Гипертонус матки при беременности – симптомы и лечение гипертонуса

Гипертонус матки

Гипертонус матки – патологическое состояние, сопровождающееся повышенной сократительной способностью миометрия, которое появляется ранее установленной даты родов. Среди клинических признаков наблюдается видимое напряжении передней брюшной стенки, тянущие боли внизу живота. Для диагностики гипертонуса матки используется объективный осмотр женщины и УЗ-сканирование. Дополнительно могут выполняться анализы крови на определение гормонов. Лечение заключается в обеспечении полного покоя, назначении седативных средств, спазмолитических препаратов, витаминотерапии.

  • Причины гипертонуса матки
  • Симптомы гипертонуса матки
  • Диагностика гипертонуса матки
  • Лечение гипертонуса матки
  • Прогноз и профилактика гипертонуса матки
  • Цены на лечение

Общие сведения

Гипертонус матки – повышенная возбудимость гладкой мускулатуры матки, спровоцированная гормональными изменениями или негативными факторами психофизиологического характера. Данное состояние чаще диагностируется у женщин младше 18 и старше 30 лет. В первом случае гипертонус матки обусловлен недоразвитостью половой сферы и неготовностью органа к вынашиванию плода. Что касается пациенток старше 30 лет, то гипервозбудимость обычно развивается на фоне частых абортов, перенесенных инфекций и других акушерско-гинекологических патологий. Гипертонус матки представляет реальную угрозу для жизни и здоровья малыша, так как может спровоцировать не только гипоксию, но и выкидыш, наступление преждевременных родов, гибель плода.

Причины гипертонуса матки

В большинстве случаев гипертонус матки развивается на фоне пониженной продукции прогестерона – гормона, который обеспечивает нормальное течение беременности. Под его влиянием происходит снижение сократительной способности миометрия, возбудимости рецепторов матки и спинного мозга, что в совокупности позволяет доносить плод до 38-40 недель и родить здорового ребенка. Дефицит прогестерона при гипертонусе матки проявляется в виде самопроизвольных выкидышей, гипоксии плода, невынашивания или преждевременных родов. Поэтому при лечении основной целью должно быть воздействие на данные этиологические звенья патологического состояния.

Гипертонус матки чаще развивается при наличии у женщины гиперандрогении – состояния, при котором отмечается повышенная продукция мужских половых гормонов. Данный диагноз возможен и при генитальном инфантилизме. В таком случае недоразвитая матка в ответ на чрезмерное увеличение может отвечать повышенной гипервозбудимостью. Гиперпролактинемия – также частая причина гипертонуса матки. Состояние сопровождается повышенной выработкой пролактина, который блокирует продукцию прогестерона и приводит к повышению сократительной способности гладкой мускулатуры.

Нередко гипертонус матки обусловлен гормонозависимыми заболеваниями, которыми женщина страдала еще до зачатия. Среди них миома, эндометриоз. Ранее перенесенные воспалительные процессы, распространяющиеся на маточную полость и придатки, тоже увеличивают вероятность развития повышенной возбудимости миометрия. Гипертонус матки может быть обусловлен нарушением регуляции ЦНС, что проявляется в увеличении сократительной способности, невозможности поддерживать оптимальный мышечный тонус. Более подвержены такой патологии женщины с многоплодной беременностью, многоводием, при наличии крупного плода. Данные факторы способствуют чрезмерному перерастяжению миометрия.

В группу риска по развитию гипертонуса матки входят пациентки с генетическими аномалиями, заболеваниями щитовидной железы, перенесшие вирусные инфекции на ранних этапах беременности. При воздействии на организм будущей матери негативных факторов (вредных условий труда, недосыпания, суточной работы) вероятность возникновения данного состояния тоже увеличивается. Часто гипертонус матки обусловлен психоэмоциональными переживаниями, стрессами, вредными привычками. Поэтому такие факторы следует обязательно исключить из жизни пациентки.

Симптомы гипертонуса матки

В зависимости от того, какой участок миометрия напряжен, в акушерстве выделяют 1 и 2 степень гипертонуса матки. В первом случае имеет место сокращение только задней стенки органа, что чаще всего не сопровождается патологическими проявлениями. В третьем триместре беременности гипертонус матки 1 степени может проявляться незначительными тянущими болями в пояснице, ощущением тяжести в области крестца. Какие-либо другие симптомы обычно отсутствуют.

Гипертонус матки 2 степени подразумевает напряжение миометрия передней стенки органа и сопровождается более выраженной клинической картиной. Основным признаком являются тянущие боли внизу живота, схожие с теми, которые возникают у женщин в предменструальном периоде. Нередко при гипертонусе матки боль распространяется на промежность, может наблюдаться чувство распирания в наружных половых органах. При этом отмечается учащение мочеотделения, сокращение мышечных волокон прямой кишки, схожее с позывами к дефекации.

Визуально при гипертонусе матки живот становится плотным, слегка поднимается, приобретает более округлые формы, чем обычно. Определить напряжение миометрия можно через переднюю брюшную стенку методом пальпации. Что касается нижнего сегмента полового органа, то есть шейки, то при гипертонусе матки ее сокращение обычно не наблюдается, хотя такой симптом иногда присутствует, если ранее у женщины были травмы цервикального канала, к примеру, во время предыдущих родов.

Диагностика гипертонуса матки

Гипертонус матки – тревожный симптом в акушерстве, который может указывать на возможную вероятность самопроизвольного аборта или преждевременных родов. Поэтому от своевременной диагностики и оказанного лечения зависит здоровье и жизнь плода. Выявить гипертонус матки акушер-гинеколог может с помощью обычного объективного осмотра женщины, который проводится на каждом приеме. При пальпации живота будет ощущаться напряжение миометрия, интенсивность такого признака может быть различной – вплоть до чувства «окаменения». При этом пациентки нередко отмечают дискомфорт и даже боль.

В качестве дополнительного метода диагностики гипертонуса матки используется ультразвуковое сканирование. С помощью данного исследования удается определить локальное или тотальное сокращение миометрия. При 1 степени гипертонуса наблюдается утолщение мышечного слоя матки с одной стороны. Если подобный признак выявляется в области прикрепления плаценты, то существует высокая вероятность ее отслойки. При гипертонусе матки 2 степени весь миометрий утолщен, присутствуют соответствующие клинические симптомы. Также для определения сократительной способности может проводиться тонусометрия – измерение тонуса матки с помощью специального датчика, который размещается на передней брюшной стенке и фиксирует уровень напряжения мышечного слоя.

Лечение гипертонуса матки

При гипертонусе матки беременной женщине, прежде всего, следует обеспечить постельный режим. Необходимо устранить любые негативные факторы (физические нагрузки, стрессы), которые могут стать причиной усугубления патологического состояния. Если чрезмерная сократительная способность миометрия не сопровождается выраженными симптомами, лечение может проводиться в амбулаторных условиях. Госпитализация женщины показана при 2 степени гипертонуса матки, особенно если наблюдаются мажущие кровянистые выделения из влагалища. Этот симптом может свидетельствовать о начавшемся аборте на ранних сроках, о преждевременных родах или отслойке плаценты во 2-3 триместре.

Медикаментозное лечение гипертонуса матки зависит от этиологии патологического состояния. При недостатке продукции прогестерона назначаются прогестероновые препараты. Если гипертонус матки развился на фоне дефицита магния, больной показан прием таблеток на основе этого микроэлемента или инъекции магния сульфата в случае оказания медицинской помощи в условиях стационара. Под действием данного компонента происходит уменьшение сократительной способности миометрия, нормализация передачи нервных импульсов.

В качестве симптоматической терапии при гипертонусе матки назначаются спазмолитики. Они уменьшают сократительную способность миометрия и устраняют болевые ощущения. Также показан прием седативных средств. При гипертонусе матки используются преимущественно препараты растительного происхождения. Дополнительно применяются витаминные комплексы. До 34 недели беременности назначаются токолитики, которые снижают сокращения миометрия и подавляют начавшуюся родовую деятельность. При этом диагнозе специалисты всегда стараются максимально продлить ведение беременности и доносить плод до 38 недель.

Прогноз и профилактика гипертонуса матки

В большинстве случае прогноз при гипертонусе матки благоприятный. При своевременно оказанной медицинской помощи удается подавить повышенную возбудимость миометрия и продлить вынашивание плода до предполагаемой даты родов. При прогрессировании гипертонуса матки возможность рождения жизнеспособного малыша появляется лишь на сроке 25-28 недель. На более ранних этапах плод просто не сможет выжить в условиях окружающей среды.

Профилактику гипертонуса матки следует начинать еще при планировании зачатия. Важно своевременно обнаружить и пролечить половые инфекции, заболевания гормональной этиологии. После наступления беременности предупреждение гипертонуса матки заключается в уменьшении физических нагрузок, правильной организации режима труда и отдыха. Также следует полностью исключить эмоциональные переживания и стрессы. Если наблюдаются даже минимальные признаки гипертонуса матки, следует незамедлительно обратиться за медицинской помощью.

Гипертонус матки

Гипертонус матки — не самостоятельное заболевание, это лишь признак неблагополучия в организме женщины, который нельзя игнорировать, так как он свидетельствует об угрозе самопроизвольного прерывания беременности.

Гипертонусом матки в медицине называют сокращения этого органа, появляющиеся до предполагаемого срока начала родов (нередко — на ранних сроках).

Причины

  • Гормональные нарушения — недостаточная функция яичников, плаценты, нарушение функции надпочечников, приводящие к дефициту эстрогенов и/или прогестерона или избытку мужских половых гормонов (андрогенов).
  • Недоразвитие женских половых органов (генитальный инфантилизм), пороки развития матки (например, двурогая матка и др.).
  • Опухолевые образования в матке (миомы).
  • Инфекционные заболевания и воспалительные процессы в органах малого таза женщины и плодном яйце.
  • Истмико-цервикальная недостаточность (т.е. шейка матки не выдерживает увеличивающейся нагрузки и начинает раскрываться задолго до начала родов).
  • Сбой в работе иммунной системы во время беременности.
  • Соматические заболевания женщины, т.е. заболевания, не связанные непосредственно с половой системой: болезни сердца, почек и т.д.
  • Перенесенные ранее аборты.
  • Тревожное и депрессивное состояние женщины во время и незадолго до беременности, внутренняя напряженность, неуверенность в себе.

Как проявляется?

При повышении тонуса матки появляется ощущение тяжести и напряжения в нижней части живота. Возникают боли в области лобка, тянущие боли в пояснице, ощущение распирания в нижней части живота, боли, похожие на менструальные.

Повышенный тонус матки в I триместре беременности может приводить к гибели плодного яйца, неразвивающейся беременности, к выкидышу. Во II и III триместрах гипертонус матки может вызывать выкидыш либо преждевременные роды.

Для развивающегося в матке плода гипертонус опасен нарушением кровоснабжения плаценты и, следовательно, внутриутробной гипоксией (кислородным голоданием) и задержкой роста и развития. Это связано с тем, что плацента не сокращается при сокращении матки. В результате, может возникать ее отслойка и самопроизвольное прерывание беременности на любом сроке, рождение недоношенного ребенка.

Диагностика и лечение

Гипертонус матки чаще всего выявляется при плановом обследовании беременной гинекологом. Врач, как правило, назначает седативные (успокаивающие) и спазмолитические средства. Кроме того, могут быть прописаны препараты магния и витамина В6 и т.д.

Обычно приема назначенных средств достаточно для того, чтобы тонус матки снизился. Ни в коем случае не следует заниматься самолечением, этим вы может навредить ребенку и спровоцировать преждевременные роды.

Кроме того, при гипертонусе противопоказаны физические нагрузки и рекомендуется больше лежать. Секс нежелателен, так как возникающие при этом сокращения матки могут спровоцировать выкидыш.

Госпитализация

При отсутствии эффекта от проводимой терапии и появлении регулярных схваткообразных болей, особенно если они сопровождаются кровянистыми выделениями из половых путей, следует немедленно обратиться к врачу и решить вопрос о госпитализации, т.е. «лечь на сохранение», поскольку в этом случае имеется угроза прерывания беременности.

В клинике Вам проведут влагалищное исследование и обязательно сделают УЗИ. С помощью этого исследования можно диагностировать угрозу прерывания беременности на ранних стадиях и вовремя принять меры по ее сохранению. В ходе УЗИ врач сможет подтвердить наличие повышенного тонуса матки, а также оценить состояние плода и плодных оболочек.

Кроме того, при необходимости проводится оценка уровня половых гормонов в крови и в суточной моче, обследование на генитальные инфекции и т.д.

В больнице беременной стараются обеспечить полный покой, назначают успокаивающие и спазмолитические средства, поливитамины и другие препараты. При гиперандрогении применяют препараты, восстанавливающие нарушенный баланс гормонов.

Если гипертонус матки привел к началу родовой деятельности до 34 недели, то родовую деятельность стараются подавить с помощью токолитических (расслабляющих мускулатуру матки) препаратов. Самым критичным для недоношенного младенца считается срок 25-28 недель (раньше его шансы выжить, к сожалению, ничтожно малы, после 28 недель они резко повышаются). В случае угрозы преждевременного начала родов, главная задача на этом сроке — ускорить созревание легких плода (обычно с этой целью назначаются гормональные препараты). Продление беременности хотя бы на двое суток в большинстве случаев дает такую возможность.

Профилактика гипертонуса

Лучше всего заняться профилактикой гипертонуса еще на этапе планирования беременности: пройти обследование на наличие инфекционных заболеваний органов малого таза, проконсультироваться с гинекологом-эндокринологом, а при необходимости — и с психотерапевтом. Когда беременность наступила, следует обеспечить себе (и малышу) щадящий режим, снизить физические и психические нагрузки, а при малейших признаках повышения тонуса матки, не мешкая, обращаться к врачу.

Выпускающий редактор — Филиппова Галина

Тонус матки при беременности в 1,2,3 триместре

Повышенный тонус матки на разных сроках беременности

Беременные женщины испытывают большие адаптационные изменения в анатомии, физиологии и работе внутренних органов, которые обусловливают нормальное течение беременности и благополучные роды.

Радикальным изменениям подвергается матка, которая имеет три слоя: наружный серозный, эпителиальный внутренний, промежуточный мышечный — миометрий. Средний слой достаточно эластичен, что позволяет ему растягиваться и сокращаться во время родов и возвращаться в прежнее состояние после родов. Однако, на фоне развития определенных факторов, сократительная активность матки может проявляться раньше положенного срока.

Появляются различные симптомы в виде тяжести или тянущих болей внизу живота, в таких случаях часто диагностируется гипертонус матки. Такой диагноз — не повод для паники, но и нормой это состояние считать не следует, поэтому как можно быстрее нужно записаться на прием к гинекологу.

Тонус матки при беременности – симптомы

Матка расположена в малом тазу между прямой кишкой и мочевым пузырем. По обеим сторонам матки симметрично расположены фаллопиевы трубы, благодаря которым транспортируется оплодотворенная яйцеклетка. Матка состоит из трех частей: дно, тело, шейка. Стенка органа сформирована тремя типами ткани: периметрий, миометрий, эндометрий.

В момент вынашивания ребенка матка имеет способность увеличиваться в 10 раз, ее мышцы растягиваются, а стенки утолщаются. Основную роль в повышении тонуса матки играет миометрий, представленный слоем гладкой мускулатуры. В течение всей беременности миометрий остается относительно неподвижным, обеспечивая подходящую среду для развивающегося малыша. В краткосрочной перспективе ритмичные и продолжительные сокращения мышечного слоя и расширение шеечной части объединяются и происходят физиологические роды.

Читайте также:  Как лечить тонзиллит в домашних условиях народными средствами и препаратами

Если сократительная активность матки появляется задолго до родов, в первом либо втором триместре, то врач зачастую диагностирует гипертонус матки. Конечно, подобное явление не во всех случаях рассматривается как патологический процесс. Но, если гипертонус отмечается все время, данное явление может привести к критическим последствиям. Присутствующие симптомы повышенного тонуса матки при беременности могут стать причиной самопроизвольного аборта в 1 триместре, а во 2-3 триместре приводят к кислородному голоданию плода (гипоксии).

Стоит отметить, что клиническое проявление тонуса не отличается характерными признаками, обычно будущая мама жалуется на дискомфорт и болезненность в нижней части живота, схожую на менструальную.

Болевой синдром в большинстве случаев не выраженного типа, но может иррадиировать в поясницу.

Во 2 триместре беременности симптомы повышения тонуса матки особых отличий от первого не имеют, но при пальпации можно обратить внимание, что живот стал более плотным. В редких случаях, женщина наблюдает выделения из влагалища мажущего характера красновато-коричневого оттенка. При развитии подобного признака обратиться к доктору нужно в экстренном порядке.

Отдельно стоит описать симптомы гипертонуса матки при беременности на поздних сроках, в 3 триместре. По окончанию 38 недели тонус имеет совершенно другой смысл и рассматривается как проявление тренировочных схваток. Такой тонус имеет научное название схватки Брекстона-Хигса. Сокращения Брэкстона-Хикса предназначены для укрепления мышц матки, готовящихся к последующим родам. Сокращения обычно длятся около 30-45 секунд. Однако в восьмой и девятый месяцы беременности они могут возникать даже каждые 20-30 минут. Сокращения Брэкстона-Хикса называют «прогностическими сокращениями», средняя продолжительность которых не более двух минут.

У некоторых женщин гипертонус протекает бессимптомно и диагностируется в ходе ультразвукового исследования.

Причины повышения тонуса матки при беременности

Причины тонуса матки во время беременности имеют разнообразный характер, например, изменение гормонального фона, при котором наблюдается дефицит прогестерона либо увеличение концентрации тестостерона. Заболевание или патологический процесс, соматические нарушения и даже стресс, также могут быть провоцирующим фактором.

Увеличение сократительной активности детородного органа может отмечаться по таким причинам:

  • Недостаток прогестерона
  • Интенсивные физические нагрузки
  • Стресс
  • Онкологические заболевания
  • Гормональные нарушения
  • Острые инфекции
  • Активация хронических процессов
  • Злоупотребление алкоголем, курение
  • Генетические нарушения у плода
  • Дефицит микроэлементов
  • Крупный плод, несколько плодов в матке
  • Большой объем околоплодных вод
  • Повышенная свертываемость крови

Важнейшая роль прогестерона — подготовка матки к имплантации эмбриона. Благодаря этому слизистая утолщается и расширяется, ее кровоснабжение становится более интенсивным, накапливаются питательные вещества. Прогестерон также позволяет матке постепенно расти и ограничивает ее сократительную способность, что позволяет беременности протекать физиологично. Но сниженный уровень прогестерона нарушает естественное течение беременности и может вызвать гипертонус матки.

  • Психологические проблемы
  • Дальние поездки
  • Полет на самолете
  • Избыточный вес
  • Возраст старше 35 лет
  • Нарушение положения плода
  • Расстройство кишечной моторики
  • Выкидыши в анамнезе

Отдельно врачи отмечают рацион питания, негативно влияющий на работу ЖКТ, что часто становится причиной гипертонуса. Медики рекомендуют исключить следующие продукты:

  • Бобовые, капуста: провоцируют газообразование.
  • Голубой сыр: содержит грибы, опасные для будущих мам.
  • Кофе: интенсивно выводит жидкость из организма, что может вызвать гипертонию.
  • Сырые яйца: являются потенциальным источником сальмонеллеза, вызывают нарушение работы пищеварительного тракта.

Многие специалисты утверждают, что тонус очень опасен, а не так безобиден, как кажется. В действительности, подобное состояние не всегда опасно, сократительная активность может присутствовать и в норме.

Но при подобных клинических проявлениях следует проконсультироваться с гинекологом, чтобы определить возможные отклонения, а также определиться с тактикой борьбы с ними. Если не придать значения гипертонусу и вовремя не принять меры, долгожданная беременность может закончиться выкидышем или тяжелой гипоксией плода.

Тонус матки во время беременности на самых ранних сроках практически всегда требует соответствующего вмешательства. Поскольку в первом триместре присутствует наибольший риск внезапного прерывания беременности. Если присутствует умеренный гипертонус, женщине рекомендуются спазмолитики. В случаях, когда повышенный тонус вызван гормональными нарушениями, назначаются средства, содержащие прогестин.

Повышенный тонус матки во втором триместре беременности в большинстве случаев является частью естественного процесса подготовки организма к родовой деятельности, но может быть и признаком патологии.

При развитии клинических признаков гипертонуса следует сообщить врачу. В качестве лечения возможно назначение витаминов группы В, специальных комплексов упражнений.

Диагностика гипертонуса и сопутствующих заболеваний

Существует несколько методик диагностического подтверждения присутствия гипертонуса. Самым простым и доступным считается ультразвуковое обследование. УЗИ позволяет оценить состояние мышц матки, определяет возможные патологические процессы и непосредственно указывает на протекающий гипертонус.

Другим, более современным методом определения тонуса является тонусометрия. Суть диагностического способа заключается в том, на живот женщины помещаются датчики, которые посылают сигнал на специальное устройство, визуализирующий наличие тонуса.

Если гипертонус подтвержден врач назначает ряд дополнительных исследований:

  • Общеклинический анализ крови, мочи
  • Определение уровня гормонов в крови
  • Диагностика свертывания крови
  • Исследования на ЗППП

Тонус матки в 3-м триместре

Тонус матки в третьем триместре тяжело отличить от подготовительных схваток. Поэтому, при развитии типичной клинической картины тонуса назначается проведение кардиотокографии. Это мониторинг частоты сердечных сокращений плода вместе с одновременной регистрацией сокращений детородного органа. Обследование проводится в рамках интенсивной дородовой помощи, позволяет выявить ранние изменения, угрожающие жизни плода.

Исследование сначала проводится как стрессовый тест. Он включает запись функции сердца плода и сокращений матки за 30 минут. Тест можно продлить до 60 минут.

Как снять тонус матки, что делать при его повышении

Что делать и как правильно снять избыточный тонус матки при беременности? Если проблема имеет невыраженный характер, можно попытаться снять его, не прибегая к приему медикаментов. При развитии симптоматики рекомендуется легкая физическая активность, например, ходьба или плавание. Также можно проделать следующие упражнение: голову наклонить как можно ниже, расслабиться, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Все это можно делать только после консультации гинеколога.

Также врачи рекомендуют посещать занятия для беременных. Специалисты покажут какие возможно применять упражнения для снижения тонуса, как помочь организму подготовиться к дальнейшим родам. Даже небольшой тонус не отменяет посещение врача-гинеколога.

Тонус матки у беременных: методы лечения и профилактика

При обнаружении гипертонуса показан постельный режим, в некоторых случаях рекомендуется госпитализация. В качестве медикаментозной терапии предлагаются такие препараты:

  • успокоительные растительного происхождения.
  • спазмолитики
  • магний
  • витамин В6

Для максимально эффективного, быстрого снятия тонуса матки при беременности назначают спазмолитики в форме суппозиториев. Обратите внимание, что их может назначить только лечащий врач..

Дальнейшее лечение тонуса зависит от первопричины, которая вызывает нарушения.

Если патология вызвана гормональным сбоем, будут назначены препараты для его коррекции. При недостатке прогестерона показаны его аналоги — специальные гормональные препараты. Когда причиной тонуса являются инфекционные либо соматические заболевания, терапевтическое воздействие будет направлено на их лечение. Режим лечения будет подбираться индивидуально и зависеть от типа патологии.

Профилактика образования тонуса, особенно на ранних сроках, включает:

  • Регулярные посещения акушера-гинеколога, проведение диагностических мероприятий.
  • Оптимизация условий труда.
  • Большая продолжительность отдыха.
  • Исключение интенсивных физических нагрузок.

Беременной необходимо понимать, что она несет ответственность не только за себя, но и за здоровье своего малыша. Когда возникают малейшие проблемы, следует без промедлений направиться к специалисту.

Как научить ребенка говорить? Развиваем речь уже до года

В сегодняшней статье я хочу поговорить о развитии речи малыша. Думаю, эта тема волнует многих мам. Ведь окружающие довольно часто задают нам вопросы типа «А ваш что-нибудь уже говорит?», «Ну «мама» то уже сказал?». Степень развития речи является своеобразным мерилом общего уровня развития ребенка.

Как правило, ребенок начинает говорить первые слова примерно в возрасте 1 года. Поэтому, на первый взгляд может показаться, что до этого времени, задумываться о том, как научить ребенка говорить, слишком рано. Однако формирование речи начинается задолго до появления первых слов. И лепет, и агуканье, и даже плач малыша – это уже первые этапы формирования речи. Поэтому очень важно не упустить драгоценного времени и заниматься развитием речи малыша уже с самого рождения. Как же это делать?

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга, а потому на развитие речи оказывают влияние практически все стороны развития ребенка. Широко известно, что наибольшее влияние на развитие речи оказывает мелкая моторика рук . Но также важна и общая двигательная активность малыша, и объем информации, которую получает кроха через различные органы чувств (через уши, глаза, кожу).

Поэтому если вы постоянно общаетесь с ребенком, читаете ему книги, показываете картинки, занимаетесь упражнениями на развитие мелкой моторики, вы уже способствуете формированию речи малыша. В этой статье я расскажу о том, как еще можно стимулировать развитие речи ребенка, и какие правила при общении с малышом нужно знать.

1. Постоянно разговаривайте с ребенком

Любое взаимодействие с малышом должно сопровождаться обсуждением происходящего – собираетесь ли вы на прогулку, приступаете к трапезе, переодеваете штанишки. Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, называйте предметы, которые используете. «А сейчас мы будем переодеваться! Мы наденем зеленые штанишки!» После неоднократного упоминания и демонстрации действий и предметов ребенок начинает понимать, что обозначают отдельные слова, а затем и короткие фразы.

Вот что нужно помнить во время общения с вашим чадом:

  • Избегайте двух крайностей: скупости на слова и многословия. Если вы будете без умолку говорить малышу все подряд, то за потоком слов потеряется то слово, которое ребенок должен запомнить, и вся ваша речь сольется для малыша в одно непонятное целое.
  • В разговоре необходимо выделять названия предметов и действий. Очень полезно разговаривать короткими предложениями (из двух слов) или просто односложно называть предметы и действия. «Это ложка» «Мишка кушает». Прежде чем вдаваться в более подробные описания, дайте ребенку время, чтобы он смог осмыслить ваши слова, познакомиться с новыми предметами, подержать их в руках.
  • Ваша речь должна совпадать с моментом показа предмета и действия.
  • Почаще рассказывайте малышу стишки и потешки, они эмоциональны и ритмичны, поэтому сразу привлекают внимание ребенка и усваиваются легче, чем обычная речь. После 6 месяцев очень полезно играть в самые простые жестовые игры.
  • Желательно, чтобы во время разговора кроха видел ваше лицо, ведь он не только слушает, но и внимательно следит за движением ваших губ. Разговаривайте выразительно, т.к. ребенок в первую очередь улавливает интонацию
  • В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции. «Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.
  • Жестикулируйте, это поможет крохе понять смысл ваших слов. Но не переусердствуйте! Не используйте надуманную жестикуляцию, а только те жесты, которыми вы бы сами естественным образом дополнили бы свое высказывание. Например, можно поднять высоко руки, чтобы показать, какая ваша дочка выросла большая, или зазывно помахать рукой, говоря «Ползи сюда!»

2. Расширяйте пассивный запас слов малыша

Вот несколько полезных занятий для расширения пассивного словаря ребенка:

  • Время от времени проводите небольшую «экскурсию» по дому . Показывайте и называйте ребенку окружающие его предметы быта, можно кратко объяснить, зачем они нужны. Кроватка, шторы, люстра, микроволновая печь, чайник – малышу все интересно. Четко и понятно произносите ребенку новые слова. При последующих «экскурсиях» просите малыша показать то, что изучили ранее.
  • На прогулке обращайте внимание ребенка на различные объекты, попадающиеся вам по пути . Малышу интересно буквально все: дерево, куст, пенек, трава, цветочек, шишка, собачка, кошка, снег, сосулька, скамейка, люк, светофор, карусель, урна, дом, фонтан и т.д. Кратко комментируйте все, что происходит перед малышом: «Смотри, собачка бежит», «Мальчик катается на качелях»

  • Изучайте с ребенком части лица и тела . В разговоре время от времени показывайте малышу, где ручки у него и у мамы, где глазки, носик, ножки и т.д. Когда самые простые элементы лица и тела будут освоены, можно переходить к тем, что посложнее – брови, щеки, подбородок.
  • Рассматривайте вместе с малышом картинки вкнижках. Замечательным подспорьем в расширении словарного запаса ребенка послужат карточки Домана. Детки с удовольствием рассматривают их и быстро запоминают все, что на них изображено. Очень полезно после изучения предметов на картинках, демонстрировать их «вживую». Так у малыша будут формироваться ассоциативные связи.

3. Не бойтесь употреблять упрощенные звукоподражательные слова

Чаще используйте, такие слова как гав-гав, би-би, бух, кап-кап и т.д. Рассматривая книги, рассказывайте, какое животное как говорит (мяу, беее, мууу), а также как звучат некоторые предметы (молоток – тук-тук, колокольчик – динь-динь, паровоз – чух-чух). Употребление таких слов способствует развитию активной речи малыша, т.к. ребенку гораздо проще их произносить и легче понять. Не бойтесь того, что вы слишком упрощаете речь для ребенка. Введение облегченных слов до полутора лет является нормой.

Однако очень важно наряду с облегченной версией слова употреблять и полную («посмотри, это собачка, она говорит «гав-гав»», «ой, кукла упала – бух»), ни в коем случае нельзя общаться с малышом только посредством упрощенных слов! Иначе потом будет очень тяжело переучивать ребенка на взрослую речь. Как объяснить ему, что гав-гав внезапно стало собакой? Малыш будет продолжать говорить «би-би» и «ням-ням», даже тогда, когда будет способен произнести полноценные слова.

Читайте также:  Как можно повысить тестостерон у мужчин естественными способами

Очень хорошие книжки, которые помогут малышу запомнить простые звукоподражательные слова — ” Что как звучит? “ ( Ozon , My-shop , KoroBoom ) и ” Кто что делает? “ ( Ozon , My-shop , KoroBoom ). Лично мне они очень нравятся тем, что в них нет ничего лишнего, картинки крупные, понятные маленькому ребенку. Дочка эти книжки просто обожала.

4. Устраивайте с ребенком «переклички».

Для этого взрослому нужно знать, какие звуки и слоги малыш уже умеет и любит произносить. Начинайте «перекличку» именно с этих слогов, произносите их, побуждая кроху повторять за вами. Если ребенок начинает лепетать что-то сам, повторяйте за ним, тем самым показывая, что вы реагируете на его «слова». Затем постепенно подключайте новые звуки и слоги. За одно занятие лучше не вводить более одного нового слога.

Для поддержания интереса малыша полезно использовать стихотворные строки. Не забывайте делать паузу после тех звуков и слогов, повторения которых вы ждете от ребенка! Приведу несколько самых простых стишков, которые помогали нам с дочкой поддерживать беседу.

13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

Занятия по формированию связной речи у ребенка не стоит откладывать на потом. В 1,5-2 года следует активно заниматься с малышом, чтобы расширить его словарный запас и развить его речь. Предлагаем вам 13 способов запуска и развития речи ребенка.

Нельзя строго выделить время начала формирования навыка разговорной речи у детей. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Однако крайне важно стимулировать у ребенка это умение.

Учить ребенка разговаривают родители начинают с самого рождения, постоянно общаясь с ним, показывая и называя окружающие предметы. Понемногу малыш начинает произносить знакомые слова, расширяя свой словарный запас. Если к 2 годам речевой лексикон у малыша не расширяется или он вообще пока еще не заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется само собой. Регулярные занятия с ребенком принесут результат. Применяйте различные способы «разговорить» малыша. Если же ребенок в 3 года говорит, но нечетко произносит слова обратите внимание на нашу статью о дислалии.

Способ 1 — уберите то, что мешает!

Специалисты наблюдают закономерность: дети, которые сосут соску длительное время (до нескольких часов в день), позже начинают говорить. Сосание может стать причиной неправильного развития артикуляционного аппарата. Попросту говоря, мышцы губ и языка не развиваются должным образом. А «ленивый» язычок не сможет правильно выговаривать буквы.

Способ 2 — расширяйте словарный запас.

Если ребенок говорит лишь несколько слов, чаще показывайте ему что-то новое, четко проговаривая название. На улице, у окошка, дома, в книжках нас окружает много интересного. Не запутывайте малыша, называя слишком много незнакомых слов, и обязательно объясняйте непонятное простыми словами.

Способ 3 — делайте уроки веселыми.

Академические уроки пока не для вашего малыша. Занятия по развитию речи проводите в форме игры. Дети очень любят подвижные игры. Поиграйте с новой игрушкой или карточками с картинками в прятки, просите ребенка принести или унести их, побегать или попрыгать.

Способ 4 — зарядка для языка.

Каждое занятия логопеды начинают с артикуляционной гимнастики. Почему бы не потренироваться дома? Можно приобрести пособия, а можно придумать небольшие элементарные игры самостоятельно — дуть на кусочек ваты, надувать щеки, слизывать языком невидимое варенье с губ, цокать как лошадка и много другое.

Способ 5 — повторяйте друг за другом.

Попробуйте повторять за малышом слоги, которые он произносит. «Ба-ба», «бу-бу» — это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами.

Способ 6 — стимулируйте мелкую моторику.

В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха (можно играть в Золушку), игры в волшебный мешочек ( вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все на пользу. Даже всем известные детские потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?» — тоже являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания на пальцах и ладошках.

Способ 7 — введите в режим чтение.

Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Не упускайте такую возможность для занятий по развитию речи. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить.

Способ 8 — спойте, друзья!

Почитали, а теперь можно и спеть. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые детские песенки. Этот тот случай, когда компьютер делает доброе дело. Скачайте известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.

Способ 9 — выключите компьютер и телевизор.

Для развития речи ребенку нужно ее слышать — чистую, четкую и правильную. За звуками рекламы и мультиков ваши слова перестают быть слышны, а включенный «фоном» телевизор создает лишь звуковой шум.

Способ 10 — немного хитрите.
Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить!

Способ 11 — никаких упрощений.

Малыш так мило говорит «каКлета» или «бибика»! Можете послушать и умилиться. Но сами будьте добры говорить только «котлета» и «машина». Строго говоря, и «бибика» вовсе не обязательна. Откуда она возьмется, если вы не скажете это слово при ребенке?

Способ 12 — «не понимайте» язык жестов.

Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.

>h3>Способ 13 — проявляйте внимание.

Убедите ребенка, что вам интересно все, что он рассказывает. Удивляйтесь, задавайте вопросы, хвалите и восхищайтесь! Будьте благодарным слушателем, и он с радостью будет стараться рассказать вам обо всех событиях дня. Стимулируйте рассказывать обо всем, но не заставляйте, чтобы не вызвать негативизма.

Не уставайте разговаривать с ребенком. Это основной залог развития связной речи. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат. Если же речевое развитие ребенка внушает вам опасение или никакие занятия не стимулируют его к разговору, лучше обратиться за советом к профессионалу. Несмотря на то, что чаще логопеды начинают занятия с 4 лет, специалисты нашего центра имеют опыт занятий с двухлетними детьми — подробнее о занятиях с малышами. Не упустите время!

Что еще можно сделать для запуска речи в 2-3 года?

1. Заведите книжку для чтения

Это не шутка. Читать можно по-разному. Логопеды советуют следующее: в альбом для рисования наклейте изображения животных, бытовых предметов, семейные фотографии. Регулярно «читайте» его с малышом, давайте листать самостоятельно. Рассматривая картинки, называйте то, что на них изображено: «Это киса (баба, мама, собака и т. д.). Через некоторое время добавьте слова, обозначающие действия, чтобы получилось предложение, например: «Киса, дай», «Мама, на» и т. п. Подобные альбомы для развития речи можно купить в детском магазине. Советуем отдать предпочтение изданиям с яркими крупными иллюстрациями и подробными комментариями, как с ними работать.

2. Сократите репертуар

Если вы читаете сказки или поете колыбельные малышу перед сном, то не гонитесь за разнообразием. Выберите два-три постоянных произведения. Важно, чтобы ребенок постепенно запомнил текст, синтаксические конструкции, употребление слов. Кстати, на этой основе вы можете поиграть с малышом: специально сделайте ошибку или притворитесь, что забыли продолжение. Если ребенок уже готов вот-вот заговорить, есть вероятность, что он не устоит перед соблазном поправить взрослого.

3. Используйте в своей речи одни и те же слова

Дети учатся говорить, подражая взрослым. При малыше старайтесь использовать в речи одни и те же слова, желательно, предельно простые, чтобы ему было просто их запомнить и повторить. Отлично, если в них будут звуки, которые ребенок уже освоил, например, [м], [п], [б], [в], все гласные. Это могут упрощенные слова типа «баба», «вава», «ав-ав», но главное, чтобы не было искажений. Никаких «бябя» или «кися».

4. Выводите ребенка на речь

Многие дети в течение длительного времени обходятся жестами и мимикой. Зачем говорить, когда мама и так прекрасно тебя понимает и выполняет все желания? Не давайте требуемый предмет, пока он не попросит вас словами, хотя бы примитивно. Чтобы ребенок знал, как это сделать, обращайтесь к нему сами с посильными просьбами, типа «дай ложку», «дай мишку».

Хорошо помогает проговаривание действий и называние бытовых предметов, частей тела, родственников: «Берем ложку, кушаем кашку, моем ручки, пришла баба и т. д.». Тут логика простая: хотите услышать что-то от малыша – подайте пример сами.

5. Говорите только на одном языке

Если в семье используются несколько языков или родители пытаются ребенка учить с пеленок болтать по-английски, ничего из этого не выйдет. Используйте при малыше только его родной язык. Иначе первых слов вам придется ждать очень долго.

6. Где игрушки?

Если ребенок хорошо знает, как называются его любимые игрушки, то можно их спрятать (в зоне досягаемости малыша) и начать поисковую операцию. Спросите: «Где ….?», скорее всего, это вызовет какую-то словесную реакцию. Если даже это будут какие-то гласные, это тоже можно считать результатом.

7. Не прекращайте развивающие занятия

Даже если заговорить пока не получается, это не повод останавливаться вообще. Не ждите появления речи, а учите ребенка различать форму, много-мало, размер и т. д. Все это подспудно будет работать на накопление словарного запаса, сенсорных впечатлений и укрепление межполушарных связей.

8. Музыкальные занятия

Купите малышу детский ксилофон, барабан, дудочку или губную гармошку. Игра на них развивает дыхание и слух, укрепляет речевые органы, увеличивает число нейронных связей.
Если в течение 3-4 месяцев занятия были регулярными, но никаких подвижек так и не произошло, то это серьезный повод для беспокойства. Следует, как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду.

Дата публикации: 27.05.2016. Последнее изменение: 07.12.2020.

Как учить ребёнка разговаривать

Как учить говорить ребёнка до года

Предпосылки для развития речи закладываются ещё в период беременности, и многие мамы, зная об этом, включают музыку, поют песенки и разговаривают с малышом (хорошо, если это делают и папы, и другие члены семьи). Это стимулирует слух и зоны мозга, отвечающие за формирование языка. Доказано, что уже в утробе дети различают звуки и начинают двигать губами, когда говорит мама.

От чего зависит развитие речи появившегося на свет человека:

  • Способность слышать.
  • Функционирующий речевой аппарат.
  • Насыщенная языковая среда (и речь, направленная на малыша).
  • Желание общаться.

Так как же помочь ребёнку начать говорить? Убедитесь, что первые два физиологические фактора в норме, и создайте условия для развития двух других психологических аспектов.

Есть простой способ проверить слух в домашних условиях: похлопайте в ладоши, позвените погремушкой и посмотрите на реакцию — малыш может моргнуть, задвигать ручками, замереть, начать искать источник звука глазами или, с двух месяцев, повернуть голову в сторону шума. Отсутствие реакции или любой тревожащий вас сигнал — повод проверить слух.

Речевой аппарат при рождении готов к работе лишь частично и постепенно «дозревает». К третьему месяцу опускается гортань, у языка появляется больше места, и малыш начинает издавать звуки, которые затем будут складываться в слоги и слова. Чтобы это получалось, ему обязательно нужно с рождения слышать взрослого и видеть его лицо, следить за его губами. Поэтому первые полгода-год родителям важно быть «зеркалом».

Например, около трёх месяцев, когда дети начинают говорить агу, нужно активно и эмоционально повторять за ними, стимулируя к многократному произнесению и соединению звуков. С вашей поддержкой кроха будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. Постепенно отдельные звуки «а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» перерастают в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы».

В 5–6 месяцев появляются новые звуки и слоги: ба-ба, ма-ма, ду-ду, а затем они удлиняются: ба-ба-ба, ма-ма-ма.

С 7 до 12 месяцев отрабатываются нужные звуки и устанавливаются взаимосвязи между предметом и названием, а также за отдельными понятиями закрепляются определённые звукосочетания и слоги.

Малыш внимательно вслушивается и пытается подражать речи взрослых, а значит, усваивает просодическую сторону речи, которая включает в себя интонации, тембр, ритм, темп, мелодику, дыхание, паузы и даже мимику во время произношения. Эта сторона не менее важна, чем звуковая, и речевому аппарату нужна тренировка. Поэтому важно продолжать говорить так, чтобы дети видели ваше лицо, петь песни с разной мелодикой и ритмами.

Возраст около года (12–14 месяцев) — устоявшаяся норма, когда ребёнок начинает говорить первые слова, хотя уже с 8–9 месяцев некоторые дети целенаправленно говорят мама, папа, баба). Малыш уже выполняет простые словесные просьбы и соотносит предметы с их названием.

Читайте также:  Диоксидин: инструкция по применению в ампулах в нос для взрослых и детей

Необходимым условием, чтобы помочь ребёнку научиться говорить, является насыщенная языковая среда. От взрослых нужны простые, но очень важные действия:

  • речь должна быть направлена на малыша, темп при этом немного замедлен, слова растянуты, артикуляция подчёркнута;
  • говорить, петь и читать как можно больше, чтобы создать «разговорный объём», из которого малыш черпает свой словарный запас и может подражать;
  • следить за грамотностью и красотой речи.

У детей должно быть желание общаться, которое внимательный взрослый активно поддерживает. Помните о принципах взаимодействия с малышом, которые действуют на любых возрастных этапах:

  1. Обращаемся именно к сыну или дочке (речь направлена на ребёнка и сопровождается контактом глаз, улыбкой, жестами), внутренний посыл при этом: «Я обращаюсь к тебе».
  2. Демонстрируем заинтересованность в реакции, транслируем мысль: «Мне важно услышать тебя».
  3. Проявляем уважение к мнению и чувствам собеседника, независимо от возраста, так чтобы он знал нашу позицию: «Я понимаю, что ты хотел сказать / что ты чувствуешь».

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Речевое развитие детей от года до трёх лет

После года начинается лавинообразный рост словарного запаса. В 1,5 года в норме появляются предложения из двух слов («Мама, дай»), а в 2 происходит «взрыв языка», как обозначила этот этап Мария Монтессори: двухлетка говорит много, обозначая и то, что происходит вокруг, и то, что думает, чувствует и делает сам.

Около трёх лет происходит важное событие — в речи и сознании маленького человека появляются слова «я», «моё» и «я сам». Родители должны удовлетворять потребность малыша в общении и поддерживать его попытки выразить себя, создавая ситуации успеха.

Конечно, на то, в каком возрасте ребёнок начинает говорить предложениями, влияет множество факторов, и возрастные границы довольно условны. И всё-таки задача родителей — создавать условия, о которых мы писали выше, и устранять препятствия, к которым можно отнести:

  • Сюсюканье (оно не даёт детям правильный образец ни со звуковой, ни с просодической, ни с лексической сторон языка).
  • Отсутствие речи, направленной на малыша.
  • Отсутствие движения (для развития зон мозга, отвечающих за развитие речи, детям необходима свобода движения, которая исключает ходунки, манежи и прочие приспособления и предполагает ползанье, лазанье, качание).
  • Постоянное присутствие соски во рту.
  • Отсутствие твёрдой пищи.
  • Эмоциональные, интеллектуальные перегрузки.
  • Шум (тяжёлая музыка и т. п.).
  • Телевизор, планшеты (важно помнить, что только человеческая речь и коммуникация являются для детей условием формирования и развития языка).
  • Излишняя предупредительность взрослых и, как результат, отсутствие усилий маленького человека.

Почему ребёнок не начинает говорить

К сожалению, за последние годы число детей, имеющих сложности в речевом развитии, выросло в несколько раз. Причины, почему ребёнок поздно начинает говорить или говорит плохо, могут быть разными:

  • осложнения во время беременности и родах;
  • генетика;
  • поражение органов слуха;
  • нехватка микроэлементов;
  • проблемы нервной системы;
  • социальные факторы.

Важно понять, относятся ли они к медицинской или педагогической сфере, чтобы знать, к какому специалисту обратиться.

Родители могут проанализировать поведение крохи с точки зрения четырёх составляющих речи, чтобы попробовать определить, где именно возникают сложности.

Нужно помнить о двух сторонах: понимание чужой речи и собственная активная речь. Часто бывает, что в 2 года малыш прекрасно понимает обращения к нему, обладает богатым словарным запасом, но есть какие-то препятствия, мешающие ему разговаривать. И совсем другая ситуация, когда, например, двухлетка не связывает предметы и их названия, не воспринимает простые слова и не воспроизводит их. Но если ребёнок плохо говорит в 3 года или не говорит совсем — это в любом случае повод обратиться к специалистам: педиатру, неврологу, логопеду, дефектологу.

Анастасия Кузнецова — детский психолог и Монтессори-педагог
Фото Анны Ефремовой

Как научить ребенка говорить

Многим родителям хотелось бы, чтобы ребенок быстрее научился говорить. Если этого не происходит, они начинают волноваться. Не нужно переживать по малейшему поводу, но и пускать ситуацию на самотек не стоит. То, как ребенок учится говорить, во многом зависит от родителей (но и генетика делает ощутимый вклад). Чтобы ускорить процесс развития речевых навыков, с малышом необходимо регулярно заниматься, причем с самого раннего возраста. Прежде всего, общаться, рассказывать об окружающих его предметах, о себе, как его зовут. Что еще можно сделать, чтобы научить ребенка говорить?

Мама учит младенца разговаривать

Основные стадии развития речи

Процесс формирования речевых навыков не является быстрым. Первые слова ребенок выговаривает в возрасте лишь около годика. Это время – огромный восторг для домашних. В течение первого года жизни формируются отделы мозга маленького человечка, отвечающие за обучение речевым навыкам.

Младенец разговаривает с мамой

Годовалый ребенок может уверенно говорить отдельные слоги и имеет словарный запас где-то в 10 слов. В целом, речевое развитие ребенка проходит следующие стадии:

  1. Крик. Как только младенец рождается, он умеет только кричать. В дальнейшем кроха может научиться делать это с разными интонациями, тоном и громкостью.
  2. Гуление. Это протяжные гласные звуки типа «ааа», «ууу». Впервые дети гулят в возрасте 3-6 месяцев.
  3. Лепет. Здесь уже сочетаются разные слоги, которые ребенок может повторять в хаотичном порядке. Наступает в период 6-9 месяцев. В это время кроха уже может понимать речь.
  4. Простые смысловые предложения. Не всегда они правильные, некоторые слова могут проговариваться лишь приблизительно. Иногда родители не могут понять, что ребенок хочет. Например, фраза «мама ди» означает «мама, иди сюда», а «кы тель» – включи телевизор.
  5. Использование грамматически правильных слов в верных падежах и с соответствующими окончаниями. Этот этап характерен после полутора лет. Именно тогда нужны занятия по развитию речи. Первые уроки нужно проводить, когда ребенок уже имеет достаточный для этого словарный запас. Упражнения выполняются в игровой форме.

Дальше навыки речи еще больше будут совершенствоваться, в 3 года будет сформирован их фундамент. Обучение пошаговое, важно адаптироваться под темп младенца.

Когда ребенок произносит первые слова

Все индивидуально. Некоторые дети начинают осознанно произносить первые слова в 8 месяцев. Другие – лишь в год. Девочки, как правило, начинают говорить быстрее. Отделы мозга, отвечающие за речь, заканчивают формироваться лишь в 3 года.

Речевое обучение с полугода до 1 года

С ребенком нужно очень много говорить. Распространенная ошибка многих родителей – считать, что на стадии лепета малыш не понимает взрослого, и с ним общаться бесполезно. Они считают, что звуки маловразумительные, и ничего они не значат. Но, если они появились в доме, это означает готовность младенца общаться. В дальнейшем именно эти непонятные звуки превратятся в слова. Важно создать хорошие условия для ребенка, чтобы это произошло быстрее.

Младенец учится разговаривать у мамы

Важно помнить! Задаваться вопросом, как научить малыша говорить, нужно уже с самых первых дней его жизни. Известный доктор Комаровский говорит, что общаться с малышом нужно уже на четвертом месяце беременности.

Если малыш гулит, нужно хоть что-то отвечать ему. То же касается и лепетных слов. Необходимо всячески поощрять попытки малыша что-то сказать. Помочь в развитии навыков может общение с крохой на его языке. Со временем его звуки будут все более длинными.

В этом возрасте кроху больше интересуют интонация, звучание слов, ритмика и артикуляция.

Сам лепет появляется не сразу. Сначала у ребенка случайно получается сказать какой-то слог. Потом он это делает целенаправленно, появляются цепочки одинаковых слогов «ма-ма-ма». Нужно всячески поощрять кроху к этим действиям. Затем появляются лепетные слова «мама», «баба» и другие. Сначала малыш не вкладывает в них никакого значения, но потом начинает связывать их с конкретным человеком.

Иногда родители, желая понять, как научить ребенка говорить, используют кучу методик, создают идеальную обучающую среду, но не делают главного. Они не общаются с чадом эмоционально. Это приводит к тому, что не развивается чувственная сфера, вырастают роботы, имеющие низкий эмоциональный интеллект. Поэтому, сосредотачиваясь на словах, не стоит забывать о том, что отличает нас от бездушных машин. Причем эмоциональная сфера проявляется гораздо раньше первых лепетных слов.

Довольный младенец научился разговаривать

Как учить ребенка разговаривать элементарными фразами? Ответ здесь простой – нужно стараться самим говорить простыми предложениями. Развитие речи – процесс естественный, главное – стимулировать его и не мешать.

Папа разговаривает с младенцем

Можно не давать младенцу сразу игрушку, если он протягивает к ней руку, а дождаться, пока он скажет слово «дай» (при условии, что он его сам знает). Когда кроха выучит другие слова, нужно побуждать его к вербальному общению.

Говорить простыми предложениями ребенок будет года в полтора. Если попытки научить ребенка оказываются безуспешными, это еще не повод беспокоиться.

Методики развития речевого аппарата

Существует множество методик развития речевого аппарата, которые можно освоить самостоятельно.

Артикуляционная гимнастика

Это комплекс упражнений, развивающих речевой аппарат. Предназначен для детей дошкольного возраста, помогает убрать дефекты произношения отдельных звуков. Цель артикуляционной гимнастики – автоматизировать проговаривание отдельных групп гласных и согласных. Классический пример артикуляционной гимнастики – скороговорки.

Очень важно на первых этапах выполнять упражнения медленно. По мере тренировки навыков скорость будет сама возрастать. Когда кроха научится проговаривать нужные звуки, то ей будет проще сказать фразу быстрее, чем медленнее. Много родителей скажет: «Мы так и учим ребенка разговаривать». Правильно, скороговорки – невероятно эффективное упражнение для того, чтобы отработать проблемные участки речи.

Упражнения для формирования произношения звуков и слов

Самое сложное – объяснить, как произносятся те или иные звуки. Особенно те, которые образуются невидимыми детским глазом органами рта: языком, небом, зубами. В младенческом возрасте легко показать ребенку, как говорить звуки «б», «м», «п». Достаточно просто показывать, как движутся губы.

Делать это есть смысл, когда ребенок понимает язык взрослых. Это долгий процесс, поэтому все, кто говорят: «Мы учим малыша говорить за несколько месяцев», врут. Отдельные дефекты речи могут быть и в школьном возрасте.

Также легко объяснить ребенку, как произносить звуки «л», «т», «ф» и другие, которые образуются в ходе соприкосновения губ, языка, неба и так далее. Гораздо тяжелее растолковать, как говорить звук «р». Считается, что до 5 лет не проговаривать его нормально. С этого возраста необходимо учить дошкольника.

При этом если звук изначально неправильно произносится (например, образуется горлом, как у французов), то обращаться к логопеду или выполнять специальные упражнения нужно раньше. Как один из вариантов, можно попробовать упражнение «лошадка», когда нужно постучать языком по небу.

Важно! Рекомендуется этот звук ставить совместно со специалистом, потому что есть множество нюансов.

Логопедические упражнения для развития речи

Полноценный поход к профессиональному логопеду отдельные упражнения заменить не могут. Ведь они применяются комплексно. Тренировка речи не подразумевает исключительно работу над отдельными звуками. Она включает развитие большого количества областей мозга. Важно тренировать мелкую моторику, расширять сенсорный опыт, делать упражнения на артикуляцию, дыхание, работать над словарным запасом. Здесь также важно создать правильную атмосферу обучения.

Отдельные упражнения, направленные на развитие речи:

  1. Пальчиковые и жестовые игры. Ученые установили, что области мозга, которые отвечают за мелкую моторику, тесно связаны с участками, ответственными за речь. Поэтому активные движения пальцами рук ребенка способны стимулировать и развитие способности говорить. Например, можно спросить у ребенка, сколько ему лет, чтобы он пальцами показал.
  2. Сенсорные игры.
  3. Артикуляционные упражнения. Например, можно попросить ребенка задуть свечку или дуть в дудочку.
  4. Ряд других упражнений.

Как научить ребенка правильно говорить слова

Со временем всегда получается рассказать ребенку, как говорить правильно. Здесь главный принцип – не навреди. Ни в коем случае нельзя малыша стыдить, выражать свое беспокойство по поводу того, что у него что-то не получается. Во-первых, так можно воспитать неуверенного в себе малыша. Во-вторых, ребенок может вернуться на прежний уровень развития и вообще разучиться разговаривать.

Главная причина, почему речевое развитие ребенка задерживается, – малое количество социальных контактов с крохой. Она просто не учится в таком вялом режиме. Если ребенку 1 год, и он не разговаривает, можно не переживать.

Также ребенок может испытывать проблемы с речью из-за нарушений со слухом. Еще частая причина – индивидуальные особенности психики. Интроверты с самого маленького возраста меньше разговаривают, волноваться по этому поводу не стоит. Если есть какие-то подозрения, лучше проверить ребенка у дефектолога. Он лучше знает, когда есть повод для беспокойства.

Если ребенок лепечет до двух лет, но еще не может осмысленно говорить, повода для беспокойства нет, если он понимает, что от него хотят.

Одним словом, в любой области, где заходит речь про развитие ребенка, родители склонны паниковать по пустякам. В большинстве случаев главный помощник в обучении детей умению разговаривать – спокойствие и терпение.

Видео

Оцените статью
Добавить комментарий