Ксимелин детский: инструкция по применению спрея для детей, отзывы

Ксимелин

Ксимелинэто назальные капли или спрей которые сужают сосуды в носу. Они очень распространены в медицине. Препарат активно влияет на слизистую оболочки носа и кровеносные сосуды. Снимая отёчность, капли значительно облегчают носовое дыхание, благодаря основному активному веществу.

Это лекарство широко применяют в терапии, так как оно не вызывает сильных побочных эффектов и имеет очень быстрое действие. Действие длится около десяти часов и после этого лекарство постепенно выводится из организма.

Состав и форма выпуска

Ксимелин относится к фармакологической группе сосудосуживающих препаратов, его используют только для местного применения в отоларингологии.

Ксимелин выпускается в виде:

  • Детских капель с концентрацией 0,05 процента и взрослых капель 0,1 процента. Это бесцветные капли с содержанием ксилометазолина гидрохлорида. Ксимелин детский очень продуктивен.
  • Назального спрея с концентрацией 0,1 процента гидрохлорида.

Можно встретить в аптеках аналоги медикамента с похожими названиями, действующим веществом и одинаковым механизмом действия на организм. Это:

  • Ксимелин Эко — детский Ксимелин спрей;
  • Ксимелин Экстра — назальный спрей.

Показания к применению

Прочитав инструкцию по применению препарата Ксимелин, можно найти полный перечень всех болезней, которые являются показаниям к применению лекарственного средства.

Основными показаниями являются:

  • острый аллергический ринит;
  • сенная лихорадка;
  • евстахиит;
  • отит средней степени;
  • острый насморк, являющийся основным признаком начинающегося простудного заболевания;
  • различные синуситы, такие как гайморит, фронтит, этмоидит и другие;
  • использование капель при подготовительных работах пациентов к операциям проводимых в полости носа.

Ксимелин капли или спрей действуют на очаг заболевания быстро благодаря активному веществу, и великолепно суживают сосуды не принося при этом ощущения дискомфорта.

Фармакологические свойства

Ксимелин — это сосудосуживающее средство, которое используют для назального применения, состоящее в группе альфа-адреномиметиков.

После того как препарат закапывают в нос, уже через две минуты облегчается носовое дыхание и проходит отёк слизистой носовых проходов. При помощи этого средства можно устранить признаки ринита различной этиологии. Лекарственный эффект длится более двенадцати часов.

Больной должен соблюдать все правила приёма и дозировки лекарства и не нарушать длительность приёма. Препарат не вызывает привыкания даже когда его используют очень долго.

Инструкция по применению

Следуя инструкции по применению препарата его необходимо вводить интраназально, то есть непосредственно в носовые проходы. Перед тем как закапывать лекарство, лучше всего постараться очистить носовые ходы от выделяемой слизи и засорений. Так средство быстрее попадёт на саму оболочку и начнёт действовать.

  • детям от двух до шести лет — назальные капли по одной или две в каждую ноздрю, один-два раза в сутки;
  • взрослым и подросткам — по две или три капли в каждый носовой проход. Если лечение не слишком эффективно, можно повторить закапывание.

Длительность применения капель Ксимелин не должна превышать семь дней.

Противопоказания

Существует небольшое количество противопоказаний к применению Ксимелина:

  • атеросклероз выраженного характера;
  • хроническая тахикардия;
  • глаукома;
  • атрофический ринит;
  • проблемная щитовидная железа;
  • острая чувствительность к компонентам препарата;
  • в некоторых случаях беременность;
  • недавно проведённая операция, связанная с поражением оболочек головного мозга.

Если у человека в анамнезе есть сахарный диабет, капли Ксимелин нужно принимать с большой осторожностью, а также при гиперплазии предстательной железы у мужчин. Стоит быть настороже если возникает необходимость применения лекарства в период беременности и лактации, так как прежде всего стоит оценивать все плюсы и минусы от ожидаемого лечения.

Побочные действия

Используя для лечения носа капли Ксимелин, пациенты могут наблюдать у себя возникновение некоторого побочного эффекта. Это могут быть:

  • Системные реакции организма, редко возникающие — головная боль, тахикардия, ощущение собственного сердцебиения, аритмия, резкое повышение артериального давления, рвота и бессонница.
  • Депрессия и раздражительность, особенно если принимать средство в повышенных дозах.
  • Местные реакции — чихание, сухость в носу, жжение, гиперсекреция. Редко возникает отёк полости носа, который локализуется на слизистых оболочках.

При передозировке могут усиливаться различные явления:

  • повышается температура тела;
  • учащается сердцебиение;
  • возникают периодические судороги;
  • резкие перепады давления, оно может повышаться или понижаться без видимых причин;
  • появление сонливости или наоборот сильной возбудимости.

Препарат нельзя принимать дольше прописанного в инструкции срока, иначе могут проявиться все негативные побочные эффекты.

Аналоги препарата

Лекарственное средство имеет большое количество аналогов, которые обладают сходными свойствами и составом:

  • Бризолин;
  • Галазолин;
  • Доктор Тайсс Назолин;
  • Звёздочка;
  • Ксиметазолин;
  • Риностоп;
  • Сиалор;
  • Суприма и другие.

Все они так же как и Ксимелин закапываются в носовые ходы и призваны облегчить дыхание.

Цена и взаимодействие с другими препаратами

Лекарство находится в низкой ценовой категории, его можно приобрести в разных аптечных сетях по цене от 50 до 200 рублей. Аналоги могут стоит в два раза дешевле, чем обычно и привлекают некоторые категории потребителей. Ксимелин, цена которого является демократичной, всегда должен быть в домашней аптечке. Лучше иметь разные виды препарата — детский, спрей, капли.

Это средство имеет широкое применение. Его прописывают во многих случаях для устранения симптомов начинающихся заболеваний. Ксимелин неплохо взаимодействует со многими лекарственными препаратами. Однако при совместном использовании с ингибиторами и трициклическими антидепрессантами возможно резкое изменение уровня артериального давления. Чтобы исправить возникшую проблему нужно прибегнуть к простому шагу — прекратить приём препарата на некоторое время или заменить его другим лекарством.

Отзывы о препарате

Принимала Ксимелин, он не лечит, но прекрасно облегчает состояние. Закапав всего по паре капель в каждый носовой проход, дыхание облегчается очень быстро. Пробовала использовать Ксимелин спрей, его намного легче вводить внутрь.

Использовала Ксимелин капли когда из носа просто текло. Они быстро остановили неприятный процесс. Лечение было недолгим, но продуктивным. Прочитав инструкцию я поняла, что Ксимелин при беременности нужно принимать очень осторожно и после консультации с врачом. Так и сделав, я все же решила осмелиться и не прогадала.

Ксимелин: инструкция по применению, аналоги и отзывы, цены в аптеках России

Ксимелин – это сосудосуживающие капли спрей для носа, получившие широкое распространение в ЛОР-практике. Действующее вещество – Ксилометазолин.

  • Спрей назальный 0,05 и 0,1%: бесцветная прозрачная жидкость (по 10 или 15 мл во флаконе из темного стекла с дозирующим устройством, в картонной пачке 1 флакон);
  • Капли назальные 0,05 и 0,1%: бесцветная прозрачная жидкость (по 10 мл во флаконе-капельнице из полиэтилена низкой плотности, в картонной пачке 1 флакон-капельница).

Препарат является альфа-адреностимулятором, суживает кровеносные сосуды слизистой оболочки полости носа, устраняя отек и гиперемию слизистой оболочки. Облегчает носовое дыхание при ринитах.

В терапевтических концентрациях Ксимелин не раздражает слизистую, не вызывает гиперемию. Действие капель или спрея наступает через несколько минут после применения и продолжается в течение 5-8 часов.

В чем отличия других форм препарата?

Ксимелин Эко не содержит консервантов.

Ксимелин Экстра дополнительно содержит ипратропия бромид – обладающий антихолинергическим свойством. Способствует уменьшению секреции желез слизистой оболочки полости носа.

Показания к применению

От чего помогает Ксимелин? Согласно инструкции, капли и спрей назначают в следующих случаях:

  • Острые респираторные заболевания с явлениями ринита;
  • Острый аллергический ринит;
  • Поллиноз;
  • Синусит;
  • Евстахиит;
  • Средний отит (для уменьшения отека слизистой оболочки носоглотки);
  • Подготовка к диагностическим манипуляциям в носовых ходах.

Инструкция по применению Ксимелин, дозировки капель и спрея

Любые формы препарата применяются интраназально (в носовые ходы).

Стандартные дозировки капель и спрея Ксимелин, согласно инструкции по применению:

  • Капли 0.05% назначают детям в возрасте от 2 до 6 лет по 1-2 капли в каждую ноздрю 1-2 раза в сутки.
  • Капли 0.1% назначают взрослым и детям старше 6 лет по 2-3 капли в каждую ноздрю (при необходимости можно повторить закапывание).
  • Спрей 0.05% назначают детям в возрасте от 2 до 6 лет по 1 впрыскиванию в каждую ноздрю 1-2 раза в сутки.
  • Спрей 0.1% назначают взрослым и детям старше 6 лет по 1 впрыскиванию в каждую ноздрю (при необходимости можно повторить впрыскивание).

Максимальная кратность применения – до 3 раз в сутки. Лечебный курс – до 7 дней.

Не превышать дозировку и длительности применения, во избежание развития побочных эффектов или развития медикаментозного ринита (привыкания).

Инструкция по применению Ксимелина Эко

  • 0,05% применяют у детей 2–10 лет: по 1 впрыскиванию (35 мкг) в каждый носовой ход, не более 3 раз в сутки;
  • 0,1% применяют у детей старше 10 лет и взрослых: по 1 впрыскиванию (140 мкг) в каждый носовой ход, не более 3 раз в сутки. При необходимости впрыскивание можно повторить.

Длительность применения – до 10 дней.

Применение Ксимелин Экстра

Перед использованием спрея носовые ходы тщательно очищают. Длительность лечения и дозировку определяет врач, учитывая сложность заболевания и индивидуальные особенности пациента.

Стандартная дозировка взрослым – по 1 впрыскиванию до 3 раз в сутки.

Длительность применения – до 10 дней.

Особые указания

Ксимелин не предназначен для длительного применения, например, при ринитах хронического течения.

У людей с повышенной индивидуальной чувствительностью возможно развитие головокружения и снижение концентрации внимания – необходимо воздержаться от управления автомобилем и сложными механизмами.

Побочные эффекты

Инструкция предупреждает о возможности развития следующих побочных эффектов при назначении Ксимелин:

  • При частом и/или длительном применении – раздражение и/или сухость слизистой оболочки носоглотки, жжение, парестезии, чиханье, гиперсекреция;
  • Редко – отек слизистой оболочки полости носа, сердцебиение, тахикардия, аритмии, повышение АД, головная боль, рвота, бессонница, нарушение зрения;
  • Депрессия (при длительном применении в высоких дозах).

Противопоказания

Противопоказано назначать Ксимелин в следующих случаях:

  • Артериальная гипертензия;
  • Тахикардия;
  • Выраженный атеросклероз;
  • Глаукома;
  • Атрофический ринит;
  • Гипертиреоз;
  • Хирургические вмешательства на мозговых оболочках (в анамнезе);
  • Беременность;
  • Детский возраст до 2 лет (Ксимелин 0,05%);
  • Детский возраст до 6 лет (Ксимелин 0,1%);
  • Повышенная чувствительность к компонентам препарата.

В период лактации следует применять только после тщательной оценки соотношения пользы для матери и риска для грудного ребенка. Не допускается превышения рекомендуемой дозы.

Ксимелин Экстра не рекомендуется применять одновременно с другими антихолинергическими медикаментами, поскольку это может вызвать усиление антихолинергического эффекта.

Передозировка

Передозировка может привести к усилению побочных действий (или их проявлению).

Аналоги Ксимелин, цена в аптеках

При необходимости, заменить Ксимелин можно на аналог по активному веществу – это препараты:

  1. Галазолин;
  2. Длянос;
  3. Доктор Тайсс Назолин;
  4. Ксилен;
  5. Ксилометазолин;
  6. Носолин;
  7. Отривин Беби;
  8. Ринонорм;
  9. Риностоп;
  10. Санорин Ксило;
  11. Снуп;
  12. Тизин Ксило Био;
  13. Эспазолин.

Выбирая аналоги важно понимать, что инструкция по применению Ксимелин, цена и отзывы, на препараты схожего действия не распространяются. Важно получить консультацию врача и не производить самостоятельную замену препарата.

Цена в аптеках России: Ксимелин капли 0.1 % 10 мл – от 71 до 98 рублей, капли 0,05% 10мл – от 76 до 99 рублей, Ксимелин Экстра спрей 10 мл – от 199 до 250 рублей, стоимость Ксимелин эко спрей 0,1% 140мкг/доза 10мл – от 155 до 183 рублей, по данным 729 аптек.

Хранить в месте, недоступном для детей, при температуре: капли – 15–25 °C, спрей – до 25 °C.

Ксимелин спрей от насморка для детей

  1. Главная
  2. Препараты
  3. Ксимелин Эко для детей

Ксимелин Эко для детей

Выпускается в форме дозированного спрея.
Рекомендован группе пациентов с чувствительной
слизистой оболочкой носа. Не вызывает
раздражения и обладает антисептическим
действием. Подходит для детей от 2 лет.

спрей назальный дозированный

1 доза содержит:
Ксимелин Эко 140 мкг/доза
Действующее вещество:
Ксилометазолина гидрохлорид……………….140 мкг
Вспомогательные вещества:
Натрия гидрофосфат дигидрат………………..280 мкг
Натрия дигидрофосфат дигидрат…………….280 мкг
Динатрия эдетат……………………………………70 мкг
Натрия хлорид……………………………………..1,02 мг
Вода очищенная……………………………………139,0 мг

Прозрачная бесцветная или слегка окрашенная жидкость.

Противоконгестивное средство – вазоконстриктор (альфа-адреномиметик)

Ксилометазолин относится к группе местных сосудосуживающих средств (деконгестантов) с альфа-адреномиметическим действием, вызывает сужение кровеносных сосудов слизистой носа, устраняя, таким образом, отек и гиперемию слизистой оболочки носоглотки. Облегчает носовое дыхание при ринитах.
Ксимелин Эко не содержит консервантов. В терапевтических концентрациях не раздражает слизистую, не вызывает гиперемию. Действие наступает через несколько минут и продолжается в течение 10 – 12 часов.

При местном применении практически не абсорбируется, концентрации в плазме настолько малы, что их невозможно определить современными аналитическими методами.

Острые респираторные заболевания с явлениями ринита (насморка), острый аллергический ринит, поллиноз, синусит, евстахиит, средний отит (для уменьшения отека слизистой носоглотки).
Подготовка больного к диагностическим манипуляциям в носовых ходах.
С осторожностью:
Сахарный диабет, стенокардия III – IV функционального класса, гиперплазия предстательной железы.
Во время лактации препарат должен применяться только после тщательной оценки соотношения пользы и риска для матери и ребенка, не допускается превышать рекомендуемую дозировку.

Повышенная чувствительность к компонентам препарата, артериальная гипертензия, тахикардия, выраженный атеросклероз, глаукома, атрофический ринит, тиреотоксикоз, хирургические вмешательства на мозговых оболочках (в анамнезе), беременность, детский возраст до 2 лет (для препарата Ксимелин Эко 35 мкг/доза); детский возраст до 10 лет (для препарата Ксимелин Эко 140 мкг/доза).

Интраназально.
Препарат Ксимелин Эко 35 мкг/доза – спрей для детей от 2 до 10 лет: по 1 впрыскиванию в каждый носовой ход; не следует применять более 3 раз в день.
Препарат Ксимелин Эко 140 мкг/доза – спрей для взрослых и детей старше 10 лет: по 1 впрыскиванию в каждый носовой ход (при необходимости можно повторить); не следует применять более 3 раз в день.
Препарат применяется не более 10 дней.
(одно впрыскивание препарата Ксимелин Эко 35 мкг/доза содержит около 35 мкг ксилометазолина гидрохлорида; одно впрыскивание препарата Ксимелин Эко 140 мкг/доза содержит около 140 мкг ксилометазолина гидрохлорида).

При частом и/или длительном применении – раздражение и/или сухость слизистой оболочки носоглотки, жжение, покалывание, чихание, гиперсекреция.
Редко – отек слизистой оболочки носа, сердцебиение, тахикардия, аритмия, повышение артериального давления, головная боль, рвота, бессонница, нарушение зрения; депрессия (при длительном применении высоких доз).

Симптомы: усиление побочных эффектов. Лечение симптоматическое.

Несовместим с ингибиторами моноаминоксидазы и трициклическими антидепрессантами.

Не следует применять в течение длительного времени, например, при хроническом рините.

Спрей назальный дозированный 35 мкг/доза и 140 мкг/доза.
По 10 мл препарата (125 доз во флаконе для дозировки 35 мкг/доза; 60 доз во флаконе для дозировки 140 мкг/доза) в пластиковом флаконе, снабженном помповым дозирующим устройством с наконечником и защитным колпачком из полиэтилена.
По 1 флакону вместе с инструкцией по применению помещают в картонную пачку.

Читайте также:  Компливит (Complivit) витамины для детей, подростков. Инструкция по применению, состав, цена

Хранить при температуре не выше 30oС.
Хранить в недоступном для детей месте.

3 года. Не применять по истечении срока годности.

Такеда Никомед АС, Норвегия
Драмменсвейен 852, NO-1383 Аскер, Норвегия
Takeda Nycomed AS, Norway
Drammensveien 852, NO-1383 Asker, Norway

Такеда Никомед АС, Норвегия
Солбервеген 5, NO-2409 Элверум, Норвегия
Takeda Nycomed AS, Norway
Solbaervegen 5, NO-2409 Elverum, Norway

Такеда ГмбХ, Германия
Роберт-Бош-Штрассе 8, 78224 Зинген,
Германия
Takeda GmbH, Germany
Robert-Bosch-Str. 8, 78224 Singen, Germany

ООО «Такеда Фармасьютикалс»,
Москва, 119048, ул. Усачева, д.2, стр.1.
тел. + 7 (495) 933 55 11,
факс + 7 (495) 502 16 25
адреса в Интернете: www.takeda.com.ru, www.xymelin.ru.

В лечении насморка у взрослых часто применяются препараты ксилометазолина, например, Ксимелин. Но можно ли его капать в нос детям, как реагирует на это лекарство детский организм и в каких дозах оно рекомендуется для маленьких пациентов?

Форма выпуска и состав

Медикамент выпускают в двух формах – капли и спрей, но каждая из них представлена прозрачной жидкостью без цвета. Объем флакончика составляет 10 или 15 мл. Главным ингредиентом препарата выступает гидрохлорид ксилометазолина. Его количество в 1 мл составляет 500 мкг в 0,05% лекарстве, а в препарате с концентрацией 0,1% – 1 мг. Дополнительно раствор включает бензалконий, эдетат динатрия и прочие соединения.

Существует также препарат Ксимелин Эко. Он представлен назальным спреем в двух дозировках (0,05% и 0,1%) и отличается от обычного Ксимелина другим составом вспомогательных ингредиентов. Среди них отсутствует хлорид бензалкония (консервант), что снижает риск аллергической реакции на медикамент.

Отдельно выпускается Ксимелин Эко с ментолом. В таком спрее ксилометазолин содержится в концентрации 0,1% и дополнен эвкалиптолом и левоментолом, которые придают жидкости запах, непрозрачность и незначительную окраску.

Кроме того, в аптеках можно встретить и препарат Ксимелин Экстра. В таком спрее, в отличие от других видов, Ксимелина, присутствует два активных ингредиента. Одним из них выступает ксилометазолин в дозе 500 мкг/1 мл, а вторым является ипратропия бромид, которого в 1 мл раствора содержится 600 мкг. В лечении детей младше 18 лет этот медикамент не используют.

Принцип действия

Любая из форм Ксимелина действует местно в слизистой оболочке носа, вызывая сужение сосудов. Результатом этого влияния будет устранение красноты и отечности, благодаря чему уменьшается объем выделений из носа и облегчается дыхание. Медикамент начинает действовать очень быстро (буквально через несколько минут) и сужает сосуды на период до 10-12 часов. Его активное соединениев кровь практически не попадает.

Показания

Ксимелин используется при ОРЗ, если одним из проявлений болезни является ринит. Кроме того, препарат выписывают детям:

  • с острым аллергическим насморком;
  • с синуситом;
  • с поллинозом;
  • со средним отитом;
  • с евстахиитом.

Применяют такое средство и при любых врачебных манипуляциях в носоглотке, например, при риноскопии. Такие же показания отмечены в инструкции к препаратам Эко и Эко с ментолом.

С какого возраста разрешено принимать?

  • Малышам, не достигшим двухлетнего возраста, Ксимелин не назначается. Детям старше 2 лет можно капать или впрыскивать лишь медикамент с концентрацией 0,05%.
  • Спрей и капли Ксимелин с содержанием ксилометазолина в концентрации 0,1% разрешены лишь с шестилетнего возраста.
  • Ксимелин Эко тоже противопоказан детям младше 2 лет. Для лечения маленьких пациентов в возрасте 2-10 лет используют 0,05% препарат, а средство с концентрацией 0,1% выписывают для детей старше 10 лет.
  • Что касается лекарства с ментолом, то такой Ксимелин назначают с 10-летнего возраста.

Противопоказания

Препарат не следует использовать у детей с:

  • Непереносимостью любого ингредиента раствора.
  • Повышенным давлением крови.
  • Гипертиреозом.
  • Тахикардией.
  • Глаукомой.
  • Ринитом в атрофической форме.
  • Перенесенной операцией на оболочках мозга.

При диагностировании у маленького пациента сахарного диабета лечение Ксимелином требует повышенной осторожности.

Побочные действия

Введение Ксимелина в нос может вызвать местную реакцию в виде зуда, покалывания, сухости, жжения или другого симптома. Чаще всего она обусловлена излишне частым применением медикамента либо слишком длительным лечением. Системные реакции в виде головных болей, бессонницы, тахикардии и прочих симптомов возникают при терапии Ксимелином крайне редко.

Инструкция по применению

Ксимелин следует вводить в нос не чаще трех раз в сутки, а курс лечения таким сосудосуживающим средством не должен превышать одной недели.

Если спустя 7 дней терапии симптомы не исчезли, следует обратиться к педиатру или ЛОРу.

  • Деткам от 2 до 6 лет препарат с концентрацией 0,05% назначают один раз в сутки или дважды в день. Если используются капли, то в каждый носовой ход капают по одной или по две капельки. Применение спрея предусматривает по одному впрыскиванию в каждую ноздрю.
  • Шестилетним детям и старше закапывают/впрыскивают 0,1% медикамент. При использовании спрея разовой дозировкой будет 1 впрыскивание. При использовании капель в каждый носовой ход ребенка закапывают по 2 капли, но иногда врач назначает по 3 капли. Средство нередко применяют в сутки лишь однократно, но при сильном насморке требуется и повторное впрыскивание или закапывание.
  • Если ребенку назначен Ксимелин Эко, то такой препарат вводят в каждую ноздрю маленького пациента по одному впрыскиванию 1-3 раза в день. Для детей младше 10 лет используют 0,05% лекарство, для десятилетних пациентов и старше – 0,1% спрей. Длительность лечения таким вариантом Ксимелина не должна превышать 10 дней.
  • При использовании в лечении насморка Ксимелина Эко с ментолом ребенку впрыскивают лекарство от 1 до 3 раз в сутки, выполняя по одному нажатию на дозирующее устройство, вставив его поочередно в каждую ноздрю пациента. Препарат назначается курсом до 10 дней.

Передозировка

Детский организм реагирует на превышенную дозу Ксимелина учащением пульса, головными болями, рвотой, нарушением сна, аритмией и прочими симптомами. При слишком высокой дозировке давление крови маленького пациента снижается, частота сердцебиений замедляется. В такой ситуации нужно немедленно обратиться за медицинской помощью.

Взаимодействие с другими препаратами

Ксимелин можно применять вместе со многими лекарствами, за исключением трициклических антидепрессантов и ингибиторов МАО.

Условия продажи

Все формы Ксимелина и Ксимелина Эко являются безрецептурными лекарствами, поэтому их можно свободно приобрести в любой аптеке. Цена флакона капель составляет от 70 до 90 рублей, а 10 мл спрея – примерно 160 рублей. Флакончик спрея Ксимелин Эко стоит в среднем 170-180 рублей.

Условия хранения

Для хранения любого Ксимелина дома требуется сухое место, скрытое от детей. Хранить препараты следует при комнатной температуре (не выше 25-30 градусов тепла). Срок годности капель и спрея Ксимелин составляет 2 года, препарата Ксимелин Эко – 3 года, а средства Эко с ментолом – 2 года 6 месяцев.

Отзывы

Большая часть отзывов о лечении детей Ксимелином – положительные. Мамы называют такое средство эффективным и действенным. Они отмечают, что препарат очень быстро устраняет заложенность носа и другие симптомы насморка, а его действие длится примерно 10 часов.

При этом для деток чаще приобретают спрей, поскольку использовать такую форму удобнее. Несмотря на более высокую стоимость, наибольшим спросом пользуется Ксимелин Эко, так как не содержит консерванты и реже вызывает побочные эффекты.

При использовании капель у некоторых маленьких пациентов возникает аллергия и другие отрицательные реакции.

Подробнее о действии Ксимелина на слизистую оболочку ребенка – в видео ниже.

Аналоги

Вместо Ксимелина врач может выписать другое средство с таким же действующим ингредиентом, например, Отривин, Галазолин, Ксилометазолин, Звездочка НОЗ, Тизин, Риностоп, Снуп, Длянос, Фармазолин или Ксилен. Эти препараты, как и Ксимелин, представлены спреем и назальными каплями, а у некоторых есть и форма назального геля.

При насморке, в зависимости от его причины, ребенку могут назначать препараты морской воды, антигистаминные средства, местнодействующие антибиотики, препараты интерферона и многие другие лекарства.

Кризис 3 лет у ребенка

Содержание статьи

  • Когда ожидать начало кризиса трехлетки
  • Причины возникновения
  • Ключевые симптомы кризиса: 7 основных изменений
  • Рекомендации для родителей: как себя вести

Кризисный период – это новый этап, резкий скачок в психоэмоциональном развитии ребенка, появление у него новых понятий о жизни, навыков и особенностей поведения. По мере выхода из кризиса малыш развивает, закрепляет и совершенствует новые навыки.

Типичны и симптомы кризиса 3-х лет, которые индивидуальны у каждого малыша, но имеют и целый ряд общих черт. Из послушного, спокойного и ласкового малыш превращается в капризного бунтаря. Он нарушает установленные правила, делает все наперекор маме или папе, устраивает истерики и всячески отстаивает свои права на самостоятельные действия. Иногда родители теряются – как себя вести с ребенком, что делать, если у него случилась истерика.

Когда ожидать начало кризиса трехлетки

Первые признаки кризиса наступают не ровно в три года, у большинства малышей они могут проявиться в период от 2,5 до 4 лет. В зависимости от индивидуальных особенностей характера, методов воспитания и отношения родителей основные проявления могут продолжаться на протяжении от 2-4 месяцев до полутора лет и более. Источник:
Л.А. Тухужева, Д.С. Темирканова, Д.А. Гукова.
Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л.С. Выготского // Вопросы науки и образования, 2018.

Причины возникновения

Психологи не могут точно и однозначно назвать конкретные причины возникновения возрастных кризисов. Выделяются определенные влияющие причины кризиса 3-х лет и факторы, которые прослеживаются в тех или иных ситуациях.

  • Особенности темперамента ребенка. Дети, обладающие слабым или неустойчивым типом нервной деятельности, чаще переживают кризис с максимально острыми проявлениями. Особенно тяжело приходится детям с холерическим темпераментом или малышам-меланхоликам. Сангвиники и флегматики менее подвержены кризисным изменениям.
  • Авторитарное воспитание – еще одна из причин серьезного кризиса дошкольного возраста. Постоянная диктатура родителей, подавление инициативы и игнорирование желаний ребенка приводит к бурным протестам.
  • Повышенная тревожность родителей и избыточная забота о малыше (гиперопека). Стремления и желания ребенка подавляют из-за чрезмерного волнения за его здоровье. Родители не считают ребенка самостоятельным, делают за него все.
  • Проблемы со здоровьем. Психические отклонения, неврологические заболевания и тяжелая хроническая патология влияют на реакции детей.
  • Конфликты внутри семьи. В этом случае психологи дают рекомендации для родителей – не вмешивать ребенка во взрослые проблемы оградить его от выяснения родительских отношений и негатива.

Ключевые симптомы кризиса: 7 основных изменений

В той или иной мере проявления имеют сходные черты у всех детей, различается только степень тяжести ключевых характеристик кризиса 3 лет. Общие проявления родители описывают как изменения поведения и непослушность, скандалы и истерики, слезы буквально из-за каждой мелочи. Психологи выделяют 7 основных симптомов кризисного поведения:

  • Негативизм. Ребенок наотрез отказывается следовать указаниям взрослых, даже если эта просьба выгодна самому малышу. На любые просьбы – четкое «нет».
  • Строптивость. Малыш резко меняет свои привычки, не желает придерживаться режима. За счет скандалов и истерик пытается отвоевать право делать так, как хочет он.
  • Упрямство. Ребенок принимает какое-либо решение и четко придерживается этой линии. Его невозможно заставить, уговорить или мотивировать на те или иные привычные действия. Он будет рыдать, но четко стоять на своем.
  • Своеволие. Малыш хочет делать что-либо самостоятельно, игнорируя подсказки или слова родителей.
  • Протест. Особенности этой характеристики – буря эмоций в отношении указок родителей, что он должен делать. Если что-либо за него выбрали или решили родители, ребенок отказывается от этих вещей или действий.
  • Обесценивание. Малыш перестает ценить те вещи или действия, которые ранее были для него важными, любимыми или дорогими. Он может кидать и ломать любимые игрушки, обзывать родителей, драться с братьями-сестрами, отказываться от любимых лакомств.
  • Деспотизм. Ребенок пытается командовать членами семьи, требует подчинения и беспрекословного послушания. Если его прихоти не выполняются, следует истерика и крики, топанье ногами и повышение голоса. Источник:
    Д.М. Шакирова, А.Ф. Гильманова.
    Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2019.

Рекомендации для родителей: как себя вести

Существует множество советов родителям, которые помогут сгладить остроту проявлений кризиса и пройти этот нелегкий этап как можно спокойнее. Но если родители ощущают, что они в безвыходной ситуации, не знают, как преодолеть кризис 3 лет самостоятельно, нужно обратиться к опытному детскому психологу.

Общие рекомендации по преодолению кризисного этапа:

  1. Запасайтесь терпением. Ребенку так же нелегко, как и вам. Он не понимает, что с ним происходит и пытается найти реально доступный для него выход. Не кричите, не наказывайте его, такие действия только ухудшат ситуацию.
  2. Пытайтесь договариваться. Родители постепенно понимают, как пережить очередную истерику в магазине или гостях. Можно заранее определить, что вы купите игрушку, но если начнутся капризы, вы немедленно уйдете без покупок. Если ребенок выдержит условия договора, важно похвалить его за примерное поведение.
  3. Установите границы дозволенного. Ребенок четко должен знать, какое поведение допустимо, а какие границы переходить нельзя. Не отменяйте запреты, если начинается плач, будьте последовательны в словах и действиях. После того как ребенок успокоится, поговорите с ним о том, почему вы так поступили.
  4. Используйте слово «нельзя» разумно и рационально. Чем больше у детей запретов, тем сильнее соблазн их нарушить. В период кризиса «нельзя» должно распространяться на то, что нанесет вред здоровью ребенка и окружающих, домашних животных, может испортить чужое имущество.

В остальном дайте малышу определенную самостоятельность.

Источники:

  1. Л.А. Тухужева, Д.С. Темирканова, Д.А. Гукова. Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л.С. Выготского // Вопросы науки и образования, 2018.
  2. Д.М. Шакирова, А.Ф. Гильманова. Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2019.

Особенности психического развития детей в период кризиса 3-х лет

Яна Мирзоназарова
Особенности психического развития детей в период кризиса 3-х лет

Читайте также:  Арбидол (Arbidol) для детей. Отзывы, инструкция по применению, дозировка, аналоги, где купить, цена

Особенности психического развития детей в период кризиса 3-х лет

На третьем году жизни ребенка продолжается, хотя и несколько замедленное по сравнению с более ранним возрастом, но все еще очень быстрое развитие. Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость, удлиняется активное бодрствование до 6-7 часов в сутки.

К трем годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Быстро развивается речь – обогащается ее смысловое содержание, расширяется словарь, грамматически она становится все более правильной. (8)

К трем годам желания ребенка становятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивыми словами «Я хочу».

Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период называется кризисом трех лет. Критическим этот возраст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняются поведение ребенка и его отношение с окружающими людьми.Родители и воспитатели отмечают любимую фразу ребенка в этом возрасте: «Я сам!» Ребенок пытается самоутвердиться. (2)

Столкнувшись с тем, что ребёнок перестаёт беспрекословно слушаться, родители – осознанно или неосознанно – изменяют своё поведение и, вольно или невольно, начинают строить новые отношения с малышом.

Кризис 3-х лет наступает, когда ребенок уже достиг определенного уровня развития личности. Меняется его взгляд на мир, ребенок по-другому начинает общаться с окружающими. В этот момент он учится налаживать контакт с людьми, выбирает приемлемую для себя манеру общения. В то же время он начинает абстрагироваться от окружающих. Ребенок уже способен анализировать свое поведение и поведение других людей, сравнивать их, осознавать установленные в обществе порядки. Понимать, «что такое хорошо и что такое плохо».

Осознание ребенком новых личностных возможностей и свойств, таких как волеизъявление, отчуждение, самоанализ, становится доказательством того, что в нем развивается личностное начало.

Основной характеристикой поведения ребенка в раннем возрасте является ситуативность. Под ситуативностью психологи подразумевают прямую зависимость поведения малыша от того, что он видит, в какой ситуации находится и как ее воспринимает. Ситуация и окружающие предметы действуют на малыша таким образом, что до определенного момента он просто не может представить себе, что может быть по-другому, не так, как он видит здесь и сейчас.

Ситуативность поведения присуща только раннему возрасту, ее нет в возрасте младенческом, когда восприятие и физическая активность ребенка ограничены, нет ее и в более старшем возрасте, когда любая ситуация дополняется собственными знаниями ребенка и его замыслами.

Родители могут существенно повлиять на протекание кризиса трех лет у ребенка: при правильном воспитании он протекает мягко и быстро, при неправильном, негуманном – он может усложниться и затянуться на продолжительное время. О том, как пережить кризис трех лет мы подробнее напишем в следующей статье. (4)

Внутренняя жизнь ребенка в этом возрасте серьезно усложняется:

– с одной стороны он утверждает себя, свои желания, свою личность,

– с другой стороны, появившаяся самооценка диктует необходимость «быть хорошим» для окружающих.

Эти двойственные тенденции приводят к перестраиванию поведения и отношений со значимыми взрослыми.

Но можно вывести некоторые общие черты в поведении детейтрехлетнего возраста:

1. Ребенок стремится к получению результата своей деятельности. Неудача уже не приводит к отказу от действий вообще, ребенок продолжает искать решение задачи, поскольку результат становится крайне важен для него.

2. Достигнутый результат ребенок демонстрирует взрослым. Важно положительно оценивать эти результаты, поскольку безразличное или отрицательное отношение к ним, вызывает немалые переживания у малыша. Именно в этот период ребенок не просто демонстрирует достижения взрослым, он начинает активно искать оценки своих достижений.

3. Обострение чувства собственного достоинства в этом возрасте приводит к тому, что Вы можете заметить у ребенка не свойственную ему раньше обидчивость, бахвальство, преувеличение своих достоинств. Словом, именно в это время ребенок начинает видеть и оценивать себя, свою личность сквозь призму своих достижений, причем эти достижения должны быть признаны и оценены по достоинству другими людьми.

Новая система собственного «Я», где ребенок оценивает свою личность через достижения и оценки этих достижений окружающими, и становится результатом кризиса трех лет и знаменует переход в другой этап развития – период дошкольного детства.

Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей. (9)

Те симптомы кризиса, которые выдвигаются на первый план, в литературе принято называть первым поясом симптомов или семизвездием кризиса трех лет. (7)

Первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса, возникновение негативизма. При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые.

Негативизмом мы будем называть такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего–нибудь сделать только потому, что это предложил кто–то из взрослых, то есть это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Таким образом, негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему аффективному желанию.

Второй симптом кризиса трех лет – упрямство. Если негативизм надо уметь отличать от обычного упрямства, то упрямство надо отличать от настойчивости. Упрямство – такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем – либо не потому, что он это потребовал. Он настаивает на своем требовании.

Два момента отличают упрямство от обычной настойчивости. Первый момент – общий с негативизмом, имеет отношение к мотивировке. Если ребенок настаивает на том, что ему сейчас желательно, это не будет упрямством.

И второй момент. Если для негативизма характерна социальная тенденция, то есть ребенок делает что–то наоборот по сравнению с тем, что говорят ему взрослые, то здесь, при упрямстве, характерна тенденция по отношению к самому себе.

Третий момент принято называть немецким словом «тротц». Симптом считается настолько центральным для возраста, что и весь критический возраст получило название trotz alter, по–русски – возраст строптивости.

В чем отличие последнего симптома от первых? От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который сейчас побуждает ребенка к тому или иному действию. А строптивость, скорее направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни; она выражается в своеобразном детском недовольстве, вызывающем «да ну!», которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают. Здесь сказывается строптивая установка не по отношению к человеку, а по отношению ко всему образу жизни, который сложился до трех лет, по отношению к нормам, которые предлагаются, к интересовавшим прежде игрушкам. Строптивость от упрямства отличается тем, что она направлена вовне, по отношению к внешнему и вызвана стремлением настоять на собственном желании.

Остается еще четвертый симптом, который немцы называют Eigensinn, или своеволие, своенравие. Оно заключается в тенденции ребенка к самостоятельности. Этого раньше не было. Теперь ребенок хочет все делать сам. (11)

Из симптомов анализируемого кризиса указывают еще на три, но они имеют второстепенное значение. Первый – протест – бунт. Все в поведении ребенка начинает носить в ряде отдельных проявлений протестующий характер, чего раньше не могло быть. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Частые детские ссоры с родителями являются обычным делом. С этим связан симптом обесценивания.

Ребенок старается обесценить игрушку, отказывается от нее, в его лексиконе появляются слова и термины, которые означают все плохое, отрицательное, и все это относится к вещам, которые сами по себе никакой неприятности не приносят. И наконец, указывают еще на двойственный симптом, обнаруживающийся в различных семьях по–разному. В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим.В семье же с несколькими детьми этот симптом называется симптомом ревности: по отношению к младшим и старшим, если в семье есть еще дети. Здесь та же тенденция к господству, деспотизму, к власти выступает как источник ревнивого отношения к другим детям. (5)

В указанных симптомах ребенок выступает как трудновоспитуемый. Ребенок, раньше не доставлявший забот и трудностей, теперь выступает как существо, которое становится трудным для взрослых. Благодаря этому создается впечатление, что ребенок резко изменился на протяжении короткого времени. Он превратился в существо строптивое, упрямое, негативное, отрицающее, ревнующее или деспотическое, так что сразу весь его облик в семье изменяется.

Во всех описанных симптомах намечаются также и какие-то изменения в социальных отношениях ребенка с ближайшими людьми.

Ребенок в раннем детстве – это существо, которое всегда находится во власти непосредственных аффективных отношений с окружающим, с которым он связан. В кризисе трех лет происходит то,что называется раздвоением: здесь могут быть конфликты, ребенок может ругать мать, игрушки, предложенные в неподходящий момент, он может разломать их со злости, происходит изменение аффективно-волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность и активность ребенка. Все симптомы вращаются вокруг оси «я» и окружающих его людей. Эти симптомы говорят о том, что изменяются отношения ребенка к людям, окружающим его, или к собственной личности. (3)

Второй пояс симптомов в свою очередь делится на две группы. Одна – это симптомы, которые вытекают как следствие из установки ребенка на самостоятельность. Благодаря изменениям социальных отношений ребенка, его аффективной сферы, всего, что наиболее для него дорого, ценно, что затрагивает его самые сильные, глубокие переживания, ребенок выступает в целый ряд внешних и внутренних конфликтов, и мы имеем очень часто дело с невротическими реакциями детей. Эти реакции носят болезненный характер.

Социальная ситуация развития ставит перед ребенком на каждом возрастном этапе основную задачу развития, решение которой и определяет динамику психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития ребенка постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой. (6)

Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый – мама, врач и т. д.). В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней.

В общении с ребенком в этом периоде желательно избегать угроз и применении силы, т. к. их использование формирует у детей аналогичное поведение и может стать причиной появления таких черт характера как злоба, упрямство, жестокость.

Возраст 3-х лет – переломный момент в жизни малыша. По сути это – его второе рождение. Так считают многие ученые, наблюдающие за психическими процессами в раннем возрасте. От рождения до трех лет ребенок меняется столь существенно, что его развитие можно назвать наиболее стремительным из всех последующих этапов взросления. (1)

1. Абросимова Н. Возраст строптивости. О кризисе трёх лет // Мама и малыш. — 2005. — № 10.

2. Авдеева Н. Н., Елагина М. Г., Мещерякова С. Ю. Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте // Психологические основы формирования личности / Под ред. И. В. Дубровиной, Н. Н. Толстых. М., 1986. 322 с.

3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – М., Воронеж, 1997. – 252 с.

4. Власова З. И. Об общих и специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса трёх лет // Психолог в детском саду. — 2004. — № 4. — С. 52 — 63.

5. Волженина Т.Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов // Виноград. — 2010. — № 37.

6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб. : СОЮЗ, 1997, 224 с.

7. Выготский, Л. С.Собрание сочинений: В 6 т / Л. С. Выготский. – М., 1984. -Т. 4.

8. Казакова Е. И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. – СПб., 1995. – 27 с.

9. Казакова Е. И.Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. – СПб. ,1998.

10. Коломинский Я. Л. Детская психология: Учеб. пособие/ Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. ; Мн. : Университетское, 1988.-399с.

11. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М., 1980. С. 36—46.

Конспект выступления на родительском собрании «Возрастные особенности психического развития детей 4–5 лет» Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о психологических особенностях детей 4-5 лет и о том, что важно развивать.

Консультация для родителей на тему «Возрастные особенности психического развития детей младшей группы» В возрасте 3 года ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый начинает выступать.

Консультация для родителей «Современные пятилетние дети: особенности игры, общения и психического развития» Возраст пять лет, в настоящее время, как правило, является последней ступенью дошкольного периода развития: ведь многие дети уже в шесть.

Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста Поступление в школу предъявляет к психике ребенка новые высокие требования: перестраивается аффективно-мотивационная сфера личности, возрастает.

Читайте также:  Как прогреть нос в домашних условиях при гайморите и можно ли это делать

Особенности развития детей 5–6 лет Особенности развития детей 5-6 лет. Возраст 5-6 лет – это старший дошкольный возраст, он является очень важным возрастом в развитии познавательной.

Презентация «Особенности развития и обучения детей с задержкой психического развития» В современном образовании происходят большие перемены. Оно становится инклюзивным, то есть доступным и открытым ля всех детей, в том числе.

Особенности речевого развития при задержке психического развития Саратовская область г. Энгельс МДОУ «Детский сад № 81» Воспитатель: Коншина А. Н. Анатация: Речевая деятельность детей с задержкой психического.

Особенности сформированности произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития Особенности сформированности произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития[/h3] В настоящее.

Родительское собрание в подготовительной группе «Взаимоотношения детей со взрослыми в период кризиса семи лет» Родительское собрание в подготовительной группе на тему: Особенности взаимоотношений детей со взрослыми в кризис семи лет Задачи: 1. Познакомить.

Возрастные особенности психического развития детей от 2-х до 3-х лет На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться понимание речи. Дети продолжают осваивать названия окружающих.

Кризис трех лет

Кризис трех лет характеризуется тем, что личностные изменения, происходящие с ребенком, приводят к изменению его отношений со взрослыми. Этот кризис возникает потому, что ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности, ощущает себя источником воли. Раньше желания полностью управляли ребенком, теперь он начинает осознавать себя субъектом, источником и хозяином этих желаний и учится сам ими управлять. Кроме того, ребенок, осознавая себя субъектом, начинает сравнивать себя со взрослыми, и у него возникает желание выполнять те же действия, что и они, находиться в равной с ними позиции, установить с ними новые более равноправные отношения.

Эти внутренние причины обусловливают появление внешних симптомов кризиса трех лет: негативизма, упрямства, обесценивания, строптивости, своеволия, протеста-бунта, деспотизма. Эти характеристики описал Л. С. Выготский. Он считал, что возникновению подобных реакций способствует зарождение потребности в уважении и признании.

Негативизм проявляется в негативной реакции на требование или просьбу взрослого, а не на само действие. Ребенок отказывается делать что-либо только потому, что это предложил взрослый. При этом само предложение может быть очень интересно и привлекательно для ребенка, но в данном случае верх одерживает внутренняя необходимость противостоять взрослому, делать наоборот, проявить отличную от взрослых точку зрения. Было замечено, что негативизм в основном проявляется во взаимоотношениях с родными, а не с посторонними людьми. Возможно, подсознательно ребенок чувствует,

что такое поведение по отношению к родным не принесет ему серьезного ущерба. Поэтому надо помнить, что негативизм и непослушание — разные вещи.

Еще одна характеристика кризиса трех лет — упрямство. Его причина не в стремлении ребенка во что бы то ни стало получить желаемое или требуемое, а в том, чтобы с его мнением считались. Ребенку не важно, получит он эту вещь или нет, ему необходимо утвердиться в своей “взрослости”, в том, что его мнение тоже что-то значит. Поэтому упрямый ребенок будет настаивать на своем даже в том случае, если данная вещь не очень ему нужна, только потому, что он об этом сказал и считает себя связанным первоначальным решением.

Следующая характеристика — обесценивание — присуща всем кризисам. Проявляется оно втом, что начинают обесцениваться все привычки и ценности, которые раньше были дороги. Например, ребенок может бросить и даже сломать любимую в прошлом игрушку, отказывается соблюдать ранее принятые правила поведения, теперь считая их неразумными, может начать ругаться на родителей и обзывать их. Все обесценившееся олицетворяет в глазах ребенка прошлую жизнь, когда он был “еще маленьким”.

Строптивость направлена против принятых в семье норм поведения и схожа с негативизмом и упрямством. Например, если в семье принято вместе ужинать, то ребенок начинает отказываться есть именно в это время, а затем у него появляется аппетит. Он может также отказываться мыть руки перед едой, здороваться с приходящими и т.д. Отличие от негативизма состоит втом, что протест направлен не против лично взрослого, а против общих норм семьи и воспитания, привитых ребенку и также связанных для него с прошлой жизнью и статусом “маленького”.

Своеволие выражается в стремлении ребенка делать все самому. Если в младенчестве он стремился к физической самостоятельности, то сейчас его поведение направлено на самостоятельность намерений и замыслов. Такое поведение проявляется не только в предлагаемых взрослым действиях (“Сделай это сам”, “Ты уже большой и можешь это сделать” и т.д.), но и в упорном стремлении поступать именно так, как сам задумал, а не иначе. Это чувство до такой степени захватывает ребенка, что он открыто противопоставляет свои желания ожиданиям других. Проявление самостоятельности отражается на взаимоотношениях со взрослыми. Когда ребенок осознает, что может что-то сделать сам, помощь взрослых ему не нужна.

Они должны понимать это и стараться избегать негативных высказываний по данному поводу, не критиковать ребенка, а позволять ему проявлять самостоятельность.

Протест-бунт выражается в частых ссорах детей с родителями, в результате чего у ребенка остается шлейф отрицательных эмоций от общения, и он становится в целом настроен на борьбу со взрослыми. По утверждению Л. С. Выготского, “ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними” [1] .

Проявления деспотизма таковы: ребенок начинает диктовать всем окружающим, как себя вести, и стремится, чтобы его слушались и поступали так, как он говорит. Подобное поведение может отмечаться тогда, когда ребенок один в семье или последний по счету. Если же в семье успел появиться младший ребенок, к нему возникает ревность. К младшему брату или сестре ребенок, переживающий кризис трех лет, относится нетерпимо, считает, что тот не имеет в семье никаких прав.

Все эти симптомы показывают, что ребенок психологически отделяется от близких взрослых, ему важно найти сферу жизни, где он мог бы быть полностью самостоятельным. Такой сферой на следующем этапе возрастного развития становится игра.

Кризис трех лет

Кризис трех лет – переходный этап психического развития между ранним и дошкольным возрастом. Характеризуется кардинальной перестройкой структуры личности – ребенок начинает осознавать наличие воли (произвольности), активности, способности делать выбор, действовать самостоятельно. Кризис проявляется эмоционально-поведенческими симптомами: негативизмом, упрямством, строптивостью, своеволием, протестными реакциями, деспотизмом. Диагностика выполняется психиатром, психологом с помощью беседы, наблюдения. На консультациях родителям рассказывают о способах коррекции проявлений кризиса.

  • Причины кризиса трех лет
  • Патогенез
  • Симптомы кризиса трех лет
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Рекомендации при кризисе трех лет
  • Прогноз
  • Цены на лечение

Общие сведения

Кризисные периоды развития отличаются от стабильных возникновением качественных изменений психики, наличием конфликта между новыми потребностями ребенка и устоявшимися социальными отношениями, формами деятельности. Признаки кризиса трех лет наблюдаются между 2,5 и 3,5 годами, результатом становится психологическое отделение ребенка от мамы, папы, старших сестер, братьев. Степень выраженности, интенсивности симптомов колеблется от едва заметных капризов до регулярных частых истерик, постоянного негативизма, сопротивления взрослым. Вне зависимости от особенностей течения переходный период завершается появлением новообразований, необходимых для дальнейшего правильного развития – самосознания, волевых качеств, самостоятельности.

Причины кризиса трех лет

Ребенок стремится к установлению правил, норм, выстраиванию отношений на основе социальных ролей, личностных качеств. При этом родители сохраняют прежние модели поведения – ориентацию на предметную деятельность, ограничение поля возможностей для проявлений самостоятельности. Конфликт сопровождается ссорами с взрослыми. Выраженность данного периода определяется сочетанным воздействием определенных факторов:

  • Авторитаризм. Стремление взрослых устанавливать жесткие нормы, требование безусловного подчинения подавляет волю, самостоятельность малыша. Кризис протекает с реакциями бунта, открытого сопротивления родителям.
  • Гиперопека. Чрезмерная родительская забота в условиях становления личности ребенка, возрастания самостоятельности становится причиной негативизма, строптивости, непослушания. Интенсивность гиперопеки напрямую коррелирует с продолжительностью, яркостью кризиса.
  • Состав семьи. При наличии братьев, сестер, участвующих в воспитании, кризис обычно протекает легче. Ребенок имеет больше возможностей, вариантов выстраивания отношений. Сиблинги оказываются более гибкими, быстрее изменяют поведение.
  • Темперамент. Интенсивность, устойчивость, легкость возникновения эмоциональных реакций отчасти определяются врожденными особенностями нервной системы. Конфликты провоцируют больший отклик у холериков, меланхоликов.
  • Состояние здоровья. Выраженность эмоционально-поведенческих отклонений определяется наличием заболеваний у ребенка. Болезненные дети часто испытывают повышенную зависимость от матери, развитие самостоятельности задерживается, кризис наступает позже, протекает сглажено. При неврологических заболеваниях дисбаланс процессов возбуждения-торможения проявляется большей эмоциональной неустойчивостью, гипертрофированностью кризисных проявлений.

Патогенез

Новообразованиями кризиса являются новый уровень самосознания, самостоятельность, выстраивание социальных отношений, волевая регуляция деятельности. Положительные изменения скрыты за негативными симптомами – непослушанием, строптивостью, капризами, истериками. Основой эмоциональных, поведенческих нарушений становится несоответствие социальных обстоятельств изменившимся потребностям, возможностям ребенка. Мотивация поступков теперь связана не с содержанием ситуации, а с отношениями.

Социальная позиция малыша перестраивается, он начинает отделять себя от взрослых не физически, как в период кризиса 1 года, а психологически. Возникает представление о себе как о личности, формируется образ «Я» как система желаний, потребностей, воли, активности. Для апробирования новых возможностей ребенок противопоставляет свои действия действиям взрослых – спорит, упрямится, отказывается. Направленность поступков определяется личностью, а не желаниями ребенка, как раньше.

Симптомы кризиса трех лет

Течение кризисного этапа описывается «семизвездием симптомов» (Л. С. Выготский). В трехлетнем возрасте поведение детей отличается упрямством, негативизмом, своеволием, строптивостью, протестами, обесцениванием, деспотизмом. Негативизм – отрицательный ответ, отказ, вызванный ситуацией взаимодействия с взрослым. Реакции возникают избирательно к определенным людям. Отличие негативизма от обычного непослушания – аффект и действие разделены: ребенок хочет выполнить предложенную деятельность (пойти погулять, послушать сказку), но отказывается. Негативизм позволяет выделить собственные мотивы, проявить самостоятельность.

Упрямство сопровождается устойчивой тенденцией к деятельности, выбранной ребенком. Социальный аспект – предъявление требований взрослому, неотступное следование собственным словам, обещаниям. Для малыша важно оставаться приверженным своему решению, невзирая на обстоятельства (замерз, но домой не заходит). Отличие упрямства от настойчивости – следование выбранному действию вопреки собственным желаниям, просьбам взрослого. Строптивость – негативная тенденция против норм воспитания, образа жизни, системы отношений. Ребенок демонстрирует недовольство в отношении игр, ежедневных ритуалов, способов проведения досуга, посещения детского сада. Данной реакцией он акцентирует собственное мнение.

Потребность проявлять самостоятельность реализуется своеволием – демонстрацией инициативы действия, неадекватного возможностям, условиям. Необходимость в уважении, признании мнений, желаний ребенка реализуется реакциями протеста. Желание продемонстрировать волю, независимость, самостоятельность выражается провокацией конфликтов с взрослыми. Частые ссоры приводят к обесцениванию. Ребенок признает малозначимость, неважность людей, вещей, деятельности, которой увлекался ранее. Начинает ругаться, дразнить, обзывать родителей, ломать любимые игрушки. Стремление к деспотизму возникает как потребность управлять окружающими, властвовать. Проявляется приказами родителям, ревностью, манипуляциями.

Осложнения

Кризис сопровождается изменениями отношений, эмоциональной сферы, системы ценностей ребенка. Интенсивные глубокие переживания формируют внутренние и внешние конфликты. Сложный период способен спровоцировать невротические реакции. У детей развивается энурез, ночные страхи, кошмары, заикание. Крайнее обострение кризиса проявляется истерическими приступами: ребенок кричит, плачет, падает на пол, стучит кулаками, выгибается дугой. Во время истерики существует риск получения травм. Затяжной кризис приводит к формированию истерических черт личности – симптомы становятся качествами характера ребенка.

Диагностика

В большинстве случаев кризис проходит без вмешательства врачей, взрослые воспринимают изменения в поведении ребенка как естественный этап развития, завершающийся самостоятельно. При выраженных симптомах родители обращаются за консультацией к специалистам – психологу, неврологу, психиатру. Диагностика производится клиническими и физическими методами:

  • Беседа. Клинический опрос позволяет выяснить анамнез, время начала симптомов, их частоту, выраженность, продолжительность. Ключевые маркеры кризиса – негативизм, упрямство, строптивость, своеволие.
  • Наблюдение. В процессе разговора специалист наблюдает за поведением малыша. Наиболее отчетливо симптомы проявляются при случайном взаимодействии родителей и ребенка.
  • Осмотр. При гипобулических припадках (истериках, судорогах) врач-невролог проводит физическое обследование. Оценивает чувствительность, мышечную силу, тонус, рефлексы, координацию движений. Осуществляет дифференциальную диагностику кризиса с неврологическими заболеваниями.

Рекомендации при кризисе трех лет

Преодоление негативных симптомов кризиса происходит быстрее при изменении отношения к повзрослевшему малышу, принятии его новых потребностей, возможностей. Психологи проводят индивидуальные консультации, групповые лекции, рассказывая родителям о приемах общения, взаимодействия с ребенком, организации времяпрепровождения. Общие принципы:

  • Поощрение самостоятельности. Малышу, проявляющему желание действовать в одиночку, не нужно помогать. Необходимо позаботиться о безопасности, похвалить за успех, поддержать при неудаче, предложить помощь в форме вопроса.
  • Оценка поступков. Нельзя обзывать ребенка, давать «ярлыки» (жадина, вредина, зануда, злой). Наказывать, отчитывать нужно за действия.
  • Сохранение спокойствия. Крики, раздражение взрослого усиливают эмоциональные приступы малыша. Следует демонстрировать уравновешенность, спокойно озвучивать отказ, отвечать на требования.
  • Предоставление права выбора. В ежедневных бытовых вопросах стоит учитывать мнение ребенка. Выбор мультфильма, напитка, книги, места прогулки рекомендуется предоставить малышу.
  • Анализ ситуации. После конфликта, спора, истерики необходимо спокойно обсудить переживания малыша, поделиться собственными эмоциями. Во время таких обсуждений ребенок учится понимать, вербально выражать чувства, мысли, состояния.

Прогноз

При правильной коррекции взаимоотношений с подрастающим ребенком кризис трех лет проходит более сглажено, спокойно, завершается спустя несколько месяцев. Новообразованиями данного этапа развития являются психологическая эмансипация ребенка от взрослого, появление самооценки, оценки собственных действий. Активно развиваются волевые качества, самостоятельность, усложняются социальные отношения. Профилактика затяжного течения кризиса, невротических и психопатических осложнений заключается в создании новых условий развития – выстраивании отношений с учетом изменяющихся потребностей ребенка.

Оцените статью
Добавить комментарий