Как арт-терапия помогает беременным: рисуем, музицируем, лечимся

Консультация для будущих родителей «Арт-терапия для беременных»

Орещишина В.В
Консультация для будущих родителей «Арт-терапия для беременных»

Сутью этого вида творчества является не создание гениальных произведений искусства, а выброс отрицательной энегрии. Порой будущим мамочкам просто необходимо избавиться от накопившегося стресса.

Исследователи не раз доказывали- ребёнок ощущает все переживания матери поэтому, когда у неё хорошее настроение и нет лишних переживаний, малыш тоже чувствует себя прекрасно. Арт- терапия поможет не только уладить внутренние проблемы, но и научиться общаться со своим ребёнком, избавиться от страха перед родами,а также развить материнский инстинкт.

Перед тем, как начать рисовать, необходимо сесть в удобную позу, расслабиться и закрыть глаза. Дышите медленно и глубоко, осознавая себя и пространство вокруг. Попробуйте мысленно связаться с малышом, дышать вместе с ним, почувствовать биение его сердца. Теперь, когда вы достаточно подготовились, нужно положить перед собой лист бумаги и карандаши, включить свет, закрыть глаза и приступить к рисованию. Избавьтесь от лишних мыслей, пусть рука сама рисует всё, что её захочется. Это могут быть как геометрические фигуры, так и настоящие картины, а может просто каракули. Главное, чтобы все ваши переживания, стрессы, неоправданные надежды и негативные эмоции остались на листе. Как только картина окончена, не спешите включать свет, Посидите немного, отдохните и подумайте о чём-то хорошем. Затем можно посмотреть на свой рисунок и провести ассоциации, проанализировать его элементы. Легче станет не только от “излияния” переживаний, но и от осознания скрытых проблем.

Бывает, что постоянная усталость и подавленность приводят к самой грани депрессии. В этом случае это незамысловатое упражнение поможет существенно поднять настрой. Возьмите все краски, карандаши и фломастеры, что найдёте в доме, и начните рисовать радость. Попытайтесь изобразить на картине то, от чего на душе становится тепло и хорошо. Рисунок получится достаточно символичным. Поставьте его на видное место и каждый раз, когда вы будее его видеть, вспоминайте все те приятные эмоции, которые были испытаны при рисовании.

Цвет и внутренний мир:

Существует гипотеза, согласно которой цвета, выбранные беременными женщинами для рисования, отражают не только их психологическое состояние, но и говорят о характере будущего малыша.

Жёлтый цвет выбирают мамы, не чувствующие серьёзных эмоциональных проблем. А о таком малыше можно сказать, как о фантазёре, шутнике, мечтателе, обладающим богатым воображением. В будущем такие дети предпочитают интересную работу рутине и отличаются оптимизмом.

Красный цвет привлекает женщин, которые не отказываются из-за беременности от своей привычной жизни. “Красные” малыши активны и часто достаточно беспокойны. Становясь взрослыми, такие дети стремятся к успеху, одобрению и получению прибыли.

Оранжевый цвет является смесью жёлтого и красного, а поэтому такие дети склонны к частым перепадам настроения.

Голубой, розовый и лиловый цвета говорят о тех, кто выбрал, как о людях, сохранивших в себе детскую наивность и некую инфантильность. Такие мамы чувствуют себя беспомощными, одинокими и слабыми, дают волю чувствам. Дети впоследствии требуют постоянной заботы и опоры, часто бывают робкими и ранимыми.

Синий цвет привлекает женщин, которые нуждаются в отдыхе и покое. Дети же, как правило, уравновешенны, искренни, любят читать и разговаривать на серьёзные темы.

Фиолетовый цвет выбирают мамы, которые доверяют только своим ощущениям. Им очень важно, чтобы рядом постоянно кто-то находился, кто сможет выслушать и понять. Дети отличаются артистизмом, богатым воображением и стремлением произвести впечатление на окружающих.

Зелёный цвет является самым тревожным знаком. Он говорит о том, что ребёнок чувствует себя ненужным и не получает достаточно материнской любви. “Зелёные” взрослые впоследствии замкнуты и боятся перемен.

Серый цвет выбирают женщины, погрязшие в рутине, уставшие, теряющие надежду. “Серые” дети очень тихие и застенчивые.

Эти упражнения помогут не только расслабиться, но и подготовить будущую маму к родам, репетируя технику правильного дыхания. Чем длительнее вдохи и выдохи во время схваток, тем меньше женщина почувствует болезненных ощущений. В идеале каждый издаваемый звук при пении должен длиться около 50 секунд. Научиться этому не так сложно, если правильно выполнять все указания.

1. Нужно сильно расправить плечи, представляя, будто стоите у стены и касаетесь её одновременно плечами, затылком и пятками.

2. Лицо должно быть расслабленно.

3. Глубокое дыхание грудью, расслабив живот и не поднимая плеч.

4. На выдохе пойте”аааа”. Звук должен быть сильным, без першения и прочих дефектов. Если они имеются, значит, упражнение выполняется неправильно, попробуйте ещё раз.

Беременным женщинам не повредит не только слушать музыку, но и подпевать, а ещё лучше подтанцовывать. Это улучшает настроение, что благотворно скажется на малыше, да и вообще ритмично двигаться очень даже полезно. Однако заниматься всем этим рекомендуется дома.

Дневник беременности

В последнее время стало достаточно модным явлением вести подобные дневники, и это прекрасно. После родов его можно продолжить, а когда малыш подрастёт, то сможет узнать свою биографию с самого начала. К тому же, начав писать, некоторые мамы могут раскрыть в себе литературный талант и придумывать стихи и сказки для своего будущего ребёнка.

Тут холстом для творчества является сам круглый животик будущих мам. Обычно женщины расслабляются и ждут, когда муж или близкий человек нарисует мягкой кисточкой что-то занятное на теле. Такая терапия сближает людей, а также помогает мамам полюбить свой животик. Для рисунков лучше использовать аква-грим.

Заниматься творчеством могут не только художники, музыканты и прочие одарённые личности. Каждый из нас творец. А женщина сама по себе олицетворяет искусство, создавая внутри себя будущего человека.

Консультация для воспитателей «Песочная терапия для дошкольников «Чудеса на песке» Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно”, — писал К. Г. Юнг. На сегодняшний день песочная терапия очень.

Анкета для родителей «Песочная терапия в домашних условиях» 1. Знаете ли вы, что такое песочная терапия? -да; – нет; – затрудняюсь ответить. 2. Какие игровые виды песка вы знаете? – – затрудняюсь.

Анкета-опросник для будущих первоклассников Сегодня хочу предложить вашему вниманию план беседы, направленной на изучение отношений шести – семилетних детей к обучению в школе. Данная.

Стенгазета «Родителям будущих первоклассников» Вот и пролетела беззаботная дошкольная пора, и ребята нашей группы прощаются с детским садом и готовятся к новому жизненному этапу –.

Фотоотчет о сотрудничестве детской библиотеки, дошкольного учреждения и родителей в воспитании будущих читателей .

Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду» «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум» К. Г. Юнг Игровая песочная терапия известна русскоязычным специалистам.

Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинcкий «Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняется.

Мастер-класс в студии анимации «Сказка за сказкой» для родителей будущих дошколят. Фотоотчет. Видео Уважаемые коллеги! Ежегодно в дошкольных учреждениях нашего города проводится “День открытых дверей” для родителей будущих дошколят. Это.

Сутью этого вида творчества является не создание гениальных произведений искусства, а выброс отрицательной энегрии. Порой будущим мамочкам просто необходимо избавиться от накопившегося стресса.

Рисование левой рукой

Очень важно развивать оба полушария мозга. Рисование левой рукой дает возможность работать правому полушарию в полную силу. Именно оно отвечает за творчество и эмоции. Сбалансировать работу правого и левого полушария поможет рисование левой рукой. Идея методики заключается в необходимости полностью отключить свое сознание.

Необязательно изображать что-то реальное и объяснимое. Это могут быть плавные линии или острые и угловатые фигуры.

Необходимо полностью отдаться чувствам, не выбирать цвет или форму изображаемого, а дать чувствам выразить себя с их помощью.

Рисование левой рукой развивает правое полушарие


Эти упражнения предусматривают совместную работу будущих родителей. Они заключаются в том, что родители с помощью своего рисунка могут описать ожидания от предстоящих родов. И очень хорошо, когда ожидания мужчины и женщины совпадают.

Арт-терапия для беременных

Хочу рассказать, как занималась арт-терапией на курсах для беременных, о ее пользе – без малейшего вреда для здоровья и о том, как это на самом деле просто. Курсы психологической подготовки для беременных есть не везде, но такая арт-терапия доступна в любом месте, где можно найти альбом для рисования и цветные карандаши/мелки/фломастеры/краски.

Для начала несколько цитат об арт-терапии из разных источников:

“Арт-терапия – это метод лечения посредством художественного творчества. Арт-терапия – один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно – чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.”

“В процессе творчества активно задействуется правое полушарие мозга. Современная же цивилизация задействует в основном вербальную систему общения и левое «логическое» полушарие. Нормальное, гармоничное развитие человека предполагает равноценное развитие обоих полушарий и нормальное межполушарное взаимодействие. Более того, некоторые виды активности человека требуют как раз работы правого полушария – творчество, интуиция, культурное образование, устройство семьи, воспитание детей и, конечно, романтизм в любовных отношениях.

Арттерапия апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанными с его творческими возможностями.”

Моя беременность была очень ровной, спокойной и здоровой, дочка родилась тоже очень здоровенькой, я думаю что мне очень помогли эти занятия на курсах для беременных и рисование. Вообще я не рисую. В школе у меня по рисованию были тройки. Сложно начать просто так рисовать. У многих девочек вначале ступор и даже возмущение: я не могу, я не умею, почему это я должна рисовать что-то, мне ничего в голову не приходит. А потом все рисуют уже с удовольствием и чувством ответственности. Арт-терпия обещает благотворное воздействие на здоровье мамы и малыша, а мы во время беременности к этому относимся очень серьезно.

Психолог, которая с нами занималась, также работает в больнице и помогает женщинам с проблемными беременностями. Она объясняла, что этот действенный метод привлекателен еще и тем, что в отличие от лекарств у него нет побочных эффектов, а занятия творчеством в любом случае снимают стресс и улучшают самочувствие мамы. А у кого-то и совсем чудодейственные результаты бывают.

Мы рисовали Мандалы. Мандала – это рисунок в ограниченном пространстве (круг или квадрат) с соблюдением симметрии и рисующйся от центра. Считается, что мандала отражает состояние своего создателя. Такие рисунки создают буддистские монахи для достижения гармонии, мандалы так же изучал один из основателей современной психологии Карл Густав Юнг. Но речь не об этом, а о том, как рисовали эти мандалы мы:

На белом листе бумаги рисовали круг – обводили блюдце, на глаз (обязательно на глаз, без чертежных и измерительных приборов) обозначали центр. Потом ставили в центр палец, закрывали глаза и представляли как из центра появляется рисунок. Потом рисовали. Ничего не оценивая и не анализируя, просто что угодно. Если застреваешь, снова ставишь палец на центр, закрываешь глаза и представляешь, как рисунок “растекается” дальше. Задача – заполнить весь круг. Рисуешь чем тебе удобно, желательно разными цветами.

Стараться соблюсти симметрию очень сложно, но это – часть терапии. Таким образом мы как бы уравновешиваем себя. Это равновесие через работу нашего подсознания закладывается и в ребенке. Это помогает отвлечься от повседневных забот и сосредоточиться на себе, своем состоянии. Мои первые рисунки были кривые, с трудом находила терпение их дорисовать, центр был сильно смещен – все это говорило о каких-то внутренних неувязках. Постепенно рисунки становились ровнее, красивее, красочнее. Если рисунок не нравится или хочется что-то в нем поменять, надо его перерисовать. В этом заключается проработка проблем. Вообще это непросто, но я считаю что результат того стоит.

Иногда мы рисовали мандалы на заданные темы, например рисовали роды, точнее то эмоциональное состояние, которое хотел бы испытывать во время родов. Некоторые девочки брали рисунки с собой в роддом. Глядя на эти рисунки, получаешь ту энергетику, которую ты заложила в них, а кто-то и во время родов рисовал, потому что это помогало справляться со схватками. Мне очень помогало рисование при каких-то мелких недомоганиях. Например понервничала я чуток, животик начал тянуть, я сажусь рисовать и в процессе рисования все проходит. По-моему, это намного лучше, чем пить таблетки.

Читайте также:  Бета липопротеиды крови: норма у женщин, мужчин, повышены, причины повышения

Еще мы рисовали любовь к ребенку, любовь к своему телу. Но больше всего мне понравилось задание по рисованию семи инстинктов. Я обязательно напишу о них в следующий раз, и отсканирую рисунки со своего альбома для примеров – но это материал для отдельной статьи.

Психолог, которая с нами занималась, также работает в больнице и помогает женщинам с проблемными беременностями. Она объясняла, что этот действенный метод привлекателен еще и тем, что в отличие от лекарств у него нет побочных эффектов, а занятия творчеством в любом случае снимают стресс и улучшают самочувствие мамы. А у кого-то и совсем чудодейственные результаты бывают.

Выводы

Роспись по стеклу, изготовление масок и коллажей, изготовление картин из сыпучих материалов (крупы, бобовые), практические занятия по японской поэзии и создание личной мандалы – далеко не все варианты арт-терапии.

На самом деле профессионалы (перинатальные психологи, психотерапевты) практикуют большое количество интересных авторских методик. Разнообразие методик позволяет беременным подобрать оптимальный вариант. Чтобы оценить эффективность арт-терапии лучше проводить психологические тестирования. Арт-терапия будет считаться эффективной, если по результатам исследований будет наблюдаться положительная динамика, улучшение эмоционального фона.

  • ← Как спланировать меню на неделю: оптимизируем свое время и бюджет
  • Как летать с ребенком в самолете: путешествуем вместе →

Роспись по стеклу, изготовление масок и коллажей, изготовление картин из сыпучих материалов (крупы, бобовые), практические занятия по японской поэзии и создание личной мандалы – далеко не все варианты арт-терапии.

Как проводится арт-терапия для беременных?

1. Для начала подбирается спокойная и приятная музыка, которая поможет расслабиться и сконцентрироваться на занятии.

2. Определяется вид арт-терапии: лепка, рисование, роспись, графика.

3. Первое занятие арт-терапии отводится на экспериментирование с цветом. Здесь не нужно думать о результате. Главное – наслаждаться самим процессом. Используются любые цвета и накладываются мазки на свое усмотрение.

4. Оценивается результат. Если занятия проводятся не самостоятельно, а с арт-терапевтом, он поинтересуется о том, какие эмоции посещали вас в этот момент. Посредством наводящих вопросов он поможет вам правильно направить самооценку. Возможно, вы даже откроете в себе что-то новое.

Имеется и иная оценка, выражающаяся в цветной интерпретации, которую можно проводить самостоятельно. Ведь цвета, которые использовались при создании рисунка, способны рассказать о многом. Все зависит от доминирующего цвета.

Получить более подробную информацию по работе специалистов,
а так же записаться, можно по телефону: 282-448.

Второй триместр: учимся общаться с малышом

Наступает самый приятный период беременности, который многие мамы не случайно называют золотым временем. Организм полностью адаптировался к новому состоянию, а животик пока еще не ограничивает подвижность. Появляется желание посещать выставки, слушать красивую музыку, рисовать, фотографировать, писать стихи. Не отказывайте себе в этом, творчество приносит столько радости! А радость теперь должна быть в вашем меню ежедневно наряду со свежими овощами и фруктами!

Во втором триместре вы начинаете чувствовать своего кроху, у вас с ним устанавливается особая связь. Вы учитесь понимать, как он сообщает вам о том, что ему некомфортно (например, если вы нервничаете или находитесь в неудобной позе), как он реагирует на ваши прикосновения и голос. Вы замечаете, как он начинает активничать после того, как вы приляжете отдохнуть или погуляете.
В это время очень важно общаться с малышом. Начиная с 19-й недели он слышит ваш голос, привыкает к нему, и будет очень полезно петь ему песенки и разговаривать с ним. Подключите к этому процессу и будущего папу, тогда после появления ребенка на свет родные голоса будут быстрее его успокаивать.

Танцуем вдвоем Вы наверняка замечали, что музыка оказывает заметное воздействие на эмоциональное состояние. С помощью любимых мелодий можно взбодриться, расслабиться, отвлечься от грустных мыслей, получить заряд вдохновения. Многократно усилит этот эффект движение. Выберите те композиции, которые вам приятны, включите музыку, не торопитесь, вслушайтесь в нее. А теперь прислушайтесь к своему телу, доверьтесь ему, начните мягко двигаться так, как вам хочется. Разумеется, все движения должны быть плавными, без резких поворотов. Это особенный танец — положите ладонь на живот, представьте, что вы нежно покачиваете кроху в колыбели.
Красота простых вещей Для этого упражнения вам понадобится фотоаппарат или смартфон. Каждый раз, когда вы отправляетесь гулять, подумайте о том, что уже скоро ваш малыш окажется в этом мире и будет познавать его с вашей помощью. Именно вы будете приводить его в свои любимые места, учить видеть волшебство в каждом дне. А для этого нужно и самой уметь замечать красоту простых вещей. Фотографируйте все, что находит отклик в вашей душе: падающие в свете фонаря снежинки, нежащуюся на солнце кошку, рассвет над озером…
Можно поставить себе цель — каждый день поймать в объектив не менее трех прекрасных мгновений. А затем оформить эти фото­впечатления: сделать фотоколлажи, завести фотоблог, заказать фотокнигу.

Теперь, когда вы уже находитесь в декретном отпуске, постарайтесь не загружать себя домашними делами, позвольте себе больше отдыхать и заниматься тем, что приносит вам удовольствие: читайте, придумывайте и пробуйте рецепты новых блюд, рисуйте или раскрашивайте картины, смотрите любимые фильмы, слушайте музыку. Первое время после рождения ребенка времени на любимые занятия у вас не будет, поэтому устройте себе полноценный творческий отпуск.

АРТ-ТЕРАПИЯ для беременных

Еще несколько месяцев назад ты была беззаботна и легка, а сегодня внутри тебя растет новая жизнь. Ты чувствуешь трепетное волнение от неизведанности происходящего и подсознательный страх. Все эти эмоции и чувства захлестывают, делая тебя такой чувствительной, порой плаксивой и нервной.

Твои новые эмоции, мысли и страхи тебе нужно излить – так ты сможешь прийти к гармонии со своей новой сущностью.

Сделать это поможет АРТ-ТЕРАПИЯ.

Что такое арт-терапия для беременных?

Арт-терапия для беременных – это использование художественного творчества, чтобы принять себя новую и спокойно подготовиться к родам. Она помогает получить психологическую разрядку на любом периоде беременности.

Бумага, краски и кисти, молчаливый диалог с собой – все это поможет вам найти гармонию с собой в нелегкий период. Рисунок помогает изменить отношение к ситуации, страхам, переживаниям. Он позволяет внутренней силе справиться с напряжением, дарит энергию и учит смотреть на мир иными глазами.

Мы погружаемся в творчество, чтобы получить удовольствие от процесса, расслабиться, отключить логику. Это умение «отключить голову» очень пригодится в родах. Роды не логичны, материнство тем более – здесь нужна интуиция, умение «слышать» себя и ребенка.

Арт-терапия для вас и ребенка

Есть еще одна важная причина для занятий Арт-терапией во время беременности.

С давних пор считалось, что беременную необходимо окружать красивыми вещами, пейзажами, лицами. Это предвещало рождение красивого и здорового младенца. Современная наука подтверждает, что созерцание прекрасного, приятного увеличивает выработку «гормона радости» — эндорфина и снижает уровень гормонов стресса. У довольной, радостной, спокойной мамы, скорее всего, родится здоровый, спокойный и крепкий малыш.

А если мама своими руками создает красивый рисунок, коллаж, лепит или делает картины из песка, то это помогает ей раскрыть творческий потенциал, получить удовольствие, всегда сопутствующее процессу творчества.

Занимаясь Арт-терапией во время беременности, вы сможете:

  • научиться получать удовольствие от своего удивительного состояния;
  • лучше понять собственные переживания и эмоции;
  • снизить уровень тревоги;
  • избавиться от страха родов и закрепить представление об их позитивном варианте;
  • настроиться на интуитивное, эмоциональное общение с малышом

Рисование, музыка, творчество успокаивают, дарят вам и ребёнку радость, чувство внутренней свободы, приносят ощущение счастья и покоя.

Где проходят занятия по арт-терапии?

Курс состоит из 8 занятий.

Занятия проходят раз в неделю по субботам с 10.00 до 11.30 в нашем психологическом центре.

Воспользуйтесь этим действительно хорошим способом уравновесить свое психологическое состояние!

Звоните и записывайтесь в группу.

Сделать это поможет АРТ-ТЕРАПИЯ.

Терапевтически рисунок. Терапия рисованием

Термин АРТ-ТЕРАПИЯ возник в 1938 году. Ввел его в употребление британский художник Адриан Хилл. Будучи на лечении в санатории, художник заметил, что живопись помогает выздоровлению. Хилл тогда занялся рисованием и с другими пациентами. Это отвлекало от болезни или травмы. А ещё помогало избавиться от негативных эмоций, полученных на войне. Выражая тревогу на листе бумаги, они исцелялись.

Давно известно, что многие болезни имеют психосоматическую природу, говорят, что все болезни «от нервов». Человек переживает негативные эмоции внутри себя, не знает, как их выплеснуть и они, в конечном итоге, образно говоря, «осаживаются» на какой-то орган болезнью или ограничениями в жизни.

Терапия рисунком это упражнение для души и тела. Оно поможет привести душевное состояние в норму, расслабиться и получить удовольствие.

Виды арт-терапевтических упражнений:

– Изотерапия — рисование красками, цветным песком, пластилином на бумаге;

– Цветотерапия — воздействие цветовой гаммы на эмоциональное состояние с целью улучшения самочувствия;

– Сказкотерапия — составление рассказа и отождествление себя с героем, который преодолевает все препятствия и трудности, чтобы прийти к счастливому финалу;

– Песочная терапия — составление картины счастливого собственного мира из песка.

Также арт-терапия применяется в психологических трансформационных играх. Например, в играх «Живые эмоции» 1.0 и 2.0.

«Тот, кто играет меня» автора Оксаны Гординой предлагает использовать метод арт-терапии через терапевтические рисунки. В этой игре терапевтический рисунок называется «Четыре стены моего ограничения».

Целью самой игры «Тот, кто играет меня» является вначале диагностика участником имеющегося негативного сценария, а затем изменение или коррекция своего поведения для достижения поставленного запроса перед началом игры. А рисунок помогает увидеть себя, свои ограничивающие убеждения со стороны.

На первом ходу игры участник рисует себя (человека) на листе бумаги. За время игры по всем четырем сторонам участник рисует “Стены”, каждая стена имеет свое значение. Итак, первая стена – эмоции, вторая стена – ситуации, в которых проявляются эти эмоции или проявлялись ранее, третья стена – выгода от ситуации, четвертая стена – какова цена успеха. Участник располагает “Стены” по своему усмотрению, внутренним ощущениям, рисовать предлагается простым или цветными карандашами. Цель рисунка, увидеть итог того, как человек оказывается в рамках сценария и сформировать желание участника выйти за нарисованные рамки.
После того, как рисунок будет готов, важно рассмотреть расположение «стен» вокруг человека и сделать объективную интерпретацию. Для этого используем методику проективных психологических тестов. Диагностируя рисунок в игре, можно сделать множество открытий. Например, понять значение того, где расположена фигура человека. Какие размеры рисунка человека, все ли части тела прорисованы.

Расположение стен вокруг человека

Обращаем внимание на то, с какой стены участник начал рисовать свои стены.

Нижняя часть – опора человека. На чем стоит, на что полагается.

Верхняя часть – что давит на вас, не дает расти, выйти за рамки ограничений.

Левая часть – прошлые впечатления, иллюзии прошлого, которые могут

распространяться на мысли о будущем.

Правая часть – что направлено в будущее.

Следующий диагностический критерий – это горизонтальное или вертикальное положение листа бумаги.

Горизонтальный формат выбирается обычно, стремящимися охватить одновременно как можно больше областей в жизни.

Выбор вертикального формата свидетельствует о целеустремленности, о способности сконцентрироваться на каком-то одном деле.

Далее, участнику предлагается найти выход через какую-то стену или предложить найти свой вариант выхода. Участник может проявить свое творчество и смекалку, чтобы изменить свою линию поведения. Дорисовать рисунок, раскрасить его тоже является способом найти выход из сложной ситуации, гармонизировать рисунок и состояние участника игры. Стирание в рисунках не такое уж редкое явление и может встречаться в рисунках хорошо адаптированных людей, но и им может быть свойственно некоторое беспокойство. В тех случаях, когда люди стирают некоторые линии с целью улучшить рисунок, это может указывать на гибкость человека, его стремление к порядку, а также на его потребность в достижении. Когда участник хотел бы стереть линию, но боится это сделать, боится стереть какую-то стену и начинает фантазировать о том, что может просочится сквозь нее, дорисовывать двери в стенах и т.д., это по сути страх перемен. Боится что-то существенное изменить в своей жизни. Привычнее быть в стенах, чем быть наказанным за стертую стену. Скорее всего в детстве инициатива подавлялась или была принята взрослыми не так, как ожидал ребенок (теперь уже взрослый игрок).

Читайте также:  Воспаление остеохондроза - что это такое и как его правильно лечить?

Выполнение упражнений по арт-терапии создает позитивный настрой и снимает эмоциональное негативное напряжение. Способствует развитию образного мышления на основе осознанности своих чувств и эмоций.

Главная цель арт-терапевтических заданий — это знакомство со своим внутренним миром, познание своего «Я». При этом формируется представление о себе как об индивидуальной, полноценной личности с новыми ресурсами и возможностями.

Упражнения по арт-терапии — это снятие зажимов сознания, избавление от страхов и внутренних комплексов. Участникам не нужно задумываться о художественной ценности своих действий в творчестве, рисунок может быть довольно схематичным, главное, что в созданном образе отражается его собственное “Я”.

благодарю за помощь в написании материала куратора игры “Тот кто играет меня” Светлану Пономаренко.

Виды арт-терапевтических упражнений:

Арт терапия

Анна Быкова. Детский и семейный психолог, мама двух сыновей, автор проекта «Воспитание с пониманием». тренинг «Мама — арт-терапевт»

Прежде всего, важно понять, что само по себе рисование – это еще не терапия. Терапия начинается тогда, когда мы отходим от шаблонных, стереотипных изображений, перестаем работать на результат – красивую картинку, а отдаемся процессу и начинаем именно творить, проявляя внутреннее Я. Для этого даже не нужно уметь рисовать. Порой, даже лучше не уметь рисовать. Умеющий рисовать человек может начать строить изображение не по велению души, а по законам композиции, рисует как надо, как привык, а не так, как хочется в данный момент. Итак, самое главное правило в арт-терапии: «Никаких правил нет. Кроме одного: творите так, как вам в данный момент хочется»

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ТРЕНИНГА. ЭМОЦИЙ.

Дети интуитивно понимают возможности арт-терапии. Например, в моей практике мальчик Рома в период адаптации к садику каждое утро молча закрашивал десяток листов черной гуашью. И только после этого в его рисунках появлялись другие цвета, на лице — живые эмоции, а в поведении – желание общаться.
Двух-трехлетние дети, когда берут в руки кисти, не заморачиваются над композицией и сюжетом. Спонтанное, аутентичное рисование. Цвет — какой приглянулся. Линия — куда рука повела. Они не просто рисуют изображение — они проживают процесс, гармонизируют свое внутреннее состояние.

Первое правило мамы – арт-терапевта: не спрашивать у ребенка, что он нарисовал, если там отсутствует явный образ. Возможно, ребенок вообще не рисовал что-то конкретное. Ребенок рисовал свое настроение, свои эмоции. Но объяснить он вам этого не сможет… Способность к самокоррекции можно нарушить, если про каждый рисунок ребенка спрашивать: «И что же ты нарисовал?» Так ребенок решит, что рисовать надо обязательно что-то.

Второе правило: не критиковать его процесс, не давать рекомендаций по выбору цвета, расположения и т.п. Ребенок может в одном рисунке прожить целую жизнь сказочного персонажа. Начав с зеленой запятой, которая станет дракончиком. А дракончик потом вырастет большим и однажды встретит противника — злого дракона. И они будут биться много дней и ночей, меняя оружие и теряя в бою то голову, то хвост, которые, конечно, опять отрастут у волшебных драконов… И луна будет сменять солнце. А потом все накроет черная туча и прольется дождь. Дождь такой силы, что настанет настоящий потоп… И если в этот момент взрослый начнет ворчать, что ребенок налил много воды на рисунок и вообще зачем-то все черным цветом некрасиво измазал, то ребенок отвлечется от процесса и не успеет спасти и подружить драконов…

Третье правило: не давать оценку результату «красиво – некрасиво». Поощряйте процесс: «Я люблю смотреть, как ты рисуешь»

А теперь задания.

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ. Попробуйте сами нарисовать свое настроение. Без конкретных образов. Пусть это будут просто цветовые пятна. Но выбирайте те цвета, которые по вашим ощущениям больше всего подходят к настроению. Не пытайтесь на этом этапе анализировать, просто рисуйте. Готовый рисунок сфотографируйте и выложите в комментарии без пояснений, что вы нарисовали.

ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ. Теперь не важен цвет. Обращаем внимание на линию. Нарисуйте грустную линию. Веселую линию. Тревожную линию. Гневную линии. Какую-еще-захотите линию. Все линии одним цветом. Изобразите их на одном листе и подпишите название каждой линии. Сфотографируйте и добавьте к комментарию.

В комментарии можете написать свои ощущения от выполнения задания.

ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ. Сделайте предположение о настроении по рисунку предыдущего комментатора. (Первый комментатор будет угадывать настроение последнего) Смотрим на рисунок и отслеживаем, какие возникают эмоции.
Сразу поправлю по поводу интерпретации рисунка-настроения. Не пытаемся расшифровать характер и образ жизни автора. Анализируем свои эмоции. «Когда я смотрю на этот рисунок, я чувствую… » Или «У меня возникает чувство. » ” Я это ассоциирую с . ” Задача не поставить диагноз предыдущему автору, а наладить контакт именно со своими эмоциями. Потому что на самом деле мы склонны видеть во внешнем мире то, что отражает наш внутренний мир
ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ. Просмотрите, какие выглядят линии разных эмоций у разных людей. Поищите сходства и различия. Это можно не описывать в комментарии, но проанализировать стоит.

ДЕНЬ ВТОРОЙ. СБЛИЖАЮЩЕЕ ТВОРЧЕСТВО.
Я умышленно не отвечаю сейчас на конкретные вопросы, заданные вами на этапе знакомства. Проблемы вы формулировали, чтобы в процессе удерживать их в фокусе внимания. И сейчас важно не просто воспринимать материал и выполнять задание, а начинать мыслить в русле «как я могу это использовать для решения своей проблемы».

Ибо моя цель не решить какую-то одну вашу проблему, актуальную для данного жизненного этапа. Цель шире: дать вам инструменты, с помощью которых вы сможете в дальнейшем самостоятельно справляться с разными проблемными ситуациями.

Прошлое задание было на работу с эмоциями. Эмоции можно отреагировать через творчество. Рисовать, пока не почувствуете облегчение. Предложить ребенку нарисовать то, что он чувствует. Если не любите рисовать – танцуйте! Эмоции можно еще и вытанцовывать. Можно комплексно: нарисовать, потом протанцевать, а потом снова нарисовать и сравнить, как изменилось восприятие. Подробнее про снятие напряжения танцем можно почитать в статье «Антистресс для мам» http://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fannabykova.ru%2F%3Fp%3D428

А сегодняшний день будет посвящен коммуникациям, общению, выстраиванию отношений.
Начну с примера из опыта работы в детском саду. Новый детский сад, группа только открылась, все дети – новички. Непростой период адаптации сразу у всех детей. Детский коллектив отсутствует (еще не сформирован). Даже просто межличностное общение – отсутствует, так как дети 2-3 лет и у них еще нет культуры совместной игры. Каждый сам по себе, в стрессе, постоянный рев. То маму вспомнили, то конфликт из-за игрушки. Для исправления ситуации я каждый день предлагала ребятам творческое задание. Общее для всех. То мы делаем лоскутный коврик – ползаем на расстеленных на полу обоях, расчерченных на квадратики, и все вместе раскрашиваем их в разные цвета. То вместе ляпаем лист ватмана ладошками в краске, создавая «солнышко лучистое» То выполняем коллективную аппликацию «осеннее дерево» — на заранее заготовленный контур дети приклеивают заранее вырезанные листочки. Буквально через две недели дети стали общаться, играть вместе, легче делились игрушками, даже появились зачатки дружбы. Взаимодействие из терапевтической ситуации перешло в реальную. Создавая светлый образ солнышка, мы создавали прообраз детского коллектива. У детей появилось ощущение «Мы вместе» Совместное творчество сближает. Варианты совместного творчества – безграничны.
Для улучшения детско-родительских отношений, для усиления привязанности можно вместе рисовать. Например, папа рисует, а ребенок раскрашивает. Или наоборот, дети рисуют, а папа раскрашивает. Или малыш оставляет какие-то каракули, а мама разглядывает в них какой-то образ и дорисовывает. Или дети рисуют вместе на одном листе. Они могут рисовать спонтанно, по очереди передавая друг другу рисунок. Или же сначала вместе договорятся, кто и что будет рисовать. Если проблемы детских конфликтов в нарушении границ личности (отбирают игрушки, один другому мешает играть и т.п.) то можно предложить им такую игру: надо рисовать вместе на одном листе, но каждый на своей половине. Причем, сначала граница может быть явной, прочерченной, а потом невидимой, но признаваемой (граница не прочерчена, но я помню, что там территория рисунка брата)

Совместное творчество можно использовать и для диагностики отношений. Когда вы беретесь дорисовывать картинку за ребенком, насколько бережно вы относитесь к его линиям? Нет ли желания все перерисовать, замазать, чтоб потом сверху нарисовать красиво? Это про то, как вы принимаете своего ребенка, про желание «переделать» другого человека.

Можно порисовать вместе с мужем. На терапии супружеских пар я часто даю такое упражнение: предлагаю каждому нарисовать рисунок – образ семьи, какой ее хочется видеть. После чего супруги показывают друг другу свои рисунки, обсуждают. Затем я прошу нарисовать общую картинку, образ семьи, который нравится им обоим. Как происходит процесс рисования – тоже диагностично. Бывает, что один из партнеров перехватывает инициативу и рисует «общий» рисунок в точности, как до этого нарисовал свой. Значит, в жизни, как в рисунке, он тоже «все лучше знает» и «все равно будет по-моему»

Был запрос на улучшение отношений со свекровью. Честно говоря, слабо представляю себе ситуацию совместного рисования со свекровью. Но творчество, как мы уже говорили, не только в рисунке. Совместное приготовление борща – тоже творчество. Попробуйте проанализировать процесс, пытаясь найти причину конфликтов. Что важнее? Настоять на своей рецептуре и технологии или сохранить отношения? Если путем совместных уступок получится без конфликтов сварить борщ, то и в жизни все аналогичным образом наладится.

Вариантов терапевтических упражнений можно придумать бесконечное множество. Главное понять общий принцип и внимательно анализировать процесс. Примеры можно посмотреть здесь
http://vk.com/lenivaya_mama?z=album-43719257_183347872

УПРАЖНЕНИЕ:
Сегодня день совместного творчества. Вы можете быть как участником, так и организатором, если, например, вы хотите поработать над улучшением коммуникации детей или папы с ребенком. Результат совместного сближающего творчества фотографируйте и помещайте в комментарии. Там же напишите свои наблюдения за процессом. Сделали ли какие-то для себя открытия.

Рисовали с мужем образ идеальной семьи 🙂 сначала по отдельности, потом вместе. Такое чувство единения и радости испытала, когда вместе! Зеленое это мое, то, что в круге — вместе 🙂

арт-терапия — то терапия творчеством. А варианты творческой деятельности разнообразны. Тема: сближающее творчество. Значит, если ребенок не хочет рисовать, можно вместе лепить. Или сочинять вместе сказку. Или даже музыку: взять предметы, издающие какие-либо звуки, и попробовать создать мелодию.

Внимание не на результат, а на процесс, на общение. Главным становится не испечь печенье, а получить удовольствие от совместной деятельности. Либо найти причину конфликтов. Я иногда на семейной консультации даю задание: собрать картинку из пазлов. Понятно, что само по себе собирание пазлов не является терапией. Но оно может стать таковым, если добавить осознанности. Стиль семейного общения вырисовывается сразу. Например, папа начинает всеми командовать и критиковать: «ну что ты! не видишь что ли! это вообще не отсюда!» Или же мама заявляет: «Не мешайте! Я одна быстрее соберу!» Или дети сразу начинают конкурировать и ссориться. Или супруги молча собирают каждый свою часть картинки, совершенно не взаимодействуя друг с другом. Они и в жизни живут так. По принципу рядом, не мешая друг другу. И если женщина обратилась за консультацией по причине отсутствия теплоты в отношениях, то уже в процессе собиранию пазла можно проводить коррекцию. Например, предложив собрать картинку так, чтобы у одного партнера были завязаны глаза, а у другого руки.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ. НЕПОСЛУШАНИЕ.

Мама сказала «НЕТ», а ребенок все равно идет и делает. Ребенок не знает границ.
Развивая в ребенке творчество, нельзя забывать про дисциплину, про четкие рамки «можно-нельзя» Рамки не должны быть очень узкими, иначе не будет пространства для творчества. Но если совсем без рамок, то получится эдакий «свободный художник», не способный встроиться ни в одну даже более-менее гибкую систему, не умеющий соблюдать регламенты, договоренности, условия, не считающийся с другими людьми. Творчество – это ведь не только рисунок или аппликация. Творчество – это еще и глобально — отношение к работе, к людям, к жизни. Кроме буйной фантазии «Я так вижу! Я так хочу!», должно быть понимание, что ты не один в этом мире и даже не центр вселенной. Есть другие люди с их границами личности.

Читайте также:  Лечебная гимнастика: упражнение «крокодил» для позвоночника

Для того, чтобы соблюдать незримые границы, прежде всего, нужно научить соблюдать видимые границы. В этом тоже может помочь арт-терапия.

Предлагаем ребенку для рисования не просто лист бумаги, а лист бумаги с нарисованной ограничивающей рамкой. И озвучиваем условие игры: «Рисовать можно только внутри рамки» Пространство внутри рамки должно быть в два или более раз меньше пространства целого листа. Можно вместе с ребенком придумать фабулу, почему нельзя там рисовать. Например, внутри рамки — это остров. Остров рисует ребенок. Все, что вокруг – море. Море рисует мама. Мама не лезет со своими карандашами на остров. А ребенок не лезет на море.

С первого раза может не получиться. Но «вода камень точит» (моя любимая педагогическая поговорка) Конечно, всегда рисовать только море и остров будет неинтересно. Здесь маме нужно проявить фантазию.

ЗАДАНИЕ УЧАСТНИЦАМ
Попробуйте с ребенком творчество в границах. Поделитесь опытом. Придумайте своё описание границ.

по поводу надо ли препятствовать: зависит от поставленной цели, от того, над чем мы работаем. (Если, конечно, мы рассматриваем арт-терапевтическую практику, а не просто рисование) Если цель упражнения научить соблюдать границы, то четко соблюдаем: это моё, а это твоё. Если цель в сближении, в улучшении взаимопонимания, то такой интерес и порыв порисовать на чужом поле даже приветствуется.

А сегодняшний день будет посвящен коммуникациям, общению, выстраиванию отношений.
Начну с примера из опыта работы в детском саду. Новый детский сад, группа только открылась, все дети – новички. Непростой период адаптации сразу у всех детей. Детский коллектив отсутствует (еще не сформирован). Даже просто межличностное общение – отсутствует, так как дети 2-3 лет и у них еще нет культуры совместной игры. Каждый сам по себе, в стрессе, постоянный рев. То маму вспомнили, то конфликт из-за игрушки. Для исправления ситуации я каждый день предлагала ребятам творческое задание. Общее для всех. То мы делаем лоскутный коврик – ползаем на расстеленных на полу обоях, расчерченных на квадратики, и все вместе раскрашиваем их в разные цвета. То вместе ляпаем лист ватмана ладошками в краске, создавая «солнышко лучистое» То выполняем коллективную аппликацию «осеннее дерево» — на заранее заготовленный контур дети приклеивают заранее вырезанные листочки. Буквально через две недели дети стали общаться, играть вместе, легче делились игрушками, даже появились зачатки дружбы. Взаимодействие из терапевтической ситуации перешло в реальную. Создавая светлый образ солнышка, мы создавали прообраз детского коллектива. У детей появилось ощущение «Мы вместе» Совместное творчество сближает. Варианты совместного творчества – безграничны.
Для улучшения детско-родительских отношений, для усиления привязанности можно вместе рисовать. Например, папа рисует, а ребенок раскрашивает. Или наоборот, дети рисуют, а папа раскрашивает. Или малыш оставляет какие-то каракули, а мама разглядывает в них какой-то образ и дорисовывает. Или дети рисуют вместе на одном листе. Они могут рисовать спонтанно, по очереди передавая друг другу рисунок. Или же сначала вместе договорятся, кто и что будет рисовать. Если проблемы детских конфликтов в нарушении границ личности (отбирают игрушки, один другому мешает играть и т.п.) то можно предложить им такую игру: надо рисовать вместе на одном листе, но каждый на своей половине. Причем, сначала граница может быть явной, прочерченной, а потом невидимой, но признаваемой (граница не прочерчена, но я помню, что там территория рисунка брата)

2. РИСУНКИ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ

Назначение и приоритетные цели:

• выявление эмоционального фона, актуализированных эмоций, чувств, переживаний; в ситуации острого стресса — оперативная помощь, отреагирование психотравмирующих переживаний, эмоциональная разрядка;

• «проработка» эмоций и чувств, в том числе подавляемых;

• психопрофилактика негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переключение;

• содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств;

• гармонизация эмоционального состояния как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности и личностного роста;

Материалы: листы белой бумаги разного формата, простые карандаши, кисти, акварель, пиалы с водой.

Этап настроя

Участникам предлагается записать на листе бумаги название эмоций, чувств, переживаний, состояний, которые удалось припомнить. Далее из этого списка предлагается выбрать наиболее сильное чувство, переживание, которое вызывает эмоциональный отклик в данный момент.

Предлагая инструкцию, важно перечислить разнообразные термины, которые применяются для описания широкого круга эмоциональных проявлений, чтобы участники при составлении списка не испытывали интеллектуальных затруднений в различении понятий.

Этап индивидуальной работы (разработка темы)

• Простым карандашом на листе бумаги формата А3 или А4 сделайте контурный рисунок выбранной для «проработки» эмоции (чувства, переживания, состояния).

• Произведите с бумагой следующие манипуляции (обращая при этом внимание на мысли и чувства, которые возникают у вас в процессе работы): сомните лист бумаги с контурами рисунка, затем опустите его на некоторое время в воду, расправьте, разложите на столе и только потом раскрасьте нарисованный простым карандашом образ.

• Придумайте название и историю, которую могла бы рассказать ваша «картина». Попробуйте построить диалоги между изображенными объектами или частями рисунка.

Этап обсуждения и рефлексивного анализа

Участники размещают свои работы в пространстве кабинета, рассаживаются в круг для обсуждения, вербализации эмоций и чувств, которые они испытали в процессе художественного творчества. Каждый, по желанию, показывает свой рисунок, сообщает его название, рассказывает историю.

Нередко участники изменяют первоначальное название, поскольку в процессе работы происходит трансформация создаваемого образа, а следовательно, меняется замысел, происходит осознание скрытых смыслов. В процессе обсуждения можно корректно использовать «вопросы-подсказки» для облегчения осознания и трансформации травмирующих переживаний в ресурсные. Особенно важно создать безопасную атмосферу доверия, открытости, эмпатии, чтобы предоставляемая обратная связь не вызывала травмирующих чувств, и адекватно воспринималась человеком. Это может стать полезным опытом для выстраивания конструктивной стратегии общения и новых эмоциональных контактов.

Арт-терапевтическая сессия завершается внесением изменений в созданный художественный продукт сообразно желанию автора.

В целом, ожидаемый практический результат арт-терапевтической работы — перенос полученного опыта в каждодневное интерперсональное поведение субъекта вне терапевтической группы.

Важно для изображения эмоций и чувств побуждать участников к созданию спонтанных образов, избегая, по возможности, сюжетных и стереотипных картинок. Неструктурированный рисунок: линии, контуры, пятна помогают нивелировать когнитивный паттерн, способствуют проявлению креативности и свободному самовыражению, стимулируют процессы самопознания.

Огромный позитивный потенциал заключен в возможности многократных трансформаций в процессе работы над образом: чуть заметный контур простым карандашом преломляется, изменяет очертания изображенного объекта, когда бумагу мнут, а затем опускают в воду и вновь разглаживают. Далее с помощью акварельных красок рисунку придают цвет, как бы «проявляют», расцвечивают задуманный образ.

Работа акварелью на мятой, влажной бумаге имеет глубокий психологический смысл и заметный терапевтический эффект, поскольку позволяет добиться большей выразительности и одновременно эмоциональной разрядки. Один из психологических механизмов эмоционального отреагирования заключается в особенности акварели как изобразительного материала.

Источник: Оксана Роздорская

И иногда это помогает увидеть многие вещи. Например:

Музыкотерапия

Музыкотерапия – один и методов, который укрепляет здоровье детей и приносит удовольствие.Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Через прослушивание грустных мелодий наружу вырываются скрытые переживания, тревоги, печаль. Через веселую, ритмичную музыку повышается жизненный тонус, активизируются участки коры головного мозга, отвечающие за эмоционально-устойчивые состояния. Кроме этого незаметно улучшается дыхание и кровообращение, стимулируются двигательные функции, усиливается внимание к ритму, темпу, мелодии. Известно, что под музыку человек начинает непроизвольно покачиваться, поцокивать, постукивать, прихлопывать, притопывать, прищелкивать пальцами, а эти естественные движения создают эффект самомассажа, усиливая положительный эмоциональный фон, развивают мыслительные способности и фантазию. Самое интересное то, что необходимые для поднятия настроения «инструменты», мы носим всегда с собой: руки, ноги, язык, ладони, пальцы. Через движение под ритмичную музыку у детей уходят страхи перед общением с другими людьми, повышается самооценка, мотивация, развиваются просодические компоненты речи. Пропевание мелодий нормализует дыхание и гармонизирует работу всех внутренних органов.

Музыкотерапия – один и методов, который укрепляет здоровье детей и приносит удовольствие.Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Через прослушивание грустных мелодий наружу вырываются скрытые переживания, тревоги, печаль. Через веселую, ритмичную музыку повышается жизненный тонус, активизируются участки коры головного мозга, отвечающие за эмоционально-устойчивые состояния. Кроме этого незаметно улучшается дыхание и кровообращение, стимулируются двигательные функции, усиливается внимание к ритму, темпу, мелодии. Известно, что под музыку человек начинает непроизвольно покачиваться, поцокивать, постукивать, прихлопывать, притопывать, прищелкивать пальцами, а эти естественные движения создают эффект самомассажа, усиливая положительный эмоциональный фон, развивают мыслительные способности и фантазию. Самое интересное то, что необходимые для поднятия настроения «инструменты», мы носим всегда с собой: руки, ноги, язык, ладони, пальцы. Через движение под ритмичную музыку у детей уходят страхи перед общением с другими людьми, повышается самооценка, мотивация, развиваются просодические компоненты речи. Пропевание мелодий нормализует дыхание и гармонизирует работу всех внутренних органов.

Женская психология

Здравствуй, уважаемый читатель :-). Сейчас я хочу рассказать тебе о волшебном мире арта, творчества и о том, как благотворно это влияет на жизнь любого человека, а особенно на жизнь будущей матери, в животике у которой живет чудо и готовится к своему появлению на Свет.

Арт-терапия как метод коррекции эмоциональных состояний. Виды арт-терапии

В психотерапии и психологии существуют различные техники устранения психологических проблем. Одной из самых интересных и действенных является арт-терапия. «Art» переводится как «творчество», «искусство». Следовательно, арт-терапия – лечение искусством, творчеством. Это альтернативный способ решения многих психических расстройств. Также это способ разобраться с какими-либо проблемами при помощи творческого процесса, прийти в ресурсное состояние, повысить настроение, побороть хандру, осеннюю или зимнюю депрессию. Появилось данное направление не так давно – в первой половине ХХ века, и благодаря своей доступности и быстрому положительному эффекту оно заняло важное место в психокоррекции.


Очень часто при наличии подавленного состояния или неврологических заболеваниях, люди замыкаются в себе. Помочь им становится довольно-таки сложно. Арт-терапия же посредством творчества помогает выносить свое состояние в материальную реальность на бумагу или посредством любого другого материала. Благодаря этому и происходит некое облегчение — человек «выговорился».

Физиотерапия

Физиотерапевтические мероприятия применяются после улучшения состояния пациента, вследствие приема лекарственных препаратов. К самым эффективным относятся: электрофорез, УВЧ, лечебная гимнастика и т.д.


Физиотерапевтические мероприятия применяются после улучшения состояния пациента, вследствие приема лекарственных препаратов. К самым эффективным относятся: электрофорез, УВЧ, лечебная гимнастика и т.д.

Гели и мази для голеностопного сустава

Препараты местного действия при артрозо-артрите отлично справляются с задачей по снятию отечности. Гели, крема и мази дополняют воздействие системных противовоспалительных препаратов. Прежде чем лечить артрозо-артрит представленными далее средствами, следует обязательно проконсультироваться с доктором, несмотря на то, что все они отпускаются без рецепта:

  • «Кетонал». Главный активный компонент – кетопрофен, который используют для снижения болевого синдрома, снятия воспаления и отечности. Не используют «Кетонал» при наличии открытых ран, язвенных, грибковых поражений кожи. В редких случаях вызывает жжение и зуд.
  • «Быструмгель». Является аналогом предыдущего препарата, имеет аналогичные противопоказания. Нежелателен для применения беременными и кормящими женщинами. Не лечат артрозо-артрит голеностопа при гиперчувствительности к кетопрофену.
  • «Диклобене». Главная роль в составе препарата принадлежит диклофенаку. Не назначают препарат при вирусных и бактериальных поражениях эпидермиса, ссадинах, ранах. Не применяют «Диклобене» пациентам детской и подростковой возрастных групп.
  • «Ортофен». Недорогое средство для лечения болезней суставов. Применять препарат можно не дольше 2 недель с частотой использования до 4 раз в сутки. На ранних сроках беременности при значимой потенциальной пользе для матери наносить средство можно.
  • солеными продуктами;
  • острой и жирной пищей;
  • копченостями, консервами;
  • продуктами с высоким содержанием крахмала;
  • жареными блюдами.
Добавить комментарий