Когда покажет беременность анализ крови на ХГЧ: через сколько дней показывает, как сделать тест и на каком сроке сроке сдать анализ

Анализ крови на беременность на ранних сроках – зачем нужно и как правильно сдать кровь – МЕДСИ

Оглавление

  • Причины проведения исследования
  • Изменение ХГЧ при беременности
  • Причины отклонения от нормы гормона ХГЧ
  • Причины повышения уровня ХГЧ
  • Подготовка к процедуре
  • Как проводится манипуляция по забору крови
  • Преимущества проведения процедуры в МЕДСИ

Анализ крови на беременность – это процедура, которая необходима для выявления имеющихся патологий. Она также позволяет определить и само наличие беременности, поскольку выявляет наличие в крови женщины гормона под названием «хорионический гонадотропин» (ХГЧ).

В ситуации, когда зачатие не произошло, данное вещество не вырабатывается в организме пациентки, поскольку его появление связано с образованием хориона. Это ткань, возникающая между эндометрием и зиготой после прикрепления к стенке матки оплодотворенной яйцеклетки.

Причины проведения исследования

Анализ крови способен показать наличие беременности уже на шестой день после успешного зачатия. Тогда как стандартный тест на беременность в ряде случаев может дать некорректные результаты. Поэтому анализы при беременности назначаются для определения таких состояний, как:

  • Установление собственно факта зачатия
  • Оценка гормонального фона на предмет сбоев
  • Отслеживание патологических типов беременности:
    • Замершая – в этом случае на определенной стадии эмбрион прекращает свое развитие
    • Внематочная – в данной ситуации зигота прикрепляется не к стенке матки, а в фаллопиевой трубе

Также анализ крови показывает наличие инфекций, иных типов нарушений функционирования организма и таких заболеваний, как:

  • Цитомегаловирус
  • Дифтерия
  • Столбняк
  • Герпес
  • Хламидиоз
  • Гепатит
  • Уреаплазмоз
  • ВИЧ
  • Микоплазмоз
  • Сифилис
  • Лептоспироз
  • Хламидиоз

Любое из данных заболеваний представляет собой опасность не только для организма самой женщины, но и для ее будущего ребенка. Поэтому, если в результатах анализа крови имеются отклонения, врач направляет пациентку на дополнительное обследование.

Изменение ХГЧ при беременности

После физического наступления зачатия уровень ХГЧ в женском организме начинает расти, и каждые два-три дня его концентрация увеличивается практически в два раза. Самого высокого уровня она достигает на 8–11 неделе, а затем он начинает постепенно уменьшаться.

Первый анализ можно сдать на 6-й день предполагаемой задержки, но более точным результат будет на 11–12 сутки. Поэтому врачи рекомендуют проходить исследование крови два-три раза (через двое суток каждый).

Контроль уровня ХГЧ позволяет отслеживать динамику развития беременности, появление патологий и др.:

  • При внематочной беременности уровень гормона практически не растет
  • Если развитие эмбриона замерло, то уровень ХГЧ падает с момента его гибели

Обычно результат анализа сравнивают со специальной таблицей. На первой-второй неделях концентрация ХГЧ может составлять от 25 до 700 единиц, на пике значения – достигать 18 000–240 000 единиц, а в конце срока беременности – 2 179–60 000 единиц.

После установки факта зачатия врач направляет пациентку на другие исследования крови:

  • Общий
  • Биохимический
  • На свертываемость
  • На гепатиты и ВИЧ
  • На наличие TORCH-инфекций
  • На генетические патологии
  • На резус-фактор и группу крови (если они не были определены ранее)
  • На содержание гормонов, вырабатываемых щитовидной железой
  • На антифосфолипидный синдром
  • На наличие ЗППП

Причины отклонения от нормы гормона ХГЧ

В норме после наступления беременности уровень хорионического гонадотропина должен постепенно повышаться. Если же происходит его понижение, то врач может предположить наличие таких проблем, как:

  • На ранних сроках:
    • Гибель плода
    • Вероятность самопроизвольного прерывания беременности
    • Отсутствие эмбриона в плодном яйце
  • На позднем сроке:
    • Отслоение плаценты

В ряде случаев низкий уровень ХГЧ может быть связан с неправильно рассчитанным сроком беременности. Поэтому, чтобы установить точную причину низкого уровня гормона, обычно проводятся анализы на беременность на ранних стадиях, а также несколько типов иных обследований.

Причины повышения уровня ХГЧ

В результатах анализов крови уровень ХГЧ может быть серьезно выше нормы по следующим причинам:

  • Наличие токсикоза
  • Образование более одного плода
  • Появление пузырного заноса
  • Наличие генетических проблем
  • Осложнение из-за сахарного диабета

Уровень хорионического гонадотропина может быть повышен не только из-за наступления беременности, но и по причине некоторых отклонений:

  • Чрезвычайно высокий уровень ХГЧ из-за приема гормональных препаратов
  • Наличие злокачественного новообразования в различных органах (почки, ЖКТ, матка, легкие и др.)
  • Сохранение нестабильного гормонального фона в результате перенесенного аборта

В редких случаях, при наличии серьезных гормональных нарушений, у мужчин также может быть обнаружен повышенный уровень ХГЧ.

Подготовка к процедуре

Перед сдачей анализов для беременных на количество ХГЧ необходима следующая подготовка:

  • Голодание в течение 7–8 часов до процедуры
  • Ограничение приема любой жидкости за несколько часов до обследования

Также необходимо предупредить врача о приеме лекарственных препаратов.

Статистические данные показывают, что наиболее высокая концентрация ХГЧ в крови наблюдается в первой половине дня, поэтому обычно врач назначает такой анализ именно на утренние часы.

При несоблюдении рекомендаций исследование может показать недостоверный результат, поэтому придется проводить дополнительные процедуры.

Как проводится манипуляция по забору крови

Анализы крови беременным женщинам берутся из вены в области, расположенной на внутренней стороне руки на локтевом сгибе. Процедура проходит следующим образом:

  • Пациентка садится на кушетку или стул и обнажает левую или правую руку
  • Медик накладывает жгут выше локтя
  • После этого женщина проводит несколько сжиманий ладони в кулак
  • Врач смазывает область будущего прокола дезинфицирующим средством
  • Затем он вводит иглу в вену и наполняет шприц (для исследования необходимо около 10-ти мл крови)
  • После этого жгут снимается, а к области прокола прикладывается ватный тампон, который пациентка должна зажать согнутой в локте рукой (это способствует прекращению выделения жидкости из раны)

После проведения данных манипуляций кровь в пробирке отправляется в лабораторию на исследование. Результаты анализа могут быть переданы непосредственно лечащему врачу, либо выданы пациентке. Женщина может самостоятельно сравнить указанные показатели со значениями в таблицах, но рекомендуется доверить данный процесс профессионалам.

Преимущества проведения процедуры в МЕДСИ

  • В клиниках работают врачи высокой квалификации, которые не только разрабатывают комплексные программы обследования и лечения, но и помогут правильно подготовиться к родам в случае, если беременность наступила
  • Для будущих родителей созданы специальные консультационные механизмы
  • Клиники располагают собственной лабораторией для приема и проверки анализов, что позволяет получить точный результат в максимально короткие сроки
  • Для обследований и терапии используются современные аппараты ведущих производителей из таких стран, как: Япония, США, Германия и др.
  • Применяются оригинальные препараты (не дженерики)

Для записи на прием необходимо позвонить по телефону или обратиться в одну из множества регистратур, расположенных в Москве, области и регионах РФ.

Когда новорожденный начинает слышать — проверка слуха

Многих родителей начинает беспокоить, когда их малыш не просыпается от сильного шума, не отвлекается на внешние раздражители во время бодрствования. В большинстве случаев это нормально и обусловлено особенностями физиологии маленького человечка.

Причиной этого могут быть и серьезные проблемы со здоровьем. Сколько детей обычно имеют проблемы со слухом? По статистике, в среднем 15 из 1000 новорожденных имеют трудности с тем, чтобы слышать окружающий мир. Некоторые из поражений слуха настолько тяжелые, что приходится покупать слуховой аппарат.

В связи с этим нужно понимать, когда новорожденный начинает слышать, и какие есть физиологические особенности слуха у новорожденного.

Физиологические особенности

Когда у новорожденных появляется слух? В первые 2-3 дня после рождения младенец почти ничего не слышит из-за нахождения в его внутреннем ухе околоплодной жидкости. Вообще способность малыша распознавать звуки формируется еще во внутриутробном периоде.

В целом, младенец не нуждается в абсолютной тишине при засыпании, поскольку в животике мамы постоянно слышал звуки окружающих органов. Кроха может не реагировать на достаточно сильные монотонные шумы, но резкие громкие звуки могут его напугать.

Важно! Особенность, которую имеет слух у новорожденного ребенка, в том, что он может одинаково слышать и во время сна, и в период бодрствования.

На четвертой недели жизни дите становится способным различать некоторые звуки, с 9-12 недели он начинает понимать, откуда они, и искать глазами источник.

В 3 месяца малыш может поворачивать голову в сторону звука и способен узнавать маму по голосу. Когда он ее слышит, успокаивается, а также умеет понимать интонацию и прислушиваться к тембру голосов разных людей.

Уже с первых дней жизни полезно давать крохе слушать детские песни, стихи, сказки. Также можно комментировать свои действия. Благодаря этому ребенок быстрее запомнит названия предметов и их предназначения, а также такие разговоры способны укрепить отношения между дитем и матерью.

Возраст первого услышанного звука

Когда ребенок начинает слышать? Впервые малыш становится способным распознавать звуки на 16-17 неделе беременности. К 20-й неделе процесс формирования слуховой системы полностью заканчивается. Начиная с этого времени, можно разговаривать с малышом. Некоторые мамы считают это бесполезным занятием, но общение в утробе помогает подготовиться к появлению на свет сына или дочки.

Плод способен понимать звуки, громкость которых превышает 30 децибел. Конечно, околоплодная жидкость несколько приглушает эти звуки, но это не мешает крохе.

Интересно! Лучше всего ребенок во внутриутробном периоде понимает низкие звуки, в частности, мужские голоса. Поэтому желательно, чтобы с младенцем общался папа.

Как реагирует на звук новорожденный

Родители чаще всего беспокоятся, потому что их реакция на услышанное значительно отличается от детской. Это сбивает их с толку.

Нормальна ли резкая реакция

Если ребенок резко вздрагивает, это не означает, что с психикой крохи что-то не так. Более того, это признак нормального слуха. Через некоторое время ребенок привыкает к разным источникам шума. До двух месяцев реакции могут быть несколько судорожными, после этого они становятся более упорядоченными. На этом этапе развития младенец легко слушает спокойную речь.

Особенно резкая реакция нормальна, когда звук был неожиданно громким или появился внезапно. Впрочем реакции младенцев отличаются уже с внутриутробного периода. Одни дети легче адаптируются к шуму, другие – тяжелее. Постепенно приучать кроху к звукам нужно с самых пеленок. Слышит ли новорожденный ребенок тихие звуки? Да, но не реагирует на них.

Проверка слуха

Как проверить слух у грудничка? Первая проверка осуществляется в роддоме, но далеко не каждое учреждение имеет необходимую аппаратуру для диагностики. Если кроха не проходила такое обследование, то нужно обращаться к ЛОРу, отологу или сурдологу. Впервые прибегать к помощи специалистов нужно в четырехмесячном возрасте, если есть какие-то подозрения, лучше сделать это раньше.

Для проверки проводят скрининговый анализ. Берется специальный датчик, который вставляется в ухо ребенка и издает звуки. В этом же устройстве есть микрофон, который анализирует ответ улитки. Далее доктор прослушивает полученную запись и определяет, есть ли поражения слуха. Если оказывается, что да, проводится дополнительное обследование.

Ребенку в ухо подаются сигналы разной интенсивности с целью определить степень поражения функции слуха. Также врач может применять другие методы (акустическую импедансометрию, тимпанометрию) для уточнения диагноза.

Проверять состояние слуха могут и родители, которые должны постоянно анализировать реакцию крохи на звуки окружающего мира. Не стоит сразу бояться, поскольку младенец может быть сосредоточен на чем-то другом. Если отсутствие реакции случается регулярно и не связано с отвлеченным вниманием, это может говорить о проблемах.

Кроха затыкает уши

Родителю нужно пройти следующий тест и ответить на некоторые. Если на все был дан ответ «да», то проблем со слухом, скорее всего, нет:

  1. В течение первых 3 недель вздрагивает ли ребенок, если слышит неожиданный громкий звук?
  2. Когда взрослый начинает громко разговаривать с крохой до трех недель, вздрагивает ли она?
  3. Когда ребенку исполняется один месяц, может ли ребенок повернуть голову на звук?
  4. Есть ли реакция трехмесячного младенца на голос мамы?
  5. Способна ли четырехмесячная кроха поворачивать голову в сторону погремушки?
  6. Начинается ли гуление у 2-4-месячного грудного ребенка?
  7. Начинает ли 5-месячный грудничок лепетать?
  8. Наполняется ли лепет новыми звуками в возрасте 8-10 месяцев?
  9. Может ли ребенок понимать определенные слова в 9-10 месяцев? Например, такие короткие выражения, как мама, папа, пока, дай, привет и другие подобные.
  10. Способен ли говорить простейшие слова в год?

Некоторые проблемы, описанные в нескольких последних вопросах, могут проявляться не только из-за нарушений слуха.

Интересно! Зрение и слух у новорожденных имеют разную степень развития. Малыши видят все в черно-белых тонах на расстоянии около 20-40 см, в то время как слышат они достаточно неплохо.

Как проявляются проблемы со слухом

Врачи выделяют две формы проблем со слухом: кондуктивные и сенсоневральные. Первые обусловлены проблемами в развитии внешнего или среднего уха. Как правило, такие нарушения легко поддаются лечению. Например, ребенок может не слышать из-за серной пробки. Это очень частая причина нарушений, поскольку наружный слуховой проход очень узкий, поэтому пробка легко блокирует путь звука.

Еще один частный случай кондуктивных нарушений – инородные тела. Поэтому родители должны внимательно следить, чтобы младенцы не брали мелкие предметы. Проблемы со слухом могут начаться и после купания, а также вследствие отита и повреждений барабанной перепонки.

Сенсоневральные нарушения обычно имеют необратимый характер, поскольку они развиваются вследствие наследственных заболеваний, инфекций во время беременности, токсикозов, использования некоторых видов антибиотиков, травм, недоношенности и др. Современная медицина восстановить функции уха в этом случае не может.

Когда обращаться к врачу

Как только появляются сомнения, лучше обратиться к врачу. Если нарушения слуха имеют место быть, то своевременно начатое лечение является гарантией хорошего результата. Многие родители боятся обращаться к врачу, чтобы не услышать плохой диагноз. Не стоит переживать, потому что новости могут оказаться значительно лучше, чем родитель ожидал.

Читайте также:  Какие первые признаки беременности до задержки месячных

Обращаться к врачу нужно, если годовалый ребенок:

  1. Не замечает, что кто-то говорит за пределами области зрения.
  2. Кроха часто переспрашивает.
  3. Ребенок уделяет чрезмерное внимание мимике взрослого.
  4. Очень громко включает телевизор.
  5. Не слышит голос по телефону.

Как правило, проблема решается покупкой качественного слухового аппарата. Здесь главное – не упустить время. Чем раньше он будет куплен, тем лучше ребенок будет адаптироваться к социуму.

Итак, ответ на вопрос, слышат ли новорожденные дети, понятен. В первые два-три дня – нет. Потом, если они не реагируют на громкие звуки, голос взрослых, это реальная проблема.

Видео

Когда новорожденный начинает слышать и видеть?

Новоиспеченные мама и папа начинают общаться со своим малышом с первых дней его жизни. И пока кроха спит, вопросов обычно не возникает. Другая ситуация — во время бодрствования. Глазки малыша мутные, все время куда-то косят, взгляд не фокусируется. Родители нередко задаются вопросом, а видит ли их чадо, узнает ли.

Способность детишек после рождения крепко спать, даже если в комнате шумно, также становится причиной сомнения — а слышит ли малыш? В этой статье мы расскажем, что и как видит и слышит ваш новорожденный.

Формирование слуха и зрения до рождения

Слышать дети начинают еще в период беременности: в общих чертах – с 17 недели беременности, а осознанно и отчетливо — на 27 неделе.

Эмбриогенез слуха очень сложный, продолжительный. Формирование зачатки внутреннего уха начинается примерно на 5 неделе. В 8 недель формируются структуры среднего уха, наружное ухо (ушная раковина) оформляется уже в последние три месяца, а отвердевает хрящевая ткань ушной раковины совсем незадолго до родов.

До середины срока вынашивания малыша идет формирование лабиринта. Становится твердым он к 17-18 неделе, продолжается отвердевание слуховых косточек и длится это почти до рождения.

Первые звуки малыш в маминой утробе начинает улавливать на 16-17 неделе, и пока это совсем не те звуки, которые воспринимаем мы с вами. Кроха улавливает отдельные звуки извне, слушает мамино сердце, перистальтику ее кишечника, ток крови, голос, но его головной мозг пока не анализирует звуки, ведь кора головного мозга еще не сформирована. Таким образом, плод ловит вибрации, создаваемые звуковыми волнами.

Полноценно улавливать звуки, то есть слышать и анализировать звук, кроха начинает лишь в конце второго триместра. Уже в материнской утробе он может поворачивать головку на звук. Но звуки для него звучат приглушенно, этому способствуют околоплодные воды, плотная брюшная стенка мамы. После рождения слуховым функциям предстоит адаптация к новым условиям существования.

Со зрением все обстоит чуть проще. Зрительные бугорки (прообразы будущих глаз) начинают формироваться со второй недели беременности. С 4 недели начинается формирование хрусталиков, а веки и склеры формируются к середине беременности.

Как и в случае с центром распознавания звука, центр зрения в мозге появляется к началу третьего триместра. С этого момента плод начинает дифференцировать свет и темноту, ночь и день. К моменту рождения глазки крохи сформированы, но отличаются незрелостью всех его отделов.

Таким образом, видеть и слышать ребенок начинает еще внутриутробно, до своего появления на свет. Но это качественно иные зрение и слух.

Особенности слуха после рождения

Ребенок приходит в этот мир хорошо слышащим. У него, если нет патологий или аномалий развития органов слуха, с первых же минут появляется оценить то, в какой чудовищно громкий мир он явился. Звуки обрушиваются неожиданно и повергают малыша в стресс. Любой громкий звук может вызвать рефлекторное вздрагивание.

Первый месяц все ваши сказки и песенки, а также сюсюканья бабушки и деда, для малыша — пустой звук. Он находится в процессе адаптации и не способен пока распознавать знакомые и незнакомые звуки. Но уже в 1 месяц малыш начинает прислушиваться к голосам.

Первое, что он улавливает — интонации. Уже с первых недель жизни кроха будет чувствовать именно интонации. Что именно при этом будет говорить мама — сказку или формулы из области ядерной физики задушевным голосом — значения не имеет.

К трем месяцам у ребенка слуховой центр синхронизируется с речевым, и в ответ на знакомый звук кроха уже сможет ответить приветственным всплеском ручками, интонационными «гуканьями». К полугоду дети отлично ориентируются в том, откуда идет звук, поворачивают голову на звук, реагируют на собственное имя.

Если очень хочется порадовать малыша нежными песенками и стихами, заучивайте их к полугодовалому возрасту. В 5-6 месяцев кроха сможет по достоинству оценить их.

Что видит ребенок?

Новорожденный ребенок воспринимает зрительно мир как скопления тусклых пятен разного размера без выраженных границ. Четкость зрения в первые недели жизни отсутствует. А потому размещать над кроваткой новорожденного яркие игрушки и мобиль как минимум не имеет смысла, во всяком случае до возраста 1 месяца.

Уже в месяц малыш может различать некоторые крупные предметы, отнесенные от его лица на расстояние около 40 сантиметров. Но удерживать на нем взгляд малыш пока не в состоянии. Глазные мышцы слишком слабы для того, чтобы ребенок мог фокусировать взгляд в статичном положении.

Зрение малыша до месяца не является черно-белым, как думают некоторые, а также не является перевернутым. Дети видят все в нормальном положении в пространстве, но размыто (по причине физиологической дальнозоркости). Из-за маленьких глазных яблок формирование образа происходит за пределами сетчатки, а не на ней.

Новорожденный ребенок обладает развитым зрительным рефлексом — если посветить фонариком в лицо ребенку, он дернется, зажмурится и может даже заплакать. Когда ему исполнится полных три недели, малыш начнет видеть размытые пятна практически в цвете — начинается становление цветового зрения. Это означает, что грудничок пока не может видеть маму и отличать ее от других людей визуально, но это вовсе не означает, что он ее знает, просто воспринимает самого близкого человека кроха при помощи тактильных ощущений и знакомого запаха.

После месяца кроха начинает удерживать взгляд на статичном предмете, правда, он на это способен лишь совсем ненадолго. В 2 месяца фокусировка взгляда на предмете становится более длительно и, ура — малыш начинает видеть лицо мамы и отличать ее от других лиц. В этом же возрасте приходит возможность распознавания красного цвета.

В три месяца малыш начинает следить за предметом глазками, ему это хорошо удается, если сам интересующий его предмет перемещается плавно. К цветам, которые видит и различает малыш, добавляется желтый.

К концу пятого месяца жизни ребенок может различать цвета спектра, включая зеленый и синий, он узнает близких и может рассматривать предметы на расстоянии метра от себя. В 6 месяцев ребенок смотрит разумно и фиксированно, зрение становится стереоскопическим, объемным. Начиная с 7 месяцев, ребенок осознанно оценивает предметы, расстояние между ними, переключает свое внимание с ближних предметов на удаленные и наоборот.

Как помочь малышу развить органы чувств?

Таким образом, после рождения малыш каждый день будет совершенствовать свое восприятие мира — слуховое и зрительное. Задача любящих родителей на этом этапе – помочь ребенку, чтобы процессы адаптации были более комфортными.

Для развития слуха нужно чаще разговаривать с малышом, давать ему прослушивать различные звуки — высокочастотные, среднечастотные и низкочастотные. Включайте малышу музыку, лучше — классическую. Старайтесь исключить слишком громкие и резкие звуки, но совсем в тишине ребенка также оставлять не стоит.

Все развивающие занятия, купание, массаж, ежедневную гимнастику сопровождайте беседами с крохой, песенками и стишками, прибаутками, пойте ему колыбельные. Сначала кроха будет лишь воспринимать интонационные нюансы, но постепенно научится слушать слова.

Нужно отметить, что развитие умения слушать и слышать развивает речевые навыки, ведь большинство малышей уже к 3-4 месяцам пытают гулить, повторять услышанные комбинации звуков.

Для развития зрения необходимо, чтобы комната малыша была достаточно хорошо освещена естественным солнечным светом. Полумрак замедляет развитие органов зрения.

Игрушки и погремушки нужно подвешивать на расстоянии от 40 до 60 сантиметров от уровня лица. Кроватку в комнате надо поставить так, чтобы подойти к ней мама могла и справа, и слева. Тогда малыш будет воспринимать окружающий мир с двух сторон.

Погремушки и другие игрушки нужно выбирать того цвета, который малыш уже умеет видеть, с 2 месяцев — красные, с трех — красные и желтые, с полугода — всех цветов. Рядом с кроваткой в детской не должно быть зеркал и источников искусственного освещения.

С полутора месяцев можно показывать ребенку контрастные черно-белые геометрические фигуры, нарисованные мамой на листе бумаги или распечатанные из интернета. С трехмесячным крохой занятия должны проводить при использовании ярких и цветных предметов и рисунков.

Гуляя на свежем воздухе, нужно обращать внимание малыша на птиц, животных, автомобили и людей. Так кроха быстрее научится уверенно следить за движущимися объектами.

Главное, что могут сделать родители для развития детских органов чувств, — внимательно наблюдать за поведением ребенка. При обнаружении тревожных симптомов нужно обязательно показать ребенка соответствующему специалисту.

Признаки патологий

Заподозрить проблемы со слухом можно по отсутствию реакции на резкий звук. Новорожденный обязательно должен реагировать на него испугом, вздрагиванием, закрыванием глаз.

Если малыш в 2-3 месяца не реагирует на обращенный к нему голос, на звук погремушек, это является веским основанием для визита к узкому специалисту — врачу-сурдологу. Иногда малыши могут слышать только низкие и средние частоты, а высокие не воспринимать. Это будет свидетельствовать об определенной степени тугоухости. Проверить это можно, насыпав немного манной крупы в стеклянную или металлическую банку. Потрясите банкой над головой малыша. Если он демонстрирует реакцию на звук, со слухом все в порядке.

Проблемы со зрением хуже поддаются самостоятельной домашней диагностике. Но обратиться к офтальмологу родители обязаны, если у ребенка в возрасте 1 месяца отсутствует реакция зрачка на яркий свет (зрачок не сужается), если в трехмесячном возрасте он не фиксирует взгляд и не пытается посмотреть на беззвучные предметы.

О проблемах может говорить отсутствие способности следить взглядом за матерью, перемещающейся по квартире и за движущими игрушками над кроваткой. А в полгода ребенок с проблемами визуального восприятия может не узнавать маму и не отличать ее от чужих людей.

Чтобы вовремя заметить имеющиеся или развившиеся отклонения, родители не должны пренебрегать обязательными медицинскими осмотрами ребенка.

  • Первый осмотр проводится в 1 месяц. В рамках этого обследования ребенку проверяют слуховые и зрительные рефлексы.
  • Второй осмотр нужно пройти в полгода. Недоношенным детям рекомендуется сделать это раньше — в три месяца.
  • Третий обязательный медосмотр ребенку проводится в возрасте 1 года. В ходе этого мероприятия ребенка осматривает и ЛОР, и окулист. Если есть проблемы, то отоларинголог дает направление на консультацию к сурдорогу, а окулист назначает дополнительные аппаратные диагностические обследования.

Нужно отметить, что в большей мере проблемам со зрением и слухом от рождения подвержены недоношенные дети, малыши, пережившие состояние острой гипоксии в родах, имеющие ишемические поражения головного мозга.

Довольно часто проблемы со слухом и зрительной функцией проявляются у детей, родившихся от беременности, сопровождавшейся резус-конфликтом. Также заболевания органов слуха и зрения очень часто передаются по наследству, если у родителей или в третьем поколении есть родственники с тугоухостью, глаукомой, катарактой, врожденной слепотой или дистрофией сетчатки или глазного нерва.

О том, когда новорожденные начинают слышать и видеть, смотрите в следующем видео.

  • Как выглядит
  • АПГАР
  • Первый месяц
  • Рефлексы
  • Уход
  • Когда слышит и видит
  • Развитие по неделям
  • Грудное вскармливание

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

На какой день после рождения младенец начинает слышать и видеть?

Родители с нетерпением ждут того дня, когда смогут поприветствовать в этом мире своего малыша. Многие озабочены вопросом, когда новорожденный начинает видеть и слышать. Выписавшись из роддома, молодые родители, остаются наедине со своим чадом и начинают более внимательно за ним наблюдать.

Незнание особенностей развития слуха и зрения часто приводит к беспричинным переживаниям. Стоит запомнить, что все процессы развиваются постепенно и малышу тоже нужно время, чтобы адаптироваться к новой среде.

В какой период новорожденный ребенок начинает слышать

Развитие малыша – особая тема, которая будет беспокоить родителей на протяжении всего детства.

Во время беременности

Многие не знают, но ребенок начинает различать звуки, еще находясь у матери под сердцем. Закладываются будущие органы слуха еще на 5 неделе беременности. Еще через 14 дней начинает образовываться среднее ухо, а впоследствии и ушная раковина.

Когда женщина находится на 26 неделе беременности, то слух малыша становится таким же хорошим, как у взрослого. Единственное отличие заключается в том, что он пребывает в водной среде, которая немного искажает звук.

Ребенок отчетливо слышит работу всех органов и систем материнского организма, улавливает ее голос и привыкает к нему. Поэтому после рождения малыш комфортнее себя чувствует рядом с мамой.

Классическая музыка помогает в развитии нервной системы малыша

Читайте также:  Антибиотики широкого спектра, список антибиотиков при простуде и детских антибиотиков, цены на антибиотики в Подольске

Внешние звуки привлекают внимание плода лишь на последних неделях, так как уже практически готов встретиться с реальным миром. Если приложить к животу наушники с музыкой малыш ее отчетливо услышит. Именно поэтому врачи советуют включать успокаивающие мелодии, которые положительно воздействуют на нервную систему.

Сразу после рождения

Ребенок в течение трех суток после появления на свет лучше реагирует на громкие звуки или вибрацию. Переживать на этот счет не стоит, так как такое поведение свойственно всем новорожденным. В дело в особой жидкости, которой заполнены уши новорожденного. На 3-4 неделе слух малыша нормализуется, и он способен различать привычные всем звуки.

На этом этапе убедиться в правильном развитии слуха можно по таким признакам:

  • дерганье ножек и ручек в ответ на незнакомый звук;
  • поворот головы в сторону раздражителя;
  • попытки установить зрительный контакт с источником шума;
  • концентрация внимания и прислушивание.

Реагировать на звуки и слышать погремушку

Начиная с месячного возраста, малыш начинает отчетливо различать голоса и звуки, окружающие его. В этот период родители могут заметить, что он реагирует на скорость, с которой произносятся слова. В зависимости от этого его поведение становится активным или наоборот ребенок успокаивается.

Интонация также вызывает ответную реакцию, например отчитывающий голос может расстроить, а ласковый – успокоить и обрадовать. Отчетливо прослеживается разделение на приятные и раздражающие звуки. Первые могут вызвать улыбку или активную жестикуляцию, а вторые – слезы или даже истерику.

К концу 3 месяца ребенок осознанно поворачивает голову на звук погремушки

Нередко, что внимание новорожденного может заинтересовать определенный звук, например погремушка. В этом случае абсолютно нормально, если на некоторое время он перестанет воспринимать другие шумы.

Первая заинтересованность в одном предмете быстро проходит, и внимание переключается на другие звуки. Специалисты рекомендую родителям не заострять внимание на таком поведении и продолжать знакомить малыша с окружающим миром.

Как проверяют слух у новорожденных?

Пребывая в роддоме, малыш проходит ряд осмотров, среди которых изучение слуховых способностей. В процессе аудиоскрининга волосковым клеткам посылают звуковые волны, после чего фиксируют их реакцию на раздражитель. Повторно процедуру рекомендуют проводить в 1, 3 и 6 месяцев.

Врачи предпочитают, чтобы в этот момент он был накормлен и спал. Прибор посылает звуковые сигналы, которые принимаются волосковыми клетками и усиливаются. В таком случае программа отмечает, что малыш слышит. Если усиления нет, то врачи диагностируют слуховые проблемы.

Спустя несколько дней новорожденного выписывают, и определение проблем со слухом ложится на плечи родителей. Им на помощь придут несколько способов:

  1. Хлопки в ладоши. Перед процедурой рекомендуется покинуть зону видимости младенца. Затем провести несколько повторных хлопков. Если проблем со слухом нет, то ребенок отреагирует на раздражитель вздрагиванием или поворотом головы в направлении источника звука.
  2. Крупа. Подготовленные емкости нужно наполнить сушеным горохом, гречкой и манкой. Они все издают колебания различной тональности. В первые несколько недель малыш должен реагировать на горох, так как его звуковые вибрации более низкие.

Когда малыши начинают видеть маму и когда стоит бить тревогу

Ребенок, только появившийся на свет, видит все предметы размыто. Это позволяет снизить психологическую нагрузку, так как все вокруг для него незнакомо. В течение последующих нескольких дней новорожденный бодрствует только, когда ему необходимо покушать.

В такие моменты он наблюдает за лицом мамы и пытается к нему привыкнуть. Малыш лучше воспринимает объекты, расположенные на расстоянии около 25 см. В памяти новорожденного формируется набор радостных и интересных образов, которые попали в нее благодаря частому повторению.

Больше всего новорожденные любят разглядывать лица своих родителей

Родители нередко впадают в крайности, особенно в делах, которые напрямую связаны со здоровьем и развитием их малыша. При зарождающейся тревоге самым верным вариантом станет консультация с лечащим врачом. Он сможет объяснить, что именно должен делать ребенок в соответствии с возрастом.

Существуют случаи, когда беспокойство родителей подтверждается, и малыш действительно страдает дефектами слуха или зрения. Заподозрить неладное помогут такие признаки:

  1. Косоглазие. Дети, не достигшие полугодовалого возраста, нередко косят глазки. Это не считается намеком на патологию. Насторожиться стоит, когда косоглазие не проходит после достижения малышом 6 месяцев.
  2. Отсутствие реакции. Трехмесячный ребенок должен реагировать на предметы и лицо матери. В это же время он обязан проявлять интерес к знакомым голосам. В противном случае родителям рекомендуется незамедлительно показать ребенка врачу. Если запустить проблему, то намного сложнее будет справиться с ее последствиями.

Возможно, все переживания напрасны, так как в силу возраста он еще не способен выполнять определенные действия. Панические настроения родителей могут повлиять на чувствительную нервную систему малыша, он станет беспокойным и капризным.

Когда новорожденный начинает слышать и видеть нормально

Последнее обновление статьи: 01.05.2019

  1. Особенности развития органов слуха
  2. Формирование зрения
  3. Тренировка визуализации
  4. Возможные проблемы

В утробе матери ребенок защищен от внешних воздействий. Природа позаботилась, чтобы минимизировать стресс, вызванный резкой сменой обстановки, поэтому органы, отвечающие за восприятие окружающего мира, формируются в течение нескольких месяцев. В этот период младенец может не реагировать на внешние раздражители, поэтому не всегда понятен момент, когда новорожденный начинает слышать и видеть.

Особенности развития органов слуха

Слух у эмбриона появляется уже на 16−17 неделе внутриутробного развития. Исследования показали, что еще до рождения дети слышат музыку и голоса людей, а после появления на свет могут узнавать знакомые звуки, реагируя на них активными телодвижениями. Быстрее всего малыш узнает свою маму, откликаясь на тембр ее голоса.

Новорожденные воспринимают все звуки без исключения, но реагируют они только на громкие сигналы, выделяющиеся из общего шумового фона, например, бренчание погремушки или хлопки в ладоши. На негромкие разговоры, звук пылесоса или телевизора, дети не откликаются. Но несмотря на это, не рекомендуется делать звук на максимум при просмотре телепередач. В этом случае сон ребенка будет прерывистым, и кроха не сможет полноценно отдохнуть.

Немного повысив громкость речи и изменив интонацию, можно увидеть, что малыш заинтересовался. Это выражается в изменении положения ручек и ножек, движении головки или своеобразной мимике. Также ребенок может вздрогнуть и замереть прислушиваясь. Если младенца испугает неожиданно возникший шум, он начинает плакать или судорожно двигать конечностями. Не нужно удивляться, если малыш негативно среагирует на попытку заговорить с ним. Он еще не разобрался, откуда исходят звуки, поэтому боится. Осознавать, в какой стороне находится источник шума и вертеть головой, могут трехмесячные дети.

Чтобы слух ребенка развивался, с ним необходимо разговаривать, периодически давать ему слушать детские песенки, стихи и сказки. Это также способствует формированию речи малыша.

Если что-либо завладело вниманием ребенка, он может не отвлекаться на другие раздражители. Таким образом, кроха учится концентрироваться. Известно, что все груднички любят слушать мелодичные классические композиции. Симфонии Баха, Штрауса, Шуберта успокаивают нервную систему младенца и благоприятно влияют на его развитие.

Формирование зрения

Зрение новорожденного не такое острое, как у взрослого человека — от 0,005 до 0,015 диоптрий. Со временем сетчатка глаза и центры мозга развиваются, и младенец обретает способность видеть предметы, расположенные вдалеке. В процессе формирования зрительная функция проходит следующие этапы:

  1. После рождения ребенок видит все в серых тонах, может отличать светлое и темное время суток. Днем в детской должно быть в меру яркое освещение, которое необходимо приглушать ночью, когда кроха засыпает.
  2. В месяц крупные предметы, такие, как лица людей, выделяются из размытого фона. Новорожденный начинает видеть маму, поэтому важно больше общаться с ребенком.
  3. В 2 месяца взгляд начинает фокусироваться, но не замирает на одном объекте. Малыш может проявлять заинтересованность при передвижении людей и игрушек.
  4. В 3 месяца кроха следит глазами за игрушками, различает желтый и красный оттенки.
  5. В 4 месяца новорожденный тянется к погремушкам, чтобы разглядеть их со всех сторон, изучает собственные пальцы. Ребенок еще не умеет оценивать на каком расстоянии находятся предметы и насколько они объемны, поэтому пытается поймать тени и солнечных зайчиков. Зрение становится четким.
  6. В 5 месяцев малыш способен хорошо различать все цвета, приобретает способность к координации движений и изъявляет желание отправить увиденные предметы в рот.
  7. Через полгода после рождения кроха узнает свою семью, зрение достигает 2/3 световой чувствительности взрослого человека.
  8. С семи до восьми месяцев — грудные детки могут различать геометрические фигуры.
  9. С 8 до 12 месяцев ребенок различает оттенки, находит связи между предметами, ищет глазами вещи и людей, исчезающих из его поля зрения. В этом возрасте новорожденный начинает видеть нормально, как взрослый человек.

Если младенец скашивает глазки, это связано с тем, что ребенок может видеть одновременно двумя органами зрения только в возрасте 6 месяцев и старше. Но если глаза косят постоянно, стоит показать малыша специалисту, чтобы вовремя обнаружить проблему.

Тренировка визуализации

Ребенок сможет быстрее начать фокусировать зрение, если с ним регулярно заниматься. Пользу приносят следующие упражнения:

  1. Для развития навыка удерживания взгляда на определенном объекте нужно расположить малыша напротив своего лица и, напевая песенку, аккуратно поворачивать голову ребенка сначала вправо, а затем влево.
  2. Полезно носить грудничка на руках в вертикальном положении, даже если создается впечатление, что он не проявляет интереса к окружающей обстановке.
  3. Чтобы наладить зрительный контакт с новорожденным, его нужно держать в вертикальном положении. Лицо взрослого при этом должно находиться на расстоянии примерно 20 см от глаз крохи. Не стоит спешить, малышу необходимо время, чтобы сосредоточиться. Стоит учесть, что ребенок может не узнать близкого человека, сменившего прическу или снявшего очки.
  4. Тренировке зрения малыша способствует рассматривание разноцветных игрушек, картинок с изображением лиц, геометрических фигур, контрастных линий.
  5. К началу второго месяца жизни новорожденного уже может заинтересовать закрепленная над кроватью поющая карусель или яркая подвеска.

Возможные проблемы

До обследования у специалиста не стоит делать окончательных выводов о том, что у грудничка есть нарушения слуха или зрения. Но необходимо насторожиться в следующих случаях:

  • ребенок не реагирует на громкие звуки, не изменяет мимику, если слышит знакомый голос;
  • малыш в возрасте 4 месяца не интересуется музыкальными игрушками или разговаривающими неподалеку от его кроватки людьми.

Заболевания органов чувств способны передаваться по наследству. Если у ближайших родственников диагностировалась глаукома, глухота, катаракта или врожденная дистрофия сетчатки глаз, отклонения могут быть выявлены и у младенца. Проблемы со слухом и зрением часто появляются у детей, резус-фактор крови которых конфликтует с материнским. Также риск обнаружения патологий повышен, если женщина во время беременности страдала от следующих заболеваний:

  • корь, краснуха;
  • алкоголизм, наркомания;
  • токсоплазмоз, токсемия, токсокароз;
  • болезни, лечение которых требовало приема антибиотиков.

Чтобы не пропустить развивающиеся патологии, необходимо в обязательном порядке посещать все плановые медосмотры. Первое обследование, позволяющее убедиться, что грудничок начинает видеть и слышать, проводится, когда ребенку исполняется 1 месяц. Специалист оценивает органы чувств визуально, проверяет наличие у ребенка рефлексов. Второй осмотр можно пройти в полгода, а недоношенных детей показывают врачу в три месяца. Третье обследование проводится в годовалом возрасте.

Если получены неудовлетворительные результаты диагностики, специалист может выписать направление к узкопрофильным врачам или назначить дополнительные аппаратные исследования глаз и слуховых каналов.

Видео:
мнение доктора Комаровского о нормах зрения и слуха ребенка, что должна знать мама:

Зная, когда начинают видеть и слышать новорожденные дети, можно вовремя заметить возможные отклонения в развитии. При подозрении на наличие проблем с органами чувств, стоит обратиться к отоларингологу и офтальмологу.

Когда грудничок начнет четко видеть и слышать окружающих?

Наблюдая за новорожденными детьми, можно увидеть, что они спят очень крепко. Такому сну можно даже позавидовать: что бы рядом ни происходило, малыш беззаботно сопит в своей кроватке. А если посмотреть на бодрствующего новорожденного, можно обнаружить другую интересную особенность: малыш нескольких недель от роду не умеет фокусировать взгляд. Сложно понять, куда он смотрит. К тому же, у многих малышей на протяжении первого полугода жизни сохраняется физиологическое косоглазие, которое позднее проходит бесследно. Будущим родителям полезно будет узнать, когда новорожденный начинает видеть и слышать: это позволит понять этапность развития крохи, а еще — более пристально наблюдать за крохой в указанный период времени, чтобы выяснить, нормально ли работают его слуховые и зрительные органы.

Считается, что так задумано природой — приглушить зрительные и слуховые возможности малыша, чтобы переход из внутриутробного состояния во внешний мир не сопровождался слишком яркими эмоциями, которые обязательно вызвали бы стресс. На адаптацию после рождения у крохи и так уходит немало сил, и лишние переживания ему ни к чему. Затем, когда малыш освоится, его слух и зрение постепенно улучшаются, что дает возможность более тщательно изучать окружающую его действительность.

Зрение новорожденного

В мамином животике тепло и темно. А после рождения дети попадают в светлый, яркий мир. Зрение у новорожденных совсем не четкое, размытое — благодаря этому кроха практически не замечает изменений. Точнее, он видит, что стало тепло, он видит очертания предметов и людей, но все это — словно в тумане. Он различает пятна, но не четкие контуры.

Только к 3 неделям появляется способность различать некоторые детали. Так, если склониться над малышом этого возраста, он уже сможет различить, что перед ним уже хорошо знакомое мамино лицо или другое, чужое. Мамино лицо кроха распознает первым, потому что именно она зачастую проводит с ним больше времени. Особенно пристально малыш изучает особенности внешности во время кормления.

Читайте также:  КАРДИОМАГНИЛ И АСПИРИН КАРДИО: что лучше и в чем разница (отличие составов, отзывы врачей)

Фокусировать взгляд малыш научится еще позже — не ранее 3 месяцев. Чтобы стимулировать его к этому, можно повесить над кроваткой мобиль — яркую карусель, которая будет привлекать внимание. Также зрение у новорожденных можно развивать, если повесить на стену изображения геометрических фигур и во время прогулок по квартире рассматривать картинки.

Важно не подносить малыша слишком близко к картинкам и не вешать игрушки непосредственно перед его личиком — необходимо соблюдать дистанцию не менее 30 см, иначе велика вероятность развития косоглазия.

Также после 3 месяцев ребенок учится различать первые цвета — желтый и красный. Постепенно цветовой спектр расширяется, и к полугоду зрение крохи уже становится полноценным.

Признаки правильного развития органов зрения

Итак, выделяют следующие признаки правильного развития зрения у младенца:

  1. глазные яблоки имеют одинаковый размер и расположены не на выкате;
  2. зрачки глаз имеют одинаковый размер и цвет;
  3. в возрасте 2 месяцев у младенца четко прослеживается способность фокусировать зрение.

Конечно, родители, в силу свой некомпетентности, могут не заметить некоторых особенностей развития. Именно поэтому в возрасте 6 месяцев (а по назначению педиатра — и ранее) необходимо посетить офтальмолога, который осуществит диагностику зрения и сможет прояснить, имеются ли какие-либо проблемы.

В этом вопросе чем ранее будет обнаружено отклонение от нормы, тем легче его устранить. Собственно, поэтому не стоит пренебрегать и ежемесячными визитами к педиатру — он может увидеть то, на что родители не обратят внимание в силу своей некомпетентности.

Да и просто лишний раз услышать, что малыш развивается хорошо — почему бы и нет?

Слух новорожденного

Слух у малыша развивается гораздо раньше, чем зрение — еще на 17-й неделе беременности малыш может слышать мамин голос. Именно поэтому беременной женщине рекомендуют разговаривать с крохой — малыш знакомится с ее голосом, а позднее, услышав уже известные ему тембр и интонации, успокаивается и чувствует себя в безопасности.

Но сразу после появления на свет слух у новорожденного нельзя назвать острым. Скорее наоборот — он даже чуть притупляется. В первые недели жизни малыш реагирует только на громкие, резкие звуки. Причем эта реакция разная — некоторые дети вздрагивают, некоторые сохраняют видимое спокойствие, но начинают активно моргать, а некоторые не задерживают эмоций — сразу плачут.

Именно поэтому в комнате малыша стоит, если не придерживаться абсолютной тишины, то хотя бы избегать источников шума (телевизор, радио, пылесос), не разговаривать громко и, тем более, не кричать.

Реакция малыша на звуки

Когда новорожденный начинает слышать звуки более четко, это сразу сказывается на его поведении. А именно реакцией на звук может быть:

  • активные движения ножками и ручками;
  • поиск головой источника звука;
  • замирание и прислушивание к обстановке;
  • нытье или даже громкий плач.

Развитию слуха (как, впрочем, и гармоничному развитию нервной системы) способствует прослушивание классических мелодий. Именно произведения Баха, Моцарта, Шуберта часто можно услышать в музыкальных мобилях, шезлонгах и укачивающих центрах. Они благотворно влияют на настроение крохи и его самочувствие, а еще являются хорошей альтернативой колыбельным песням.

Знакомство малыша с миром — это долгий и непростой путь. Задача родителей — не торопить кроху, но помочь ему в развитии способностей. Слух и зрение появляются не сразу, но постепенно, уже к полугоду они становятся полноценно развитыми — и с этого времени окружающая атмосфера для крохи становится еще более многогранной и интересной.

Когда новорожденный начинает видеть и слышать

Ученые давно выясняют, когда новорожденный начинает слышать и видеть. Одни после появления на свет редко открывают глаза, другие щурятся, а третьи сразу начинают рассматривать окружающий мир. Также малыши по-разному реагируют на звуковые раздражители.

  1. Формирование зрения
  2. Развитие слуха
  3. Помощь в развитии зрения и слуха
  4. Как определяется нарушение слуха и зрения?

Формирование зрения

Беременных всегда интересует вопрос, когда новорожденный начинает видеть. Уже доказано, что это происходит сразу после появления на свет. Однако сначала зрение у младенцев расплывчатое, так как малыш только адаптируется к непривычной для него среде. У грудничков низкая острота зрения. Улучшается зрение постепенно по мере формирования головного мозга, сетчатки и глазного яблока.

Как видят новорожденные: развитие зрения по месяцам

Различает темноту и свет, но в серых оттенках.

Видит крупные предметы, но размыто.

Начинает следить за большими объектами и людьми. Взгляд начинает фокусироваться, но еще пока скользящий, не останавливается на предметах.

Подолгу рассматривает движущие игрушки. Различает желтый и красный цвета.

Разглядывает погремушки, берет их в руки и рассматривает, приближая к лицу. Пока еще не умеет оценивать расстояние до предметов, но уже различает основные цвета. Начинает фокусировать взгляд и в целом хорошо видит.

Уже различает все цвета.

Узнает родных, наблюдает за небольшими предметами. Чувствительность сетчатки – 2/3 чувствительности сетчатки взрослого человека.

Умеет распознавать геометрические фигуры.

Видит все предметы целиком и по частям, старается найти объекты, пропадающие из поля зрения. Различает не только цвета, но и их оттенки. Зрение уже как у взрослого человека.

Бинокулярное зрение формируется только с 6-й недели, а видеть осознанно ребенок начинает с 4-го месяца. До этого срока малыш не умеет использовать для «просмотров» оба глаза, поэтому кажется, что взгляд косит или блуждает. До полугода это нормально, но если такой взгляд остается дольше – это повод обратиться к врачу, чтобы предотвратить развитие офтальмологической патологии.

Развитие слуха

Матерей всегда интересует, слышит ли ребенок в утробе. Слух у малыша начинает развиваться с 17-й недели беременности. Женщины всю беременность разговаривают с ребенком, в результате чего он запоминает материнский голос и потом легко отличает его от других. После рождения малыш тоже прекрасно слышит, но его физиология такова, что реакцию вызывают только громкие и резкие звуки.

Интересно, что через несколько часов после рождения ребенок уже различает голоса и по-разному реагирует на них . Однако в любом случае голос, который он слышал еще в утробе, действует на него успокаивающе. Слух ребенка проверяется в роддоме методом отоакустической эмиссии.

Следующее обследование проводится в месяц, уже в обычной поликлинике. Адаптация слуха (в сравнении со зрением) проходит более медленно. В первый месяц малыш реагирует только на громкие звуки и шум. Развитием слуха можно заниматься с момента рождения. Малыш вслушивается в голос, когда с ним разговаривают, поют ему песни.

Резкие и громкие звуки его пугают. К шести месяцам малыш уже распознает свое имя и проявляет любопытство по отношению к источнику шума. В результате ребенок начинает издавать новые звуки, что считается хорошим показателем развития слуха.

Помощь в развитии зрения и слуха

Малышу больше всего нравится рассматривать предметы, которые находятся в десятке сантиметров прямо перед ним. Сначала ребенку трудно сфокусировать взгляд. Для развития этого навыка есть специальные упражнения:

  1. Нужно осторожно поворачивать голову ребенка в разные стороны и удерживать, когда в поле его зрения попадет лицо или яркая игрушка. Желательно, чтобы предмет был как можно крупнее. Так взгляд малыша быстрее за него «зацепится».
  2. Двух- или трехнедельным грудничкам проще задерживать взгляд в вертикальном положении. Даже если со стороны кажется, что он ничего не видит и не рассматривает, всё равно в поле его зрения попадает много предметов, поэтому ребенка нужно как можно чаще носить на руках.
  3. Тренировать зрение после полугода можно уже с игрушками разных цветов, особенно если они с контрастными кругами или полосками. Зрение ребенка развивается очень быстро, и ему уже самому интересно рассматривать разные цвета.

К концу 1-го месяца жизни ребенок иногда фокусирует (хоть и ненадолго) взгляд на предметах, которые находятся от него в 90 см, поэтому над кроваткой желательно поместить большую подвеску или звенящую карусель. Это будет привлекать внимание малыша и способствовать развитию слуха и зрения.

Как определяется нарушение слуха и зрения?

Основные способы проверки слуха и зрения – это шелест, шорох, движение световых лучей. Все перечисленное применяется в первые дни после рождения. Обращение к врачу необходимо, если после 1-го месяца нет кратковременной заинтересованности малыша, когда двигается крупный объект.

Также тревожным симптомом является отсутствие реакции ребенка на слишком громкие звуки или яркий свет. К 4-му месяцу малыш уже должен узнавать человека, который за ним ухаживает, издавать разные звуки. Плохо, если взрослея, ребенок не пытается рассмотреть игрушки, не интересуется происходящим вокруг.

Иногда родители начинают задаваться вопросом, видят ли новорожденные, если глаза у них «блуждают». Если косой взгляд появляется не всегда, а периодически, то это до полугода нормально. Малыш просто смотрит на окружающее каким-то одним глазом. В одну картинку все фрагменты начинают объединяться только после полугода.

Слышать малыш начинает еще в материнской утробе, а сразу после рождения на грудничка обрушивается много новых звуков и он учится их различать. Зрение формируется после того, как ребенок появился на свет, однако развивается очень быстро, и уже к году малыш видит так же, как и взрослые.

  • Модель кормит грудью двухлетнюю дочь
  • Анастасия Костенко: 6 дней после родов — и нет животика!
  • Отпуск по уходу за ребенком

Фото: Depositphotos, Рexels

Комментарии пользователей

Ребенок начинает видеть и слышать с первых дней жизни. Поэтому очень важно сразу же ласково разговаривать с ребенком, напевать, обнимать (телесный контакт).

Ребенку полезно двигать ручками и ножками, поэтому старайтесь дать ему эту возможность. Малыш смотрит на свои ручки, вертит ими, разглядывает. Возможность двигаться вообще важна для развития и здоровья малыша, в том числе и для развития речи.

Очень важно общение. Когда малыш смотрит на вас и улыбается, это прекрасная возможность для контакта. Ласковая спокойная речь, улыбка вызовет у ребенка положительные эмоции.

Ребенок может научиться говорить только в том случае, если с ним разговаривают, если с ним общаются и любят его. Если мама молчалива, занята своими делами, папа смотрит телевизор и сует ребенку соску, чтобы не кричал, то о каком нормальном речевом (да и любом другом) развитии можно говорить?

К двум месяцам малыш начинает получать удовольствие от звуков, которые издает, так что самое время активно развивать эту способность. Воркуйте, «разговаривайте», повторяйте звуки, произнесенные малышом. И обязательно улыбайтесь!

Услышав, как ребенок загукал, потормошите его, «ответьте», дайте понять, что слышите, понимаете, что вам очень нравятся производимые ребенком звуки.

В 3 месяца ребенок обычно уже может осмысленно улыбаться, громко смеяться. Чаще разговаривайте с ребенком, проговаривайте свои и его действия.

Примерно в 4 месяца появляется гуление, ребенок как бы пропевает звуки и прислушивается к ним.

Когда вы разговариваете с ребенком, старайтесь менять интонацию, громкость речи. И не забывайте об улыбке и радости при общении с малышом.

Дети хорошо слушают мелодичные мелодии, которые можно наигрывать на каком-либо инструменте. Или используйте магнитофон, музыкальный центр.

Примерно в 6 месяцев вы можете заметить, что ребенок пытается подражать вашей речи, «обращается» к вам с гулением или какими-то звуками. Могут появляться отдельные слоги. Обычно это «ма», «ба», «па»и т.д.

Если вам кажется, что ребенок разговаривает мало для его возраста, попробуйте стимулировать его речь. Но стимулировать – не значит заставлять и сердиться. Попробуйте приложить пальчик ребенка к своим губам, чтобы он почувствовал, как двигаются губы во время разговора. Разговаривайте с ребенком, особенно когда он сидит на стульчике или у вас на руках. Ведь лежа разговаривать ребенку неудобно.

Старайтесь говорить с ребенком понятным языком обо всем, что вы делаете с ним: «Оля идет гулять. Оля хочет пить? Да, Оленька пьет молочко».

Говорите неторопливо и спокойно. Используйте те небольшие слова, которые ребенок может повторить. Например, показывая игрушечную собачку, говорите «ав — ав». Возможно, ребенку захочется повторить эти нетрудные знакомые звуки. А затем он будет с энтузиазмом лаять, как собачка, мычать, как корова, мяукать при виде кошки и т.д. Все это полезно, развивает дыхание, артикуляцию, способствует пониманию окружающего мира.

Не забывайте про развитие рук и пальчиков, поглаживайте ручки малыша, нежно массируйте пальчики. Этим вы стимулируете и развиваете речь ребенка.

И последний совет. Не торопитесь. Перегружая ребенка новыми впечатлениями и занятиями, можно повредить нервной системе и развитию ребенка.

Ласка и внимание к малышу, режим дня, прогулки и игры в соответствии с возрастом, спокойные родители — все это способствует нормальному развитию ребенка, в том числе и речевому.

Оцените статью
Добавить комментарий