнения:

  • Четкое повторение слогов с «нужной» буквой — дра-дру-дры, ле-ла-ло-лу-ли и т. д.
  • Поиск слов на нужную букву. Разложите картинки из детского лото или просто откройте книгу с яркими иллюстрациями. Попросите ребенка найти и назвать предметы, содержащие букву Р или Л. Следите за произношением.
  • Чуть позже отлично подойдут скороговорки и чистоговорки. Про Греку, который ехал через реку и траву, на которой лежат дрова, вы и сами знаете. Позволим себе предложить еще несколько: «перепелка перепелят прятала от ребят», «корабли лавировали-лавировали да не вылавировали», «у елки иголки колки», «вы малину мыли ли? Мыли, да не мылили».

Вариантов задания для автоматизации звуков масса. Главное — заниматься систематично и следить за тем, чтобы ребенок произносил звук правильно и четко.

Общие рекомендации по самостоятельным логопедическим занятиям

  • Занятия не должны перегружать ребенка. Длительно одного «урока» не должна быть более 45 минут.
  • Обязательно чередуйте типы заданий, чтобы ребенок не уставал.
  • Поддерживайте и хвалите ребенка за каждый положительный сдвиг. Не следует ругаться и сердиться, если что-то выполняется неверно. Возможно, пока артикуляционный аппарат
  • не готов к произношению такого сложного звука или ваш сын или дочь не до конца поняли, что ему нужно делать.
  • Используйте при занятиях зеркало. Глядя в него, удобнее контролировать артикуляцию.
  • Используйте всевозможные игры и развлечения, чтобы заинтересовать ребенка и не дать ему переутомиться.
  • Уроки необязательно проводить дома за столом. Побольше общайтесь — на прогулке, во время повседневных дел. Задавайте вопросы, стимулируя к произнесению нужных букв.
  • Не бросайте занятия «на полпути»! Если вам кажется, что звук уже получился, обязательно нужно его ввести в речь, довести произнесение до автоматизма. В противном случае все ваши и детские труды пропадут даром.
  • Будьте с ребенком друзьями. Поддерживайте и подбадривайте друг друга. Справившись с такой проблемой, вы сможете донести него, что он сможет преодолеть многие проблемы в своей жизни. С вашей поддержкой или уже самостоятельно.

Дата публикации: 09.07.2016. Последнее изменение: 09.05.2018.

Оцените статью
Добавить комментарий