Амброзия полынолистная: описание лекарственного растения, его применение в народной медицине.

Применение амброзии полыннолистной

В медицине применяют надземную часть, корень, семена, пыльцу и цветки. В надземной части содержится цинерол и камфора, семена богаты на эфирные масла.

Растение используют для приготовления настоев на спирту или в воде, также масляные экстракты, их можно принимать внутренне, так и наружно. От некоторых заболеваний поможет избавиться сок из амброзии.

Чтобы приготовить настой с амброзии полыннолистной, потребуется 400 мл кипяченой воды, две столовые ложки сухого растения, настаивать все до 30 минут.

Пить до шести раз в день по две столовых ложки. Настой рекомендуется пить, если человека беспокоит лихорадка, гастрит, энтероколит, также это надежное средство для профилактики рака, который развивается в прямой кишке. Наружно советуют применять, если беспокоят боли при ревматизме, артритах и растяжении мышц.

Для приготовления настойки с амброзии полыннолистной необходимо взять свежие цветки, мелко нарезать их, добавить спирт или водку, настоять не меньше одной недели. Пить за 30 минут перед едой по 30 капель, один месяц. Хорошо его применять тогда, если человек склонен к судорожным состояниям, при заболеваниях желудка и кишечника, также разнообразных неврастениях.

Наружно используют масляный экстракт, для того, чтобы излечить язвы, раны, которые долгое время заживают, другие поражения кожи и слизистой оболочки. Чтобы его приготовить, нужно мелко нарезать листья и цветки, затем залить их горчичным, оливковым и рапсовым маслом, настоять до двух недель.

В случаи опухолей, остеохондроза, отеков, радикулита рекомендуют компрессы с сока амброзии и свежих листьев, их нужно прилаживать на пораженные участки кожи.

Ни в коем случаи нельзя принимать препараты на основе амброзии при разных формах аллергических реакций, если женщина беременная или кормит грудью, при индивидуальной непереносимости некоторых химических веществ, которые входят в состав растения. Перед тем, как применять препарат, очень важно детально все расспросить у врача, если развивается аллергическая реакция, нужно принять противоаллергическое лекарственное средство и немедленно прекратить принимать препарат.

Применение амброзии полыннолистной

В медицине применяют надземную часть, корень, семена, пыльцу и цветки. В надземной части содержится цинерол и камфора, семена богаты на эфирные масла .

Растение используют для приготовления настоев на спирту или в воде, также масляные экстракты, их можно принимать внутренне, так и наружно. От некоторых заболеваний поможет избавиться сок с амброзии.

Чтобы приготовить настой с амброзии полыннолистной, потребуется 400 мл кипяченой воды, две столовые ложки сухого растения, настаивать все до 30 минут.

Пить до шести раз в день по две столовых ложки. Настой рекомендуется пить, если человека беспокоит лихорадка, гастрит , энтероколит, также это надежное средство для профилактики рака, который развивается в прямой кишке. Наружно советуют применять, если беспокоят боли при ревматизме, артритах и растяжении мышц.

Для приготовления настойки с амброзии полыннолистной необходимо взять свежие цветки, мелко нарезать их, добавить спирт или водку, настоять не меньше одной недели. Пить за 30 минут перед едой по 30 капель, один месяц. Хорошо его применять тогда, если человек склонен к судорожным состояниям, при заболеваниях желудка и кишечника , также разнообразных неврастениях.

Наружно используют масляный экстракт, для того, чтобы излечить язвы, раны, которые долгое время заживают, другие поражения кожи и слизистой оболочки. Чтобы его приготовить, нужно мелко нарезать листья и цветки, затем залить их горчичным, оливковым и рапсовым маслом, настоять до двух недель.

В случаи опухолей, остеохондроза, отеков, радикулита рекомендуют компрессы с сока амброзии и свежих листьев, их нужно прилаживать на пораженные участки кожи.

Ни в коем случаи нельзя принимать препараты на основе амброзии при разных формах аллергических реакций, если женщина беременная или кормит грудью, при индивидуальной непереносимости некоторых химических веществ, которые входят в состав растения. Перед тем, как применять препарат, очень важно детально все расспросить у врача, если развивается аллергическая реакция, нужно принять противоаллергическое лекарственное средство и немедленно прекратить принимать препарат.

Когда цветет амброзия и что делать при аллергии на растение

Нектар и амброзия – так представляли себе авторы древнегреческих мифов пищу богов Олимпа. Легенды умалчивают, что понималось под вторым блюдом, но явно не одноимённое растение, чья дурная слава ставит его рядом со знаменитым борщевиком. Из предлагаемой статьи читатель узнает, как выглядит амброзия, чем опасна пыльца этого растения, за что его нещадно уничтожают и какое будущее ему прочат врачи-иммунологи.


Нектар и амброзия – так представляли себе авторы древнегреческих мифов пищу богов Олимпа. Легенды умалчивают, что понималось под вторым блюдом, но явно не одноимённое растение, чья дурная слава ставит его рядом со знаменитым борщевиком. Из предлагаемой статьи читатель узнает, как выглядит амброзия, чем опасна пыльца этого растения, за что его нещадно уничтожают и какое будущее ему прочат врачи-иммунологи.

Скачать:

ВложениеРазмер
konsultaciya_-narushenie_osanki.doc392.5 КБ

Не менее важным является и температурное воздействие водной среды. Теплая вода оказывает болеутоляющий эффект, снимает утомление мышц. Постепенное понижение температуры в течение курса лечебного плавания служит закаливающим фактором.

Особенности занятий при разных степенях сколиоза

Особенность гимнастики при сколиозе 2 степени заключается в том, что нет универсальных физических упражнений и стилей плавания, подходящих любому человеку. Стиль плаванья и водные упражнения подбираются с учетом стадии болезни и индивидуальных особенностей организма пациента.

[stextbox Все рекомендации, данные врачом, следует соблюдать. Если этого не делать, то у человека могут появиться опасные для его здоровья последствия.[/stextbox]

Рекомендации для пациента со сколиозом следующие:

  • Если у него появилась первая стадия болезни, то ему можно плавать брассом и кролем. Они укрепляют мышечный корсет и снижают темпы развития болезни.
  • Если у него болезнь находится на 2 и 3 стадии, то ему требуется выполнять ассиметричные упражнения. На этой стадии пациент не может устранить имеющиеся деформации позвоночника, поэтому при их наличии требуется заняться корректирующими процедурами, а перед этим посетить лечащего врача.
  • При деформациях позвоночного столба, развитии у больного сколиоза 4 и более поздней стадии, ассиметричные упражнения не выполняются. Назначаются симметричные упражнения. Самостоятельно их выполнять не следует: они выполняются только под присмотром или с поддержкой медика.


Важно: за 2–3 занятия больной не сможет поставить позвоночник в правильное положение, и снизить темпы развития болезни. По мнению медиков тренировки в бассейне должны продолжаться на протяжении 3 месяцев.

Эффекты плавания

У занимающихся плаванием детей восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков.

Очень часто при нарушениях осанки появляются боли в грудной клетке и пояснице. Они обусловлены повышенным мышечным тонусом. Со временем болевой синдром способствует развитию мышечно-тонических спазмов, которые впоследствии из функциональных превращаются в органические. Если на начальных этапах нарушения осанки носят исключительно обратимый характер, то в дальнейшем они переходят в хронические патологические состояния.

Занятия в бассейне являются эффективным методом лечения плоскостопия. Как известно, плоскостопие является одной из причин формирования неправильной осанки. Во время занятий мышцы стопы и голени получают разностороннюю физическую нагрузку, которая способствует формированию правильного свода стопы и укреплению ее связочного аппарат.

Важно отметить, что плавание оказывает также закаливающий эффект. Оно стимулирует неспецифическую иммунную защиту, дети становятся менее восприимчивыми к респираторным вирусным инфекциям. По статистике, у девяноста пяти процентов детей, часто и длительно болеющих респираторными инфекциями, выявляются нарушения осанки.

Ассиметричная осанка хорошо лечится плаванием в стиле баттерфляй и брасс.

Какое действие может оказать плавание при сколиозе

Если вовремя не начать лечение сколиоза, то прогрессирующее искривление может привести к значительному увеличению деформации, возникновению лордоза и кифоза, и, как следствие, к нарушению кровообращения, обменных процессов, работы всех внутренних органов, их смещению. В последнем случае понадобится оперативное вмешательство, чтобы остановить патологические изменения в органах. Поэтому многие люди совершенно неправильно думают, что последствия сколиоза – это лишь косметический дефект.

Главный результат, которого можно добиться, правильно плавая при искривлении — это укрепление мышечного аппарата. Причем результат оказывается впечатляющий! Поскольку плавание благотворно влияет и на иные заболевания позвоночника. К тому же плавание – считается не травмоопасным видом спорта.

Не зря говорят, что лучший корсет – это мышечный корсет, ведь он помогает стабилизировать положение позвоночника, то есть дает возможность ему находиться на положенном месте. А достигается это за счет перераспределения нагрузки. Мышечный аппарат забирает излишнюю нагрузку со спины, поэтому позвоночнику не нужно включать компенсаторные механизмы. Мышечный корсет – это естественный фиксатор позвоночного столба в физиологической позиции.

Лечебное плавание при сколиозе решает большое количество задач:

  • Улучшение осанки;
  • Улучшение координации;
  • Разгрузка основных структур позвоночного столба;
  • Значительное укрепление мышечного аппарата;
  • Общее закаливающее значение;
  • Исключение стрессов;
  • Улучшение работы сердца и сосудов, дыхательной системы, активизация кровообращения.

Также решаются дополнительные задачи:

  • Уменьшаются мышечные контрактуры;
  • Увеличивается подвижность позвоночного столба;
  • Физическое развитие ребенка происходит оптимально;
  • Происходит эмоциональная разгрузка;
  • Увеличивается общая емкость легких;
  • Укрепляется иммунная система;
  • Возможна корректировка плоскостопия;
  • Ускоряются метаболические процессы в организме.

Не зря говорят, что лучший корсет – это мышечный корсет, ведь он помогает стабилизировать положение позвоночника, то есть дает возможность ему находиться на положенном месте. А достигается это за счет перераспределения нагрузки. Мышечный аппарат забирает излишнюю нагрузку со спины, поэтому позвоночнику не нужно включать компенсаторные механизмы. Мышечный корсет – это естественный фиксатор позвоночного столба в физиологической позиции.

Плавание как средство коррекции нарушения осанки у дошкольников

Осанка – привычное положение тела в покое и в движении, это поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения. Осанка отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, его настроение и даже характер. Правильная осанка – это не только красиво, это залог того, что вы уверены в себе и благополучны.

Вопросы обучения, воспитания, развития детей с нарушением осанки очень актуальны в современном мире. По данным НИИ детской ортопедии им. Г.И.Турнера в России нарушение осанки выявлено у 60–80 % детей, частота искривлений позвоночника за последние годы увеличилась с 4 % до 12 %. В нашем дошкольном учреждении таких детей около 19%.

В сложившейся ситуации посильную помощь детям с нарушением осанки могут оказать не только врачи , но и инструктора по физической культуре дошкольных учреждений, поскольку уже в 6–7 лет изгибы позвоночника четко выражены. За состоянием осанки нужно следить с раннего возраста. В этом смысле неоценимо значение плавания, как средства коррекции и профилактики осанки у детей дошкольного возраста. Потому что только плавание обеспечивает естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц. Плавание является частью комплексной программы профилактики и коррекции осанки.

В работе представлена примерные упражнения для занятий в бассейне (рекомендуемые специалистами), также задачи, средства и методы коррекции осанки с помощью плавания в дошкольных учреждениях.

Значение плавания в профилактике и лечении нарушений осанки

Плавание способствует укреплению здоровья, привитию жизненно-важных навыков, воспитанию морально-волевых качеств. Оно имеет большое воспитательное, оздоровительно-гигиеническое, лечебное, эмоциональное и прикладное значение.

Воспитательное значение. Зависит от организации процесса. Систематические занятия по плаванию в детском саду воспитывают чувство товарищества, дисциплины и организованности, трудолюбия и уверенности в своих силах. Разнообразные упражнения на занятиях способствуют совершенствованию двигательных способностей детей.

Эмоциональное значение. Заключается в снятии психологической напряженности у детей, создании оптимистического настроения.

Оздоровительно-гигиеническое значение. Состоит не только в воздействии физических упражнений на организм ребенка, но и в благоприятном воздействии на него воды. Вода очищает и укрепляет кожу, оказывает положительное влияние на нервную систему, активизирует обмен веществ, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Пребывание в воде совершенствует теплообмен, закаливает организм. Давление воды на грудную клетку вызывает усиленную деятельность мускулатуры. Ритмичное и глубокое дыхание при плавании способствуют повышению подвижности грудной клетки и увеличению жизненной емкости легких. Вода оказывает воздействие на двигательный аппарат, увеличивая силу мышц. Плавание повышает устойчивость вестибулярного аппарата, заставляет все нервные клетки работать в полную силу.

Прикладное значение. Состоит в приобретении чрезвычайно важного для жизни умения плавать, нырять, ориентироваться в воде.

Лечебное значение. Плавание – важное звено комплексной программы по коррекции нарушений осанки. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Вытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуются координация движений, формируется чувство правильной осанки. Занятия в воде при нарушениях осанки позволяют решить сразу две задачи: коррекция при нарушениях из разгрузочного положения и закаливание (особенно необходимое для ослабленных детей).

Показания и противопоказания к занятиям по плаванию в ДОУ

Плавание рекомендуется всем детям с нарушением осанки, независимо от степени и вида искривления.

Плавание противопоказано детям, имеющим отвод врача-педиатра, дерматолога, лор-врача, психоневролога (эпилепсия, пиелонефрит, грибковые и инфекционные заболевания, коньюктивит и т. д.)

Задачи плавания как средства коррекции нарушений осанки

Основные задачи коррекционных и физических упражнений на суше и в воде заключается в следующем:

  • разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановления правильного положения тела;
  • воспитание правильной осанки;
  • улучшение координации движений;
  • увеличение силы и тонуса мышц;
  • коррекция плоскостопия;
  • постановка правильного дыхания;
  • улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • закаливание;
  • приобретение навыков плавания – освоение плавания;
  • развитие волевых качеств;
  • эмоциональная разрядка.

Порядок применения упражнений на занятиях по плаванию в ДОУ

  • дыхательные упражнения;
  • упражнения подготовительные;
  • упражнения, активно вытягивающие позвоночник – брасс на груди с удлиненной фазой скольжения;
  • упражнения с асимметричным исходным положением для плечевого или тазового пояса;
  • упражнения для коррекции плоскостопия;
  • упражнения на развитие силы мышц (скоростное плавание, плавание в ластах);
  • свободное плавание и игры.

При подборе индивидуальных специальных упражнений следует учитывать степень нарушения осанки в сагиттальной плоскости (лордоз, кифоз). При плоской спине не рекомендуется плавание на спине, а при кифозе необходимо, наоборот, плавать на спине. При выраженном лордозе поясничного отдела под живот подкладывают плавательный предмет.

При плоскостопии полезно использовать движение ногами стилем кроль (для усиления воздействия на мышцы стопы – плавание в ластах).

При плоской спине, когда вместо физиологического грудного кифоза у ребенка имеется уплощение – лордоз грудного отдела позвоночника, возможно ввести в комплекс работу стилем баттерфляй без выноса рук из воды.

Коррекция в грудном отделе достигается вытягиванием руки вверх на стороне вогнутости и в сторону – на стороне выпуклости, в поясничном отделе – отведением ноги в сторону на стороне выпуклости.

Следовательно, методика коррекции осанки с помощью плавания и выбор индивидуальных упражнений зависят от вида нарушения осанки у дошкольников (сутуловатость, круглая спина – кифоз, кругло-вогнутая, плоская, плоско-вогнутая, асимметричная). У дошкольников чаще всего встречается 1–2 степень нарушения осанки.

Далее в таблице приведены упражнения, направленные на коррекцию осанки с помощью плавания.

Цель упражненияВид упражненияМетодические указания
Самовытяжение, разгрузка и коррекция позвоночника.Скольжение на груди, скольжение на спине.Для выполнения правильного скольжения необходимо сильно оттолкнуться от бортика бассейна, выпрямляя ноги и оттянув носки, вытянуть руки и скользить до полной остановки.
Развитие дыхательной мускулатуры и укрепление мышц спины, плечевого пояса, грудных мышц.Скольжение на груди, плавание брассом в сочетании с дыханием.Вдох в начале гребка. Заканчивая гребок, выдох в воду. Вдох быстрый, выдох медленный, глаза открыты.
Укрепление мышц стопы, голени, разгибателей и приводящих мышц бедра.Плавание брассом на спине.Медленное подтягивание и разведение ног. Быстрое разгибание и сведение ног, отталкивая воду внутренними поверхностями голени и стоп. Руки держать в положении коррекции (вытянутыми вперед).
Коррекция искривления позвоночника.Скольжение на груди, плавание брассом с асимметричным положением рук.Руку противоположную искривлению поднимают вверх.
Укрепление мышц брюшного пресса и нижних конечностей.Скольжение на спине, ноги брасс – руки вдоль туловища.Вдох после толчка ногами.
Разгибание грудного отдела позвоночника, укрепление мышц брюшного пресса, нижних конечностей, улучшение легочной вентиляции и кровообращения.Скольжение на спине, ноги брасс.По показаниям. Руки в коррекции, таз не опускать.
Овладение навыками движений рук и ног при плавании брассом, коррекция позвоночника.Скольжение на груди – выполнить гребок руками брассом, затем толчок ногами брассом – скольжение. Повторить движения.Выполнять с задержкой на вдохе, в пояснице не прогибаться.
Овладение навыками сочетания движений рук и ног при плавании брассом на спине. Увеличение подвижности грудной клетки.Скольжение на спине, руки вдоль туловища. Гребок брассом руками – скольжение, толчок – брасс ногами – скольжение. Повторить движения (по мере возможности – плавание брассом самое сложное движение для дошкольников).Вдох начинать в момент выноса рук из воды и заканчивать, когда руки проходят линию плечевых суставов, выдох – в конце гребка..
Коррекция искривления позвоночника. Развитие мышц туловища. Улучшение кровообращения и легочной вентиляции. Увеличение подвижности грудной клетки.Плавание брассом в полной координации.В начале гребка руками – вдох, в середине и в конце гребка – выдох. Сгибание ног начинается с разведением рук в стороны.
Коррекция искривления позвоночника, развитие мышечного корсета, дыхательной мускулатуры.Скольжение на груди с доской в вытянутых руках, плавание на ногах кролем.При выполнении движений ноги должны быть выпрямлены и не напряжены, работают в основном бедра, а стопы выполняют захлестывающие движения. Выполнять в быстром темпе с небольшой амплитудой, повернув стопы внутрь. По мере усвоения упражнения амплитуду увеличивать. Дыхание не задерживать. Проплывание начинать с нескольких метров. Метраж увеличивать постепенно.
То же и разгрузка позвоночника, улучшение дыхательной мускулатуры.То же без доски.Руки все время вытянуты вперед.
Коррекция искривления позвоночника. Развитие дыхательной мускулатуры, развитие мышц нижних конечностей.Скольжение на груди. В руке со стороны вогнутости искривления – доска, другая рука прижата к туловищу, ладонь на воде. Ноги работают кролем.На выдох голову поворачивать в сторону прижатой руки.
Коррекция искривления. Разгибание грудного отдела позвоночника.Скольжение на спине с доской в вытянутых вверх руках, ноги работают кролем.Плечевой пояс и таз не опускать.
Разгрузка, коррекция позвоночника. Развитие мышц туловища, увеличение легочной вентиляции, улучшение кровообращения.Скольжение на спине, руки в коррекции, ноги кроль.Рука вогнутой стороны грудного искривления вытянута вверх, рука выпуклой стороны прижата, ладонь кверху. Следить за коррекцией.

Естественно, что в дошкольном возрасте данные упражнения могут быть использованы в игровой форме, что позволит лучше усвоить и закрепить полученные навыки.

Если занятия по плаванию в детском саду проводятся систематически не менее двух раз в неделю, то можно ожидать следующие результаты:

  • укрепление мышечного корсета и ликвидация мышечного дисбаланса; стабилизация деформации позвоночника, грудной клетки;
  • приобретение и закрепление ранее полученных навыков плавания и специальных упражнений;
  • выработка правильной осанки;
  • улучшение функций дыхания и сердечно-сосудистой системы;
  • повышение общего уровня физического развития;
  • улучшение координации движений;
  • закаливание;
  • функциональная подготовка детей к школе.

Исходя из вышеизложенного, становится ясно, что роль плавания неоценима в решении проблем коррекции нарушений осанки у детей дошкольного возраста. Детский позвоночник гибок и податлив, еще не произошел процесс окостенения.

Не следует забывать, что занятия плаванием – часть комплексной программы по коррекции нарушений осанки, которая включает в себя и лечебную физкультуру, и массаж.

Зная, что процент дошкольников, страдающих нарушением осанки на сегодняшний день очень велик, задача дошкольных учреждений и педагогов по плаванию в том числе – помочь детям скорректировать эти нарушения и подготовить детей к школьной жизни. Я думаю, что решение этой задачи нам вполне под силу.

  1. Халемский Г.А. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.
  2. Петренко Г.Г., Полесся Г.В. Лечебное плавание при нарушении осанки. – Киев: Здоровье, 1980.
  3. Бородич Л.А., Назарова Р.Д. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков. – М.: «Просвещение», 1988.
  4. Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. – Ростов-на-Дону: «Феникс, 2001.
  • дыхательные упражнения;
  • упражнения подготовительные;
  • упражнения, активно вытягивающие позвоночник – брасс на груди с удлиненной фазой скольжения;
  • упражнения с асимметричным исходным положением для плечевого или тазового пояса;
  • упражнения для коррекции плоскостопия;
  • упражнения на развитие силы мышц (скоростное плавание, плавание в ластах);
  • свободное плавание и игры.

Каких принципов стоит придерживаться

Занимаясь в бассейне, необходимо соблюдать ряд правил. Их точное исполнение позволит достичь изменений. Если рекомендации не принимать во внимание, состояние здоровья может ухудшиться. Составляя программу лечения, инструктор придерживается следующих принципов:

  1. Сочетание разных методик. Лечение сколиоза эффективно, если больной занимается лечебной физкультурой и плаванием. Комбинированный подход всегда приводит к положительному результату. Лечебное плавание при сколиозе для детей особенно полезно. Детский позвоночник гибкий, поэтому коррекция будет осуществлена намного быстрее. Возможно полное исцеление от недуга.
  2. Постоянный контроль состояния больного. Не следует перегружать сердечно-сосудистую систему, мышцы. Необходимо обращать внимание на другие системы, например дыхательную. Тренируясь, человек должен дышать свободно. Если возникает потребность «заглатывать» воздух, это говорит об избыточной нагрузке.
  3. Поэтапность. Интенсивность тренировок увеличивают постепенно. Человек, страдающий сколиозом, должен понимать, что нужно продвигаться от простого к сложному. Это касается не только количества подходов, но и стилей плавания, самих упражнений.
  4. Дыхание — это залог здоровья. Ритм не должен сбиваться. Инструктор обязан проследить за тем, чтобы больной понял принципы правильного дыхания. Только после этого его можно допускать к занятиям.
  5. Коррекция. Общеукрепляющие упражнения при искривлении позвоночника подходят всем, а вот корригирующие при S-образном подбирают, учитывая индивидуальные особенности организма. Важно принять во внимание тип деформации позвоночного столба, тогда занятия в бассейне будут эффективными.
  6. Все упражнения сначала отрабатывают на берегу. Когда инструктор будет уверен в том, что больной понял смысл упражнений, его допускают к занятиям в бассейне.
  7. Важно следить за позвоночником. Упражнения в воде, которые способствуют движению позвонков, должны быть исключены из программы. Запрещено добавлять занятия, увеличивающие гибкость позвоночного столба. Запрещены упражнения на вращения или колебания вокруг оси.
  8. Нужно быть очень аккуратным, разрабатывая программу. Целью упражнений становится коррекция и стабилизация позвоночника.
  9. Естественность. Вытягивание позвоночного столба должно происходить только естественным путем. Это достигается благодаря скольжению в воде. Запрещены приспособления для пассивного вытягивания.

  1. Сочетание разных методик. Лечение сколиоза эффективно, если больной занимается лечебной физкультурой и плаванием. Комбинированный подход всегда приводит к положительному результату. Лечебное плавание при сколиозе для детей особенно полезно. Детский позвоночник гибкий, поэтому коррекция будет осуществлена намного быстрее. Возможно полное исцеление от недуга.
  2. Постоянный контроль состояния больного. Не следует перегружать сердечно-сосудистую систему, мышцы. Необходимо обращать внимание на другие системы, например дыхательную. Тренируясь, человек должен дышать свободно. Если возникает потребность «заглатывать» воздух, это говорит об избыточной нагрузке.
  3. Поэтапность. Интенсивность тренировок увеличивают постепенно. Человек, страдающий сколиозом, должен понимать, что нужно продвигаться от простого к сложному. Это касается не только количества подходов, но и стилей плавания, самих упражнений.
  4. Дыхание — это залог здоровья. Ритм не должен сбиваться. Инструктор обязан проследить за тем, чтобы больной понял принципы правильного дыхания. Только после этого его можно допускать к занятиям.
  5. Коррекция. Общеукрепляющие упражнения при искривлении позвоночника подходят всем, а вот корригирующие при S-образном подбирают, учитывая индивидуальные особенности организма. Важно принять во внимание тип деформации позвоночного столба, тогда занятия в бассейне будут эффективными.
  6. Все упражнения сначала отрабатывают на берегу. Когда инструктор будет уверен в том, что больной понял смысл упражнений, его допускают к занятиям в бассейне.
  7. Важно следить за позвоночником. Упражнения в воде, которые способствуют движению позвонков, должны быть исключены из программы. Запрещено добавлять занятия, увеличивающие гибкость позвоночного столба. Запрещены упражнения на вращения или колебания вокруг оси.
  8. Нужно быть очень аккуратным, разрабатывая программу. Целью упражнений становится коррекция и стабилизация позвоночника.
  9. Естественность. Вытягивание позвоночного столба должно происходить только естественным путем. Это достигается благодаря скольжению в воде. Запрещены приспособления для пассивного вытягивания.

ЛЕЧЕБНОЕ ПЛАВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ И СКОЛИОЗА

ЛЕЧЕБНОЕ ПЛАВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ И СКОЛИОЗА

Плавание и упражнения в воде являются эффективным средством лечения и профилактики нарушений осанки и сколиоза.

Характер мышечной деятельности при плавании обеспечивает равномерное укрепление всех мышечных групп туловища и конечностей, выравнивая возникший в мышцах дисбаланс, что способствует укреплению мышечного корсета, улучшению статико-динамичсского состояния и посильной коррекции деформации.

Необходимо учесть, что дети, страдающие сколиозом, обычно имеют не только слабый костно-мышечный аппарат и связанную с этим задержку развития двигательных навыков, но и сопутствующие заболевания, отрицательно влияющие па физическое развитие и соматическое состояние ребенка. Лечебное плавание направлено на оздоровление организма в целом, на повышение его функциональных возможностей. Благодаря систематическому воздействию на организм водной среды у школьников развиваются двигательные возможности, укрепляется нервная система, активизируется обмен веществ и работа внутренних органов.

Однако, главное заключается в том, что занятия лечебным плаванием способствуют разгрузке позвоночника и улучшают условия функционирования мышечно-связочного аппарата, способствуя тем самым уменьшению и стабилизации деформации. Следует отметить, что выполнение упражнении в более плотной, чем воздух, водной среде требует больших усилий, в связи с чем тренировка мышц и всех систем организма происходит более интенсивно. Упражнения выполняются в основном в горизонтальном положении, то есть в положении максимальной разгрузки позвоночника, уменьшая его искривление. Давление воды на грудную клетку увеличивает напряжение дыхательных мышц при их сокращении и, тем самым отлично развивает эти мышцы. Глубокое дыхание предупреждает и уменьшает деформацию грудной клетки.

Важным является температурное воздействие водной среды. Теплая вода оказывает болеутоляющий эффект, снимает утомление мышц. Постепенное понижение температуры в течение курса лечебного плавания служит закаливающим фактором.

Положительный эмоциональный фон, обычно сопровождающий водные процедуры/оказывает благотворное влияние на психофизическое состояние детей.

Плавание с лечебными целями рекомендуется при нарушении осанки и сколиозах I , If , [ГГ степени. Противопоказано плавание при слабости мы шечного корсета, при нестабильных прогрессирующих формах сколиоза, при обострении заболеваний почек и желчевыводящих путей, при эписиндроме. Осторожно назначается плавание при диспластических прогрессирующих сколиозах.

Ведущая цель лечебного плавания – сочетание лечения сколиоза с формированием у учащихся необходимых навыков поведения в водной среде и потребности в регулярном применении водных оздоровительных процедур как одного из компонентов здорового образа жизни.

При лечебном плавании реализуется несколько групп задач, позволяющих осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в коррекции нарушений осанки и сколиоза.

группа -лечебные задачи :

разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для роста тел позвонков и восстановление правильного положения тела;

укрепление мышечного корсета;

формирование правильной осанки;

группа задачи коррекционно-развивающие:

развитие двигательной активности;

выработка двигательных навыков и совершенствование двигательных способностей (ловкость, быстрота, выносливость);

развитие силовой выносливости мышц.

группа образовательные задачи:

формирование теоретических и практических основ освоения водного пространства;

обучение техническим приемам плавания.

группа валеологические задачи:

овладение правилами безопасного поведения в воде;

формирование умений определять плохое самочувствие и оказывать первую помощь на воде другим людям;

привитие гигиенических навыков;

выработка привычек здорового образа жизни.

группа психологические задачи:

улучшение эмоционального состояния;

снятие психологической напряженности и создание оптимистического настроения в многолетнем лечении;

воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности;

развитие коммуникативных навыков.

В соответствии с перечисленными задачами в содержание курса «Лечебное плавание» включаются: теоретические сведения, подготовительные упражнения и обучение технике, формирование практических навыков плавания, специальные корригирующие упражнения, игры и развлечения на воде.

Теоретические сведения даются учащимся на протяжении всего курса обучения и могут включать следующую тематику:

«Сведения о воде, бассейне, правилах безопасного поведения на воде».

«Гигиенические требования к пловцу».

-«Профилактика простудных и грибковых заболеваний».

«Профилактика травматизма на воле».

«Правила купания в открытых водоемах».

«Оказание помощи утопающим».

«Спортивное плавание и его способы».

«Лечебное плавание и его задачи».

«Значение систематических занятий плаванием».

«Влияние плавания на воспитание правильной осанки, исправление деформации». /

Проводятся упражнения на суше. Они включают объяснение, показ и выполнение движений, имитирующих плавание.

Движения ногами, имитирующие плавание: кролем на груди и спине;

кролем, сидя на бортике, опустив ноги в воду;

брассом лежа на груди.

Движения руками с произвольным дыханием и в согласовании:

разведение рук в стороны и немного вит из положения «вперед вместе», ладони поворачивать наружу – «захватывать воду»;

при разведении рук до оси плечевых суставов сгибание их в локтевых и плечевых суставах, опуская локти, затем вытягивание рук вперед и соединение кистей.

Движения ногами, сидя на скамейке:

разведение носков в стороны, носки на себя, пятки вместе;

имитация движений в упоре сидя (пятки не отрывая от пола) и в упоре лежа на груди на краю гимнастической скамейки (ноги на весу).

Согласованные движения рук, ног и дыхания:

стоя руки вверх, кисти соединены;

гребок руками, подготовительные движения руками, слегка приседая развести колени; пауза;

стоя наклон вперед, руки вверх;

гребок руками, вдох; голова опускается, выдох; выпрямление рук, нога выполняет гребок, выдох продолжается; пауза.

Разучив брасс на груди, можно давать индивидуальные задания, регулируя нагрузку.

Большинство занимающихся при начальном обучении неуверенно чувствуют себя в воде в связи с боязнью воды. Их действия в воде обычно торопливы, движения порывисты, угловаты, плохо координировав, не согласованы с ритмом дыхания и направлены на удержание себя на поверхности воды. Занимающиеся производят движения с большими усилиями, поэтому быстро утомляются и прекращают дальнейшее плавание.

Прежде чем начинать изучение техники, следует овладеть подготовительными упражнениями для освоения водной среды, которые выполняются в мелкой части бассейна. Они состоят из серии специальных упраж нений: погружение в воду; всплывание; освоение горизонтального положения в воде; скольжение в воде; правильное дыхание в воде; упражнения на работу и расслабление мышц рук и ног. В качестве подготовительных упражнений в воде используют хождение по дну с различным изменением положения рук и ног, с гребковыми движениями рук, а также выполнение упражнений у бортика.

Обучение технике плавания

Для обучения технике плавания существует следующая последовательность:

Обучение технике дыхания.

Обучение технике движений ногами с задержкой дыхания на воде, с произвольным дыханием, с выдохом в воду

Формирование согласования движений ногами с дыханием.

Обучение технике движения руками с произвольным дыханием.

Формирование согласования движений ногами и руками с задержкой дыхания.

Формирование согласования движений руками, ногами и дыхания.

В период обучения широко используются поддерживающие средства

(пояса, мячи, круги, доски), частично способствующие разгрузке позвоночника.

Большое значение придается группе дыхательных упражнений, которые необходимо включать в любой комплекс лечебного плавания независимо от формы деформации, чередуя со специальными упражнениями комплекса.

Дыхательные упражнения направлены на:

– укрепление дыхательной мускулатуры;

-увеличение подвижности грудной клетки;

-увеличение жизненной емкости легких.

Для укрепления дыхательной мускулатуры предлагаются разнообразные упражнения с удлиненным выдохом, упражнения в дыхании с легким сопротивлением при вдохе и выдохе, выдох в воду через трубочку, надувание шаров и камер, чередование плавного и толчкообразного вдоха и выдоха.

Для усиления подвижности грудной клетки дыхательные упражнения сопровождают поднятием руки вверх при вдохе и опусканием при выдохе. Следует обратить внимание на полноценность выдоха (для его усиления применяются упражнения с произношением звуков а, о, у, з, ж, ш).

Для увеличения жизненной емкости легких применяется глубокое медленное дыхание с максимальной амплитудой дыхательных движений и удлиненным форсированным выдохом.

Упражнения по обучению правильному дыханию при плавании:

Подготовка к выдоху в воду.

И.П. – стоя на дне бассейна, ноги врозь, набрать в ладони воду, сложить губы «трубочкой», подуть на воду. Глаза не закрывать, следить за осанкой. Повторить 4-6 раз.

Развитие силы выдоха.

И.П. – то же. Положить подбородок’ на полу, подуть на воду, что бы образовалась ямка. Повторить 4-6 раз.

Тренировка компенсаторных механизмов внешнего дыхания

И.П. – стоя на дне бассейна, ноги врозь, руки на поясе. Вдохнуть, закрыть глаза, присесть в воде, задержать дыхание на 3.5,10.1 5 сек.. встать выдох, открыть глаза. Повторить 4-6 раз.

Развитие дыхательной мускулатуры и увеличение жизненной емкости легких.

И.П. стоя в воде по шею. Надувание резиновых игрушек. Берутся игрушки разного объема. После 2*3 выдохов пауза 15-20 сек Повторить 4-6 раз.

Совершенствование функций дыхательной и сердечнососудистой систем.

И.П. – лежа па воде. Выполнение плавательных упражнений с дозированной задержкой дыхания (выдох в воду) на 4 счета. Повтор 4-6 раз

Специальные коррекционные упражнения

В настоящее время общепризнано, что при сколиозе рекомендуется основном, плавание брассом на груди и спине, так как движения при этом симметричны, выполняются в одной плоскости, исключаются колебания позвоночника.

Плавание брассом руками способствует улучшению дыхательной функции, укреплению мышц грудной клетки, плечевого пояса, спины. При плавании брассом ногами активно участвуют сгибательно-разгибательная; отводяще-приводящая мускулатура нижних конечностей, что c пособствует укреплению мышечного корсета в целом

Плавание брассом на груди целесообразно назначать при всех тип нарушений осанки и всех степенях искривления позвоночника.

При кифосколиозах отдается предпочтение брассу на спине. Выполнение гребка руками при плавании брассом на спине способствует сведению лопаток, укреплению трапециевидных и ромбовидных мышц спины, коррекции грудного кифоза, нормализации положения плеч.

Необходимо акцентировать внимание на удлинении паузы в скольжении.

Дополнительно назначается плавание ногами кролем на груди и c пине, скольжение на груди и спине. Движения ногами осуществляются свободно, непринужденно при полном разгибании тазобедренного сустава амплитуда движений 20-25°. Этими движениями тело поддерживается у поверхности воды, выравнивается мышечный дисбаланс, уменьшается угол наклона таза и его перекос.

Плавание же кролем на груди в координации противопоказано, так вращательные движения в грудном и поясничном отделах позвоночника, возникающие при работе рук и ног, могут привести к мобильности позвоночника и прогрессированию искривления.

При таком дефекте, как круглая спина, более рациональным следует считать плавание на спине брассом и кролем, не исключая и другие способы плавания.

При плоской спине не рекомендуется плавать на спине, в то время как при кифозе это необходимо для уменьшения деформации.

При различной степени деформации коррекционный процесс приобретает разную направленность. Так, при I и II степенях сколиоза следует стремиться к стабилизации процесса и коррекции искривления, а при выраженном фиксированном сколиозе III и IV степени основным становится не столько коррекция деформаций, сколько поддержание общего уровня физического развития и стабилизация процесса, улучшение функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

При начальной степени сколиоза корригирующее воздействие осуществляется путем специальных упражнений, способствующих выведению позвоночника из порочного положения, дифференцированного укрепления определенных мышечных групп и выработки стереотипа правильного взаимоположения частей тела на воде. Специальные упражнения подбираются индивидуально с учетом степени деформации позвоночника, вида нарушения осанки в сагиттальной плоскости (лордоз, кифоз).

Уменьшению искривления в грудном отделе способствует плавание в коррекционном положении с вытянутой вверх рукой на стороне вогнутости и в сторону – на выпуклой стороне. Для уменьшения искривления в поясничном отделе полезно отведение ноги в сторону на выпуклой стороне.

В связи с сочетанием при сколиозе деформации позвоночника и ребер большую роль играют упражнения, способствующие расширению грудной клетки. К ним относятся вытягивание рук вверх, сгибание рук за головой.

При выраженном лордозе поясничного отдела под живот подкладывают плавательный предмет.

Необходимо подбирать асимметричные упражнения для успешного решения лечебных задач в соответствии с принципами коррекции с учетом формы, направления, степени искривления позвоночника:

для коррекции деформации во фронтальной плоскости применяют асимметричные упражнения для растяжения мышц на вогнутой стороне и сокращения растянутых мышц на выпуклой. Так при правостороннем грудном сколиозе левую руку ( вогнутая сторона) поднимают вверх (вперед), а правую вниз (вдоль туловища);

для коррекции поясничного отдела используются упражнения с асимметричным расположением ног. При сгибании ноги в тазобедренном и коленных суставах на стороне искривления достигают устранения перекоса таза, сокращения растянутых мышц и уменьшения искривления в поясничном отделе. При комбинированных сколиозах необходимо фиксировать соответствующий отдел позвоночника. Сокращение мышц должно происходить именно в том отделе и на той стороне, коррекцию кривизны которых производят.

И.П. – то же. Положить подбородок’ на полу, подуть на воду, что бы образовалась ямка. Повторить 4-6 раз.

Примерный комплекс упражнений

Пользу и хорошие результаты принесут упражнения, которые выполняются правильно и не приносят дискомфорта. Если ощущается боль во время занятия, нужно окончить выполнение движений и обратиться к врачу для коррекции курса лечения.

Не нужно на первом занятии злоупотреблять повышенными нагрузками. В начале выполняются упражнения с минимальной амплитудой и силой, увеличивая с каждым последующим сеансом. Постепенно увеличивают и время нахождения в воде.


Выровнять спину помогает плавание стилем брасс на груди и выполнение асинхронных движений. При боковом искривлении полезны кувырки вперед и назад, плавательные движения, лежа на спине с одной поднятой ногой, скольжение по воде с вытянутыми вперед руками.

Плавание различными стилями

Лучше всего помогает стильбрасс“. Благодаря положению “на груди” и параллельному скольжению вдоль водной глади, происходит оптимальное вытяжение позвоночника и нагрузка на мышцы.

Начинать знакомство с плаванием лучше всего с “кроля”, он имеет большое сходство с ходьбой.


Поскольку сколиоз может нарушать дыхательные и сердечные функции, перед началом тренировок рекомендуется освоить методы дыхательной гимнастики.

Выполнение дыхательных упражнений в воде

  • В положении стоя, расположите руки на бортике бассейна. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и погрузитесь с головой под воду. Опустите голову вниз и выполните выдох в воду, после чего вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение 15-20 раз.
  • Стоя в воде спиной у стенки бассейна сделайте глубокий вдох. Выполните приседание, полностью погрузившись под воду. Начинайте медленно выдыхать (выдох необходимо растянуть на 20-30 секунд). Вынырните, отдышитесь и повторите действия ещё 5-10 раз.
  • Лёжа на воде лицом вниз, возьмитесь руками за бортик бассейна. Для удержания исходного положения выполняйте попеременные движения ногами вверх и вниз, с небольшой амплитудой. Делайте вдох, а затем выдох в воду (рекомендуется диафрагмальный способ дыхания). Упражнение нужно выполнять в течение 1-2 минут.

Кроме положительного воздействия при сколиозе, плавание оказывает эффект эмоциональной разгрузки, имеет общее оздоровительное и гигиеническое значение. При регулярных занятиях увеличивается ёмкость легких, улучшается терморегуляция, корректируется плоскостопие, оптимизируется частота сердечных сокращений, укрепляется иммунитет. Рекомендуется также совмещать плавание с лечебной физкультурой проводимой в домашних условиях.

Эффективность водных процедур

Экспериментально подтверждена высокая эффективность водных процедур при искривлении позвоночника. Плавание эффективно при сколиозе как у детей, так и у взрослых. С помощью данной процедуры достигается ряд задач:

  • разгружается позвоночный хребет;
  • значительно улучшается работа сердечной мышцы и дыхательной системы;
  • исправляется осанка;
  • повышается выносливость;
  • укрепляется мышечный корсет спины.

При регулярном посещении бассейна человек сможет предотвратить дальнейшее искривление позвоночного столба. Стили плавания подбирает лечащий врач в зависимости от степени искривления. Первое время тренировки должны проходить под чутким контролем инструктора, чтобы в случае неправильной техники, он смог вовремя ее исправить.

  • разгружается позвоночный хребет;
  • значительно улучшается работа сердечной мышцы и дыхательной системы;
  • исправляется осанка;
  • повышается выносливость;
  • укрепляется мышечный корсет спины.

Что необходимо помнить при сколиозе во время плавания

Плавание предполагает оздоровительные воздействия не только на скелетные мышцы:

  • разгрузка позвоночника;
  • активизация кровообращения;
  • выстраивание правильной осанки;
  • нормализация работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

Решить эти задачи легко, если освоить специальную дыхательную гимнастику, с методикой которой мы предлагаем ознакомиться прямо сейчас:

  1. Примите положение стоя возле бассейна, разместите обе руки на бортике. Глубоко вдохните, задержите дыхание и погрузитесь в воду. Делать это нужно так: голова опускается в водоем, в идеале, находясь в жидкости, необходимо выдохнуть, а дальше вернуться в исходное положение. Упражнение нужно сделать от 15 до 20 раз.
  2. Встаньте спиной к стенке бассейна и глубоко вдохните. Присядьте, погрузившись в жидкость с головой. Выдыхайте постепенно, не резко, продолжительность выдоха должна составлять не менее 20-30 секунд. Повторите упражнение от 5 до 10 раз. Желательно наращивать количество понемногу.
  3. Лягте на водную гладь лицом к воде, чтобы удерживать это положение, держитесь руками за бортик бассейна. Двигайте нижними конечностями в направлении снизу вверх и наоборот. Делайте упражнение не спеша, не стоит что есть силы размахивать ногами, амплитуда должна быть посильной и комфортной. Наберите кислород с помощью глубокого вдоха и выдохните, находясь в воде. Оптимальный вариант выдоха по заверениям тренеров – диафрагмальный. Количество повторений не важно, упражнение осуществляется в течение 2-х минут.

  • разгрузка позвоночника;
  • активизация кровообращения;
  • выстраивание правильной осанки;
  • нормализация работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
Читайте также:  Когда будет овуляция, если тест на овуляцию показал две полоски?
Добавить комментарий