ЗПР: 4 вида задержки психического развития ребёнка и какие существуют методы лечения

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

  • Причины ЗПР
  • Классификация
  • Характеристика детей с ЗПР
    • Интеллектуальная сфера
    • Речевой статус
    • Эмоциональная сфера
  • Диагностика
  • Коррекция задержки психического развития
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией.

Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике – чаще в процессе школьного обучения.

Причины ЗПР

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

1. Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:

  • патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, ФАС и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии.
  • тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др., возникающие в постнатальном периоде и раннем детском возрасте.
  • ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

2. Социальные факторы. Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Классификация

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

  1. ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.
  2. ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.
  3. ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.
  4. ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Характеристика детей с ЗПР

Интеллектуальная сфера

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Речевой статус

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Эмоциональная сфера

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Диагностика

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится:

  • сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни;
  • нейропсихологическое тестирование;
  • диагностическое обследование речи;
  • изучение медицинской документации ребенка;
  • беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.

Коррекция задержки психического развития

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию:

  • познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
  • эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии.
  • коррекции нарушений речи в рамках индивидуальных и групповых логопедических занятий.

Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги. Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.

Прогноз и профилактика

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Признаки и лечение ЗПР в 2-3-4 года

Задержка психического развития (3ПР) у детей обусловлена тем, что процесс эмоционального и психического восприятия окружающего мира у них нарушен. С точки зрения физиологии дети с ЗПР могут быть полностью здоровы, но у них страдает умственная или эмоциональная деятельность. Ребенок ведет себя так, как будто он значительно младше своего возраста.

Несмотря на то, что в названии заболевания используется слово «задержка», что подразумевает его временный характер, это довольно грозный диагноз. Без своевременной коррекции оно приводит к более сложным и тяжелым нарушениям: страдает память, внимание, речь, формирование мыслительных процессов, способность к социальной адаптации. ЗПР часто сочетается с задержкой речевого развития (ЗРР). Такой диагноз обычно ставится детям в возрасте от 2 до 8 лет.

Если нарушена умственная деятельность, ребенок обычно спокойный и застенчивый, но с трудом осваивает новые навыки и знания. В случае, когда тормозится эмоциональное развитие, ему сложно концентрировать внимание, соблюдать правила поведения, контролировать эмоции.

Как понять, что у ребенка ЗПР?

При раннем выявлении нарушения развития, оно успешно корректируется, и ребенок вскоре догоняет сверстников, может посещать обычный садик и школу. Терять время категорически нельзя, чем он старше, тем ниже вероятность благоприятного прогноза. Самая опасная ошибка со стороны родителей – закрывать глаза на то, что с ребенком что-то не так или ждать, когда он «выровняется» сам собой.

Как правило, признаки ЗПР можно определить с 2-3 лет. В этом возрасте дети начинают активно осваивать речь, общаться со сверстниками и взрослыми, изучать мир, и если есть какие-либо отставания от возрастной нормы, то их можно заметить. В 4 года отклонения в психическом развитии уже становятся явными.

Общие признаки ЗПР

  • Ребенок плохо слушается взрослых, часто капризничает, может вести себя агрессивно.
  • Очень быстро утомляется.
  • Имеет весьма смутное представление об окружающем мире, не задает вопросов, мало интересуется общением со сверстниками.
  • Не может удерживать внимание на одном предмете.
  • Трудно концентрируется на любом занятии, связанном с умственной деятельностью, так как страдают все виды мышления.
  • Плохо произносит звуки, которые по возрасту должны уже сформироваться.
  • Крайне бедный словарный запас.
  • Делает грубые грамматические ошибки в построении простых фраз.
  • Не контролирует эмоции.
  • Стремится к играм и развлечениям, но они быстро ему надоедают.
  • Обладает слабой памятью, но хорошо реагирует на помощь и может что-то выполнить по образцу.
  • В рассуждениях не может выделить главную мысль.
  • Во время сна постоянно пробуждается.

Многие малыши существенно позже своих сверстников начинают держать голову, учатся ползать, ходить, говорить, пользоваться ложкой. Навыки самообслуживания у них развиты очень слабо. Они либо слишком активны, либо, наоборот, очень вялы и замкнуты.

Отстает ли ваш ребенок в психическом развитии?

Для того чтобы понять, развивается малыш в соответствии с возрастной нормой или нет, необходимо знать, что должен уметь ребенок в том или ином возрасте.

В два года дети активно интересуются всем, что их окружает, и задают много вопросов. Словарный запас в этом возрасте состоит из 200-400 слов, обычно это имена родственников, названия бытовых предметов, игрушек. В речи появляются смягченные звуки с, з, н, б, м, т, н.

Ребенок умеет:

  • выполнять просьбы взрослых;
  • составлять простые фразы из 2-4 слов;
  • умываться;
  • есть ложкой;
  • снимать и надевать одежду;
  • ходить на горшок.

Три года часто называют возрастом почемучек. Ребенок активно интересуется всем, что происходит вокруг него. Его словарь вырастает до 1500 слов. Он в состоянии выучить короткий стишок или песенку, помнит события, которые произошли какое-то время назад. Трехлетки обычно очень активны и стремятся сделать все самостоятельно.

Они должны уметь:

  • говорить свою имя и фамилию, как зовут родителей;
  • рисовать и раскрашивать, выходя за контуры;
  • различать основные цвета;
  • застегивать обувь и одежду, прибегая к помощи взрослого;
  • соблюдать правила в подвижных играх.

В четыре года дети обладают довольно развитой речью, могут построить связное высказывание из нескольких простых предложений. Они хорошо ориентируются в знакомом пространстве, знают дорогу домой. По картинке четырехлетка может вспомнить содержание сказки.

Он умеет:

  • собирать крупные паззлы;
  • рассказывать о событиях, которые произошли в недавнем прошлом;
  • определять право-лево, вверх – вниз, спереди – сзади;
  • находить отличия между схожими предметами;
  • называть свою фамилию и имя, как зовут родителей, чем они занимаются;
  • выучить песенку, стихотворение, считалку,
  • играть по правилам;
  • повторить движения за взрослым в определенном порядке;
  • собрать блочную фигуру из конструктора по образцу;
  • лепить из пластилина, рисовать по просьбе взрослого, вырезать ножницами по контуру;
  • убирать на место свои игрушки, выполнять посильные домашние дела;
  • соотносить предметы по форме, цвету, размеру.

Это только общий список умений и навыков по возрастам, но внимательным родителям он поможет определить, все ли в порядке с их малышом.

Что делать, если у ребенка ЗПР?

Диагноз задержка психического развития ставится только после комплексного обследования у дефектолога, невролога, психолога, логопеда, психотерапевта. Для диагностики обычно назначается нейропсихологическое тестирование, ЭЭГ, МРТ головного мозга.

Коррекция ЗПР должна начинаться как можно раньше, и в этом процессе от родителей требуется не меньше усилий, чем от логопедов, дефектологов и врачей.

Обучение детей с этим заболеванием строится на следующих принципах:

  • чередование разных видов деятельности;
  • наглядность;
  • многократное повторение материала;
  • поэтапное обобщение и усложнение материала;
  • образцы и подробные инструкции.
Читайте также:  Заболевания сильного пола: бывает ли молочница у мужчин

Что касается медицинской помощи, то невролог выписывает малышу препараты, улучшающие деятельность головного мозга, назначает массаж, микротоковую рефлексотерапию, лечебную физкультуру.

Дефектолог и психолог занимаются развитием внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, вырабатывают навык нахождения причинно-следственных связей, формируют представления о мире. Для этого используются методы игровой терапии, арт-терапии и другие.

Логопед помогает поставить звуки родного языка, сформировать звуковой образ слова, расширить словарный запас, убрать грамматические ошибки, добиться связности речи, предотвратить развитие дислексии и дисграфии в будущем.

Опыт показывает, что при своевременном выявлении ЗПР и грамотном лечении, дети через некоторое время нагоняют сверстников и успешно учатся в обычной школе.

Дата публикации: 09.02.2020. Последнее изменение: 07.07.2020.

Задержка психического развития ребенка: признаки, причины, лечение ЗПР

Для задержки психического развития характерно: преобладание игровых по большей части детских интересов, ограниченные представления об окружающем мире, не способность к интеллектуальной деятельности и незрелость мыслительных процессов которые в дальнейшем серьезно затрудняют процесс обучения.

Важно своевременно выявить задержку психического развития и оказать ребенку с ЗПР медицинскую и педагогическую помощь.

Признаки задержки психического развития (ЗПР).

Игры у детей с задержкой психического развития часто носят примитивный характер, нет сюжетно-ролевого компонента. Например в 5 лет ребенок с ЗПР механически катает машину взад-вперед, хотя его сверстники уже давно строят гаражи, играют в супергероев, человека-паука или строят космические корабли из конструктора.

В ряде случаев игры могут быть разрушительными: рвет, ломает и разбрасывает предметы, или с выраженным преобладанием двигательного компонента — он постоянно прыгает и бегает, но не играет с другими детьми и с игрушками.

Задержка психического развития часто сочетается с задержкой развития речи. Ребенок не разговаривает, либо его речь существенно отстает от возрастной нормы. Важно помнить, что речь является основой интеллекта.
Если ребенок не разговаривает – у него не набирается кругозор, в результате темп психического развития еще больше замедляется, что в дальнейшем приводит к серьезным проблемам с обучением.

В некоторых случаях наоборот отмечается избыточная или даже патологическая речевая активность. Ребенок с ЗПР говорит «все подряд», не понимая, что говорить можно, а что нельзя. Речь часто «несвязная», отвечает невпопад и не о том, о чем его спрашивали.

У детей с ЗПР часто отмечается избыточная или даже патологическая двигательная
активность. Ребенок не в состоянии контролировать свое поведение. Постоянно находится в движении, хватает все подряд и порой даже не понимает, что надо спрашивать разрешение. Позже такому ребенку могут установить диагноз СДВГ –
синдром дефицита внимания и гиперактивности, который сильно затрудняет процесс обучения.

Но есть и обратная ситуация когда у ребенка с ЗПР резко снижена двигательная активность и окружающие считают его тихим и «очень стеснительным ребенком»,
но у него снижена не только двигательная, но и познавательная активность и нет присущего всем детям любопытства.

Очень распространенная ситуация: грубая задержка психического или психо-речевого развития не была своевременно выявлена, ребенок не получал адекватного комплексного лечения, не развивался, а напротив с каждым годом все больше отставал от сверстников ….
В результате перед школой психиатр поменял ему диагноз на умственную отсталость.
Важно восстановить психическое развитие ДО ШКОЛЫ, чтобы в дальнейшем ребенок мог получить образование и выбрать себе достойную профессию.
В противном случае ребенок с ЗПР может попасть в СПЕЦ-ШКОЛУ для детей с задержкой ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ или УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ:

Для детей с задержкой психического развития созданы школы 7 вида.
У детей с задержкой психического развития сохранен интеллект, но они эмоционально неустойчивы, быстро истощаются, у них так же нарушена память. Для усвоения школьной программы детям с ЗПР требуется постоянный контроль со стороны педагога и поэтому они не могут учиться в больших классах обычных школ.
В конце 9 класса дети сдают ГИА и получают соответствующий аттестат. Высшее образование с таким аттестатом недоступно.

Для детей с умственной отсталостью существуют Школы 8 вида.
После окончания школы дети получают документ, что ребенок принимал участие в обучении. С данным документом можно пойти только в ПТУ .


Причины ЗПР – задержки психического развития у детей

Некоторые психологи (не имея медицинского образования) высказывают мнение, что причина неадекватного поведения кроется в гиперопеке. И фактически перекладывают на родителей «вину за происходящее», считая что дефект воспитания привел к задержке психического развития. Но у многих детей с ЗПР есть серьезные проблемы с развитием нервной системы, в связи с чем нарушается процесс созревания высших психических функций.

Причин ЗПР может быть несколько:

– гипоксия – головной мозг ребенка во время беременности (испытывал нехватку кислорода)
– тяжелые или преждевременные роды привели к повреждению нервной системы
– повышенное внутричерепное давление давит на лобные доли мозга, отвечающие за психическое развитие и логическое мышление и мешает им работать.

Возможны и другие факторы, приводящие к ЗПР:

– в ряде случаев признаки задержки развития родители заметили у малыша после длительного наркоза, черепно-мозговой травмы, прививки сделанной на фоне простудного заболевания, тяжелой инфекции и длительного пребывания в стационаре и пр.

Улучшить работу головного мозга можно даже в запущенных случаях, когда у ребенка уже сформировалась задержка ПСИХО-РЕЧЕВОГО развития.

Лечение (ЗПР) задержки психического развития.

  • МИКРОТОКОВАЯ РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ
  • КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
  • ЗАНЯТИЯ С ПСИХОЛОГОМ
  • ЛЕКАРСТВЕННАЯ ТЕРАПИЯ, подобранная индивидуально после окончания курса лечения, с учетом особенностей и состояния ребенка с ЗПР.

Наиболее эффективна комплексная реабилитация при ЗПР:

При лечении детям с задержкой психического развития проводят Микротоковую рефлексотерапию, которая проводится по индивидуальной программе, позволяет улучшать работу различных зон мозга, корректировать поведение и способности к обучению:

Активизация лобных долей проводится для:

  • развития логического мышления
  • формирования адекватного поведения
  • выработки бытовых навыков

Активизация Речевых зон мозга проводится для

  • улучшения понимания обращенной речи
  • развития фразовой речи
  • развития связной диалоговой речи

Активизация учебных зон мозга проводится для:

  • повышения интереса к учебному процессу
  • формированию навыков счета, чтения и письма
  • улучшения памяти и концентрации внимания

Седативное (успокаивающееся) воздействие на двигательные зоны мозга
проводится детям с избыточной двигательной активностью

Седативное (успокаивающее) воздействие на нервную систему
проводится детям с возбудимостью и эмоциональной неустойчивостью

В рамках комплексной реабилитации помощь детям с зпр должны оказывать не только врачи неврологи-рефлесотерапевты, но и педагоги: логопед, дефектолог, детский специальный психолог, нейропсихолог — они проводят различные развивающие занятия с детьми с ЗПР.

Если у ребенка с задержкой психического развития страдают социальные навыки и ребенок не умеет самостоятельно одеваться, кушать и ходить в туалет, то в комплексную реабилитацию включают занятия по выработке социально бытовых навыков с применением карточек визуального ряда.

Коррекционные занятия для детей с ЗПР.

Для развития детей с ЗПР обязательно проводятся занятия с дефектологом или детским специальным психологом. Занятия позволяют ребенку с ЗПР усвоить основные понятия: большой/маленький, цвет, форма и размер, объединение предметов в группы. Занятия так же направлены на развитие логического мышления, причинно-следственных связей. Подготовку к школе.

Развитие связной речи у детей с ЗПР.

Если у малыша помимо задержки психического развития задерживается развитие связной речи то ему необходимы занятия с логопедом для формирования грамотной речи, обучения ребенка навыкам описания и построения рассказа.

Ежегодно в ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЕТИ КЛИНИК «РЕАЦЕНТР» в различных регионах России проходят комплексное лечение более 7000 пациентов.
Микротоковая рефлексотерапия разрешена и рекомендована к применению у детей
Министерством здравоохранения РФ.

Родители помните: чем раньше начато лечение ЗПР, тем больше вероятности, что ребенок сможет догнать своих сверстников в развитии и усваивать школьный материал!

При ЗПР психическое развитие ребенка отличается неравномерностью нарушений различных психических функций. При этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. Кроме того, в отличие от умственной отсталости, у детей с ЗПР отсутствует та инертность психических процессов, которая наблюдается при умственной отсталости. Дети с ЗПР способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне.

ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К ЛЕЧЕНИЮ ЗПР.

Более подробную информацию о лечении ЗПР вы можете получить
по телефону 8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный)
Микротоковую рефлексотерапию для лечения ЗПР (задержки психического развития) проводят только в подразделениях «Реацентра» в городах: Самара, Волгоград, Казань, Саратов, Оренбург, Ульяновск, Челябинск, Екатеринбург, Ижевск, Астрахань, Тольятти, Барнаул, Набережные Челны, Калининград, Кемерово, Санкт-Петербург, Уфа, Воронеж, Краснодар, Алматы, Шымкент, Астана, Ташкент, Фергана.

Лечение заболеваний дыхательных путей: актуальные методы и средства

Заболевания дыхательных путей не просто мешают полноценной деятельности человека — они могут представлять угрозу его жизни! Статистика неутешительна: острые заболевания дыхательных путей — наиболее часто встречающийся недуг как среди взрослых, так и среди детей [1] . С различными респираторными инфекциями ежегодно сталкивается практически каждый житель нашей страны. А привычка переносить простуду на ногах, несвоевременное лечение заболеваний дыхательных путей либо вообще его отсутствие часто приводят к осложнениям и хронизации «болячек». Вывод о том, насколько важны профилактика заболеваний дыхательных путей и грамотное лечение, напрашивается сам собой.

В статье разберемся, какими вообще бывают заболевания дыхательных путей и как с ними бороться.

Заболевания дыхательных путей: схематичная классификация

Существует множество причин возникновения заболеваний дыхательных путей. Спровоцировать такие болезни могут:

  • инфекции. Вирусы, бактерии и паразиты — наиболее частые «виновники» респираторных заболеваний. Эти чужеродные агенты переносятся от больного к здоровому по воздуху при чихании, кашле и даже разговоре или попадают на кожу через поверхности, предметы обихода. Инфекционные заболевания дыхательных путей — это всем известные трахеит, бронхит, пневмония, различные ОРВИ и прочие подобные недуги;
  • наследственность. Предрасположенность к определенным заболеваниям, в том числе органов дыхания, увы, может быть заложена на генном уровне. И проявиться они могут в любом возрасте. Вероятность развития наследственных нарушений может повышаться из-за плохой экологии, вредных привычек. К наследственным патологиям органов дыхательной системы относят трахеобронхомегалию, легочную гипертензию и бронхоэктазию;
  • другие проблемы со здоровьем. Некоторые заболевания верхних и нижних дыхательных путей возникают из-за сопутствующих патологий. Например, фарингит или ринит часто протекают на фоне гриппа и других ОРВИ. Трахеит нередко становится осложнением бронхита или ларингита. Косвенными причинами развития такого рода заболеваний могут быть алкоголизм, табакозависимость, сахарный диабет, патологии сердечно-сосудистой системы и так далее. Также активирующим фактором зачастую становятся сбои в работе иммунной системы;
  • аллергия. Толчком к возникновению респираторных заболеваний может стать и какой-либо аллерген, например: цветочная пыльца, пух, перья, шерсть животных. Так, случаи развития ринита, бронхиальной астмы и подобных заболеваний на фоне аллергии — далеко не редкость.

Существует несколько десятков видов болезней дыхательной системы — какие-то из них распространены сильно, другие встречаются крайне редко. Так или иначе, их можно разделить на две большие группы — заболевания нижних дыхательных путей и болезни верхних дыхательных путей. Рассмотрим каждую категорию.

К первой группе условно относят более серьезные заболевания, их терапия проходит под строгим контролем врача. Речь идет о:

  • бронхите — это поражение стенок бронхов или лишь их слизистой оболочки. В бронхи попадают вирусы или бактерии, из-за чего начинается воспаление и накопление мокроты. Симптомы бронхита — кашель, жар, озноб, хрипы, общее недомогание, одышка и нехватка воздуха (при обструктивной форме);
  • пневмонии, при которой основной удар приходится на легкие: гной и жидкость заполняют альвеолы, вытесняя оттуда воздух. Возбудителями пневмонии могут быть бактерии, грибки, вирусы и паразиты. На наличие этого заболевания указывают повышение температуры, кашель, головная боль, тяжелое дыхание, боль в груди, слабость;
  • бронхиальной астме. Это хроническая болезнь аллергической природы. При такой астме в бронхах накапливается жидкость, человеку становится трудно дышать. Во время приступов у больного начинается удушливый кашель, появляются хрипы и одышка, возникает острая нехватка воздуха;
  • хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ). Недуг развивается в результате прямого контакта с агрессивными веществами — чаще всего это табачный дым [2] . При данном заболевании нарушаются обменные процессы. Излечиться от ХОБЛ невозможно. Главный ее симптом — сильная одышка;
  • туберкулезе. Это инфекционное заболевание считается крайне опасным: бактерии обычно поражают легкие [3] . При закрытой форме больной не представляет угрозы для окружающих, а вот при открытой является еще и переносчиком. Больной туберкулезом человек страдает от кашля (нередко с кровью и мокротой), жара, чрезмерной потливости, слабости, потери веса.

Заболевания верхних дыхательных путей диагностируются гораздо чаще, особенно в сезон простуд (осенью и зимой), причем больше всего достается людям с ослабленным иммунитетом. К болезням этой группы относятся:

  • ОРВИ. Они являются самыми распространенными в мире, ведь существуют сотни возбудителей заболеваний этой группы. Чаще всего, говоря об ОРВИ, в виду имеют обычную простуду — с першением в горле, чиханием, заложенностью носа, ознобом или жаром. Впрочем, куда более опасный грипп тоже является одной из острых респираторных воспалительных инфекций — возникает он в результате проникновения в организм вирусов типа A и B. Его признаки схожи с простудными: заразившийся гриппом человек слабеет, у него внезапно и значительно повышается температура, появляется кашель (чаще сухой), сильная головная и мышечная боль, боль в горле, суставах [4] . Такое состояние может затягиваться до двух недель и приводить к серьезным осложнениям.
  • Ринит. Данное заболевание слизистой носовой полости бывает вазомоторным (возникает из-за нарушения регуляции тонуса мелких сосудов), инфекционным (развивается после попадания вирусов, микробов) и аллергическим — в этом случае «виновником» становится аллерген. Симптомы ринита выражены слабо (жжением, чиханием, слезоточивостью) на первой стадии заболевания. Затем начинаются обильные серозные выделения из носа, отекает слизистая. На тяжелых стадиях ринита в носу появляется гной. Иногда все это сопровождается ухудшением слуха.
  • Тонзиллит. У этого заболевания есть более привычное название — ангина. Обычно при тонзиллите страдают небные миндалины — в лимфоидных образованиях возникают воспалительные изменения. Возбудителями недуга могут быть как бактерии, так и вирусы. В первом случае болезнь обычно переносится в острой форме — с нестерпимыми болями в горле, ознобом, высокой температурой, увеличением лимфоузлов, появлением гнойного налета и кист на миндалинах. При вирусной ангине наблюдается другая картина: температура, как правило, не поднимается выше 38 градусов, гнойных скоплений в горле нет, зато мучает кашель и воспаляется слизистая носа.
  • Синусит. Это тоже воспаление слизистой ткани полости носа, точнее, его придаточных пазух — одной или нескольких. Чаще всего удар принимает на себя верхнечелюстная пазуха — тогда говорят о гайморите. В большинстве случаев заболевание развивается на фоне гриппа и других ОРВИ. Люди с синуситом жалуются на боль и ощущение тяжести в области лба и носа, сильный насморк с выделениями, потерю обоняния, повышение температуры.
  • Фарингит. Выделяют инфекционный, травматический и аллергический виды этого заболевания. Оно характеризуется поражением слизистой глотки или более глубоких тканей. При фарингите больной испытывает тянущую боль в мышцах, головную боль, у него незначительно повышается температура и в целом ухудшается самочувствие.
  • Ларингит — инфекционное заболевание, при котором воспаляется гортань и голосовой аппарат. Поэтому ларингит проявляется ослаблением функций голосовых связок, ощущением кома в горле, сухим кашлем, хрипами, жаром, ознобом, затруднением дыхания, головными болями.
  • Трахеит. При данном заболевании поражается слизистая оболочка трахеи — органа, соединяющего гортань и бронхи. При этом сначала больного беспокоит только сухой надсадный кашель — его приступы начинаются преимущественно ночью. Со временем характер кашля изменяется — он становится влажным, появляется мокрота. Иногда больные отмечают такие симптомы, как общая слабость, сухость в носу, частое чихание, слезоточивость, небольшое повышение температуры тела.
Читайте также:  Искусственная инсеминация: этапы и особенности оплодотворения

Важно отметить, что любое заболевание верхних дыхательных путей, даже самое на первый взгляд невинное, без должного лечения может довольно быстро перерасти в хроническую форму. К тому же из-за запущенных воспалительных процессов неизбежно снижается иммунитет, а это, в свою очередь, может повлечь за собой массу других проблем со здоровьем. Поэтому к терапии относиться следует со всей серьезностью.

Проходя через нос, воздух преодолевает четыре стадии фильтрации. Это необходимо, чтобы отсеять вредные агенты и нагреть воздушные массы до оптимальной для организма температуры. Между тем в рот попадает холодный и «неочищенный» воздух. Если постоянно дышать через рот, риск развития инфекций лор-органов заметно увеличивается.

Лечение при болезнях дыхательных путей

Условно терапию заболеваний дыхательных путей можно разделить на два вида — лекарственную и немедикаментозную. Рассказываем, что может назначить врач.

Фармакология

Лекарственная терапия заболеваний дыхательной системы может быть направлена как на непосредственно борьбу с возбудителями воспаления, так и на устранение мучительных симптомов. Особое место занимает иммунотерапия, необходимая для поддержания и восстановления защитных функций организма. Впрочем, оптимальным вариантом считается комплексное фармакологическое лечение воспалительных заболеваний дыхательных путей.

Устранить первопричину респираторных заболеваний позволяют противовирусные средства или антибиотики — в зависимости от того, что стало «виновником» болезни — вирусы или бактерии.

Прием симптоматических препаратов не менее важен, особенно если болезнь протекает в острой форме и терпеть неприятные ощущения просто невозможно. Средства этой подгруппы бывают противовоспалительными, обезболивающими, противокашлевыми, отхаркивающими, антигистаминными, гипотензивными и так далее — выбор зависит от беспокоящих проявлений болезни.

Об иммунотерапии стоит поговорить отдельно. Дело в том, что к приему иммуностимулирующих препаратов можно прибегать не только во время комплексной терапии описанных заболеваний, но и для их профилактики. Как правило, при слаженной работе иммунной системы патогенные микробы, поступающие в организм вместе с воздухом, встречают достойное сопротивление. И первым барьером на их пути становится слизистая оболочка органов дыхания. Она задерживает патогенные бактерии и высвобождает огромное количество экзосом, убивающих болезнетворные микроорганизмы. Тем временем к процессу подключается иммунитет и удваивает число экзосом. Иммунная система борется с болезнью не только во время проникновения ее возбудителей — защитные механизмы работают на протяжении всех периодов развития болезни. Прием таких препаратов позволяет избежать хронизации и осложнений заболеваний органов дыхательных путей, а также ускорить выздоровление.

Нелекарственные методы

Нелекарственные методы — это прежде всего физиотерапевтические процедуры. Речь идет о компрессорных, паровых и ультразвуковых ингаляциях и массаже — перкуссионном, дренажном, вибрационном или баночном.

Также рекомендуется проводить лечебную дыхательную гимнастику под контролем пульмонолога. В числе популярных комплексов — упражнения по методу Стрельниковой. Суть этой техники заключается в выполнении физических манипуляций одновременно с коротким, резким и шумным вдохом. При этом задействуется диафрагма, благодаря чему увеличивается и объем легких. Важный момент: при тяжелом течении болезни дыхательная гимнастика, как и физиопроцедуры, противопоказана.

Соблюдение специальной диеты также способствует скорейшему выздоровлению. При заболеваниях верхних дыхательных путей обычно исключают из рациона очень холодную и горячую пищу. Чтобы слизистая не раздражалась, следует также убрать из меню щавель, шпинат, редис, перец, копчености, острые приправы, кофе и алкоголь. При пневмонии и других воспалениях, протекающих в острой форме, показаны калорийное питание и обильное питье.

Не стоит пренебрегать постельным режимом — ослабленному организму ни к чему лишние нагрузки. Отказ от пагубных привычек также позволит улучшить состояние.

Как для профилактики, так и для лечения заболеваний дыхательных путей (но лишь в дополнение к основной терапии) используются и всяческие «домашние» средства. Даже врач может посоветовать больному пить отвары из шиповника, липы с калиной, малины, настои на имбире. Находясь на амбулаторном лечении, можно делать (с позволения лечащего врача) домашние ингаляции с различными эфирными маслами (например, с пихтовым) или экстрактами трав вроде календулы, ромашки, шалфея, эвкалипта.

Большинство людей, увы, не придают должного значения терапии при «обычных» ОРВИ и всерьез начинают опасаться за свое здоровье только при появлении тяжелых осложнений. И зачастую бывает уже слишком поздно — вылечить хронические заболевания верхних дыхательных путей не получается. Впрочем, избежать осложнений и хронизации болезней вполне реально — достаточно вовремя обратиться к врачу и начать назначенное им лечение. А если уделить должное внимание поддержке иммунитета и другим профилактическим мероприятиям, можно существенно снизить риск возникновения болезней лор-органов.

Средство для повышения уровня иммунитета

Для профилактики и комплексного лечения вирусных и бактериальных заболеваний верхних дыхательных путей может применяться иммуностимулирующий спрей Тимоген ® . Средство показано к применению у взрослых и детей от одного года [5] . К слову, лекарственный препарат Тимоген ® включен в методические рекомендации Института токсикологии по профилактике и коррекции осложнений, вызванных COVID-19 [6] .

Основное действующее вещество препарата — альфа-глутамил-триптофан (25 мкг в одной дозе). Данный компонент идентичен естественному соединению, содержащемуся в тимусе. Это орган человека, в котором зарождаются и «обучаются» главные агенты иммунной системы — Т-лимфоциты. Альфа-глутамил-триптофан благотворно влияет на иммунитет человека и на клеточном уровне, и на уровне жидкостной среды организма. Также это вещество активизирует иммунный ответ, ускоряет процессы восстановления и метаболизм в клетках. Благодаря главному компоненту Тимогена ® в норму приходит количество уже упомянутых Т-лимфоцитов.

Таким образом, спрей Тимоген ® может помочь:

  • сократить частоту острых респираторных заболеваний;
  • уменьшить продолжительность болезни;
  • снизить вероятность развития осложнений при респираторных инфекциях (отит, бронхит, пневмония).

Немаловажно и то, что Тимоген ® стимулирует процесс регенерации слизистой носа. Это особенно необходимо на этапе выздоровления: невосстановившаяся слизистая не может полноценно противостоять патогенным микроорганизмам, а значит, велика вероятность снова заболеть.

Тимоген ® довольно удобно использовать: чтобы получить одну дозу спрея, достаточно однократно нажать на распылитель. При введении препарата следует сделать глубокий вдох — так компоненты быстрее достигнут респираторного отдела легких. Взрослые вводят препарат по одной дозе в каждую ноздрю дважды в сутки. Малышам от года до шести лет впрыскивают одну дозу Тимогена ® в один носовой ход раз в день, а детям от 7 до 14 лет — ту же дозу, но в оба носовых хода. Курс лечения занимает десять дней, а профилактики — от трех до пяти.

* Регистрационный номер спрея Тимоген ® в Государственном реестре лекарственных средств — Р N002408/01 от 10 июня 2009 года [7] .

** Имеются противопоказания. Перед применением необходимо проконсультироваться с врачом.

  • 1 https://clck.ru/RUuhQ
  • 2 https://clck.ru/NBr8N
  • 3 https://clck.ru/GEgFy
  • 4 https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/influenza-(seasonal)
  • 5 https://cytomed.ru/instrukcii-timogen/sprej/
  • 6 https://clck.ru/RMdEY
  • 7 https://clck.ru/N63eQ

Вся информация, касающаяся здоровья и медицины, представлена исключительно в ознакомительных целях и не является поводом для самодиагностики или самолечения.

Семь видов боли в горле. На какие патологии они указывают и как их лечить

Боль в горле — крайне неприятный симптом, с которым хотя бы раз в жизни сталкивался каждый. Она бывает довольно разной: от першения и саднения до острых проявлений. При этом опытный врач уже по одному только этому симптому может предположить, что с его пациентом.

О том, какие заболевания какими видами боли в горле характеризуются, а также когда и как ее надо лечить, АиФ.ru рассказал к. м. н., врач-оториноларинголог высшей категории Владимир Зайцев.

Виды боли

«Болеть может что угодно: и задняя стенка глотки, и небные миндалины, и гортаноглотка, и носоглотка, и надгортанник с корнем языка», — говорит Владимир Зайцев. Главное — понимать, что есть разница в ощущениях при той или иной локализации патогенных микроорганизмов.

1. Боль усиливается при глотании

Один из вариантов болезненности в области горла — боль, что усиливается при глотании. При этом она не резкая, разлитая, а при проглатывании и сглатывании усиливается. Тут врачи обычно говорят про наиболее распространенную ситуацию: острый фарингит. «Когда человек переохладился, выхолодил заднюю стенку глотки, и она воспалилась. При этом нет никакого стекания слизи по задней стенке, просто болит горло», — отмечает ЛОР-врач. Можно подойти к зеркалу, подсветить фонариком и увидеть по задней стенке красноту. И она тоже будет разлитой по всей задней стенке.

Тут стоит понимать, подчеркивает оториноларинголог, что если человек будет игнорировать такую ситуацию и не станет лечиться, то болезнь может перейти в хроническую стадию. «В этом случае боль также поменяет свой характер: вместо острой боли при глотании появится ощущение сухости задней стенки, ее полной пересушенности, тогда же будет ощущаться саднение, першение, жжение, может появиться желание что-то выпить или даже закапать масляные капли в нос, чтобы смягчить стенку глотки», — говорит Владимир Зайцев. Он подчеркивает, что игнорировать состояние нельзя. Увидеть, что слизистая страдает от пересушенности, также можно, заглянув в зеркало: будет заметно, что она не наполнена водой.

2. Боли в горле связаны с носом

Еще один вариант боли появляется, когда, например, удаляют небные миндалины, или если у человека есть проблемы с носом, которые приводят к ночному апноэ, храпу и тому, что во время сна у него открыт рот постоянно. «Подобная ситуация рано или поздно приведет к субатрофическому фарингиту. Из-за постоянного пересушивания задней стенки глотки слизистая перестанет работать так, как нужно», — говорит Владимир Зайцев.

3. Ноющая боль справа и слева

Также может быть проблема, когда появляется неприятный запах изо рта, слабость, вялость и боль в горле ноющего характера, дискомфорт в горле. Так выглядит состояние хронического тонзиллита или обострения хронического тонзиллита. «Когда он есть в анамнезе, то боль и дискомфорт проявляются не по центру глотки, а боль станет локализоваться по бокам: справа и слева. Также на фоне такой боли появляется и субфебрильная температура: значения ее поднимаются до 37,3-37,5 градуса. При этом будут видны и пробки в миндалинах, такие небольшие белые творожистые крупинки», — отмечает Владимир Зайцев.

4. Горло болит резко и постоянно

Если боль в горле нестерпимая и резкая, температура подпрыгивает выше 38,5, а также видно алое горло, очень болезненное, то тут с большой долей вероятности речь идет про острую катаральную ангину. «Температура высоченная, боль очень сильная, порой даже не позволяющая проглотить слюну, вследствие чего она начинает просто течь изо рта, даже до такого доходит», — говорит оториноларинголог.

5. Боль в районе шеи

Когда проявляется охриплость голоса, это указывает на то, что воспаление перешло с ротоглотки чуть ниже, в гортань, говорит ЛОР-врач. «Когда идет острое воспаление гортани, развивается острый ларингит. При этом необязательно он будет сопровождаться полным отсутствием голоса (афония), также может быть и дисфония. Здесь также на фоне неполного смыкания связок будет проявляться боль. Но она будет локализоваться не на уровне неба или по задней стенке глотки. Она будет отмечаться чуть ниже, на уровне шеи. Человек сам даже будет указывать на шею, описывая свое состояние», — говорит Владимир Зайцев. Ларингит, как подчеркивает оториноларинголог, может быть подострым, острым и хроническим.

И его обязательно надо лечить. «Если не пролечить ларингит, то воспалительные явления могут уйти, а вот охриплость способна оставаться. Голосовые связки застрянут в таком состоянии, устаканятся, и человек будет с этой осиплостью/охриплостью жить дальше всегда», — говорит специалист.

6. Боль в районе надгортанника с удушьем

«Надгортанник — это некая заслонка, лепесток, который закрывает вход в трахею, и, например, при глотке воды или проглатывании пищи он защищает орган от попадания воды и еды дальше в трахею, легкие и бронхи», — отмечает врач. При этом есть ситуации, когда эта слаженная система дает сбой. Такое может быть:

  • на фоне снижения иммунитета;
  • во время сильной жары;
  • при травме.

Во всех этих случаях надгортанник может воспаляться и ощутимо увеличиваться в размерах. «Тут появляется характерная боль, которую ни с чем не перепутать: удушье, сдавливающая боль не на уровне ротоглотки, а чуть ниже, появляется ощущение нехватки воздуха. Это яркий момент, называется эпиглоттит», — говорит Владимир Зайцев. В острой ситуации говорят про то, что надгортанник увеличивается в размерах, разбухает, напряженный и красный, естественно, требуется терапия, как правило, антибиотиками.

Встречается и ситуация, когда развивается абсцесс надгортанника: это уже гнойный процесс, когда требуется вскрытие образования и его прочистка.

7. Болит корень языка

Есть и еще такой вариант, как воспаление корня языка. На нем есть язычная миндалина, отмечает оториноларинголог, являющаяся частью лимфоидной ткани. Корень языка может воспаляться сам по себе. Развивается язычная ангина. «Температура такая же высокая, как и при ангине, но человек рефлекторно ощущает боль на уровне языка, но не кончика и не с боков, а в самой глубине. Также может развиваться ощущение удушья, потому что дыхательные пути рядом», — говорит Владимир Зайцев.

Также стоит помнить и о том, что бывает такое состояние, когда развивается не столько боль, сколько ощущение жжения, зуд, желание почесать, также может быть и легкая болезненность. В такой ситуации, отмечает Владимир Зайцев, говорят про фарингомикоз, то есть грибок в горле.

Что делать?

Конечно же, говорит ЛОР-врач, каждый человек может заглянуть себе в горло с помощью обычного фонарика и зеркала. Однако при этом не следует превращаться в самому себе врача, предостерегает Владимир Зайцев. «Потому что, например, использование антибиотиков там, где это не требуется, а нужны антисептики, может серьезно навредить. При тех же фарингомикозах использование антибиотиков еще больше задавит флору и даст более активный рост грибкам. А также опасно не использовать антибиотики там, где они обязательны. И точно определить, что именно, в какой ситуации и какими курсами потребуется, может только врач», — говорит Владимир Зайцев. А это значит, что при ощущении боли в горле обязательно требуются очный осмотр и назначение адекватной терапии.

Имеются противопоказания. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Виды и подход к лечению распространённых заболеваний горла

Гортань расположена от верхушки надгортанника сверху до основания перстневидного хряща. Как правило, инфекционные заболевания, поражающие слизистые оболочки полости рта и ротоглотки (например, кандидоз, мукозит, вирус герпеса), могут распространяться и на слизистую гортани. Несколько заболеваний гортани заслуживают отдельного рассмотрения.

Читайте также:  Крапивница у детей – причины появления и методы лечения

а) Эпиглоттит. Эпиглоттит представляет собой инфекционное воспаление надгортанника, вызывающее отек надголосового пространства с быстрым развитием стеноза дыхательных путей. Заболеваемость снизилась после внедрения вакцины против гемофильной палочки типа В, которая являлась патогеном более чем в 90% случаев. В наши дни наиболее часто эпиглоттит вызывается β-гемолитическим стрептококком группы А, в литературе имеются данные о других микроорганизмах.

Особого внимания эпиглоттит заслуживает по той причине, что он может приводить к обструкции дыхательных путей в течение нескольких часов, поэтому постановка диагноза и лечение ни в коем случае не должны откладываться.

Чаще всего больные с эпиглоттитом предъявляют жалобы на высокую лихорадку и затруднения при глотании. Классическим примером является ребенок с инспираторной одышкой, втянутыми межреберными промежутками, жалующийся на сильные боли в горле, слюноотделение и затруднения при глотании, который сидит в позе треножника или «позе нюхателя», пытаясь облегчить поступление воздуха в дыхательные пути.

Диагноз ставится на основе визуализации надголосового пространства, которое следует проводить в контролируемых условиях, например, в операционной, чтобы иметь возможность быстрого восстановления полной непроходимости дыхательных путей, вызванной нарастанием отека или ларнигоспазмом.

И хотя диагноз может быть подтвержден при наличии классического признака «отпечатка большого пальца» на боковой рентгенограмме шеи, исследование не рекомендуется проводить у пациентов с высоким риском развития дыхательной недостаточности, то же самое касается осмотра ротоглотки и других манипуляций, которые могут повлечь за собой утяжеление обструкции. В условиях операционной следует взять кровь на посев и мазок с надгортанника.

В качестве стартового антибиотика обычно используется цефтриаксон, цефотаксим или ампициллин/сульбактам, после получения результатов посевов антибактериальную терапию следует скорректировать. Экстубация трахеи проводится при спадении отека надгортанника, подтвержденном при фиброларингоскопии или прямой ларингоскопии. Возможно использование теста на утечку при спущенной манжете эндотрахеальной трубки. Обычно экстубацию можно проводить спустя 48 часов после начала лечения. После того как становится возможным пероральный прием антибиотиков, его следует продолжать до 7-10 дней.

(а) Рентгенограмма глотки в боковой проекции, норма:
1 – надгортанник. 2 – подъязычная кость. 3 – носоглотка. 4 – ротоглотка. 5 – верхнечелюстная пазуха. 6 – клетки сосцевидного отростка.
(б) Рентгенограмма глотки в боковой проекции у пациента с эпиглоттитом: 7 – увеличенный надгортанник. 8 – утолщенные черпало-надгортанные складки.
9 – перстневидный хрящ. 10 – пищевод. 11 – трахея. 12 – гортанный желудочек.

б) Рецидивирующий респираторный папилломатоз. Рецидивирующий респираторный папилломатоз характеризуется разрастанием рецидивирующих доброкачественных плоскоклеточных папиллом в верхних дыхательных путях. Причиной папилломатоза является вирус папилломы человека 6 и 11 типов. Он является самым частым доброкачественным опухолевым поражением дыхательных путей в детском возрасте и второй по частоте причиной охриплости у детей.

Известно две формы заболевания: агрессивная ювенильная форма и менее агрессивная форма с началом во взрослом возрасте, хотя встречаются агрессивные формы и у взрослых. В большинстве случаев происходит поражение гортани, которое может привести к развитию стеноза гортани и необходимости проведения трахеотомии. Также могут поражаться полость рта, трахея и бронхи. Заболеванием страдают лица все возрастов, оно известно своей резистентностью к лечению, т. к. папилломы могут поражать весь дыхательный тракт, а для их удаления порой требуются неоднократные операции. Течение заболевания непредсказуемое: кто-то из пациентов достигает полной ремиссии, кто-то нуждается в пожизненном лечении.

Вирус папилломы человека представляет собой двухцепочечный ДНК-вирус, поражающий эпителиальные клетки с возможным развитием доброкачественных или злокачественных опухолей. На сегодняшний момент известно более 100 типов ВПЧ. Вирус поражает стволовые клетки базального слоя, где он может или пребывать в латентном состоянии, или начать активно вырабатывать белки, вызывающие пролиферацию клеток. Гистологически папилломы представляют собой пальцевидное разрастание плоскоклеточного эпителия над сосудисто-волокнистым пучком. Макроскопически папилломы напоминают цветную капусту, они могут расти на белой или розовой ножке или на широком основании. Риск малигнизации низкий.

Механизм передачи вируса окончательно неизвестен. Наиболее вероятна вертикальная передача от матери, страдающей генитальными кондиломами, во время прохождения ребенка через родовые пути. Наиболее часто заболевание проявляется одышкой, второе по частоте проявление — инспираторный или смешанный стридор. Диагноз становится на основе анамнеза, а также фиброларингоскопии или прямой ларингоскопии. Было предложено множество способов хирургического лечения.

Наиболее распространенными методами является микрохирургическое удаление при помощи холодного микрохирургического инструментария, использование углекислотного лазера, микродебридера. Дополнительные лечебные мероприятия показаны пациентам с быстрым ростом папиллом, поражением нескольких областей или лицам, которым требуется более четырех операций в год. Используются такие системные препараты, как интерферон-а, рибавирин, ацикловир и ретиноиды. Возможно введение препаратов в ткань папиллом, с этой целью используется цидофовир.

Также перспективным направлением в лечении является фотодинамическая терапия: пациенту вводится фотосенсибилизатор, накапливающийся в тканях папиллом, после этого ткани папилломы разрушаются аргонным лазером.

Папилломатоз гортани. Интраоперационная фотография.
Гортань интубирована, папилломами поражены обе голосовые складки.

в) Острый и хронический инфекционный ларингит. В большинстве случаев причиной острого ларингита является вирусная инфекция верхних дыхательных путей, а его основными симптомами являются дисфония и/или охриплость. Возможно наличие других симптомов, встречающихся при вирусных инфекциях: боли в горле, боли при глотании, стекания слизи по задней стенке глотки, утомляемости, кашля и прочих. Основными возбудителями острого ларингита являются риновирусы, вирусы парагриппа, респираторный синцитиальный вирус, аденовирусы и вирус гриппа. Лечение поддерживающее: ингаляции увлажненного воздуха и голосовой покой.

Вызывать хронический инфекционный ларингит способен целый ряд бактерий и грибов. Типичными проявлениями болезни являются осиплость, дисфония, постоянное желание «прочистить» горло, ощущение капель в носоглотке или рецидивирующие эпизоды воспалений продолжительностью не менее трех месяцев. Туберкулез гортани, когда-то бывший обычным последствием тяжелой формы легочного туберкулеза, теперь встречается и изолированно.

При осмотре гортани определяются неспецифические воспалительные изменения, поверхностные изъязвления или экзофиты, поражающие любую область гортани. Туберкулиновая проба обычно положительная, а на рентгенограмме грудной клетки признаков легочной инфекции нет. Диагноз ставится после посева мокроты или отделяемого из гортани, лечение консервативное. В основе грибкового поражения гортани может лежать кандидоз, гистоплазмоз, бластомикоз, криптококкоз и кокцидиоидомикоз. Диагноз ставится на основе анамнеза, а также биопсии или посева с пораженных участков гортани. Лечение консервативное, проводится в соответствии с результатами посева.

Острый ларингит с фибринозным экссудатом на передней половине перепончатой части голосовых складок.

Ключевые моменты:
• Одонтогенная инфекция в большинстве своем вызвана условно-патогенной флорой полости рта. Кроме того, инфекционные заболевания полости рта могут также вызывать вирус простого герпеса, Candida albicans, вирус папилломы человека.
• Клетки Тцанка являются патогномоничным признаком герпесвирусной инфекции.
• У взрослых лишь 5-10% случаев острого фарингита имеют бактериальную природу.
• В связи с внедрением вакцинации наиболее распространенным возбудителем, вызывающим эпиглоттит, является β-гемолитический стрептококк группы А.

Заболевания горла

Заболевания горла объединяют целую группу болезней, локализующихся в области глотки, гортани, миндалин, мягкого неба и небных дужек.

  • В Клиническом госпитале на Яузе диагностикой и лечением всех этих заболеваний занимаются специалисты отоларингологического отделения — опытные врачи высшей квалификационной категории.
  • Для постановки точного диагноза после сбора анамнеза и врачебного осмотра проводятся необходимые лабораторные исследования (общие анализы крови и мочи, вирусологическое или бактериологическое исследование мазка и т.п. ).
  • Возможности нашего госпиталя позволяют проводить все исследования в минимально короткие сроки и незамедлительно приступать к лечению.
  • 1-е место в структуре лор-заболеваний занимают болезни глотки (в первую очередь, хронический фарингит и тонзиллит), 4-е место — патология гортани
  • При общем ослаблении организма и отсутствии правильного лечения заболевания могут переходить в хроническую форму, ухудшая качество жизни человека
  • Болезни лор-органов могут повлечь за собой различные осложнения. Учитывая это, трудно переоценить важность своевременного обращения к специалистам

Заболевания горла — это обширная группа различных патологических состояний, объединяющая как острые, так и хронические болезни горла. По происхождению их принято разделять на инфекционные и неинфекционные. Большинство ЛОР-заболеваний горла вызываются вирусами и бактериями, которые попадают на слизистую оболочку извне. Широкая распространённость данной патологии связана с особенностями строения горла, которое является первой линией защиты организма и всегда принимает на себя основной удар инфекции.

Наиболее распространённые болезни горла:

Для большинства заболеваний характерно острое начало со значительным ухудшением самочувствия. При этом основная опасность заключается в том, что при отсутствии лечения болезнь может перейти в хроническую форму, а также спровоцировать развитие различных осложнений — сердечно-сосудистой патологии, заболеваний придаточных пазух носа, легких, суставов, почек.

Заболеваниям горла не принято уделять большое внимание. Многие пытаются лечить их в домашних условиях. Это приводит к развитию хронических форм болезней горла. Не занимайтесь самолечением. Запишитесь к врачу, получите профессиональную помощь и адекватную терапию.

Симптомы заболеваний горла

Большинство заболеваний горла имеют ярко выраженные симптомы. При этом клиническая картина для каждого заболевания индивидуальна. Среди общих и наиболее основных симптомов стоит выделить:

  • боль в горле, усиливающаяся при глотании;
  • першение, сухость в горле;
  • кашель;
  • хриплость голоса;
  • повышение температуры;
  • увеличение поднижнечелюстных и шейных лимфоузлов;
  • слабость и общее недомогание;
  • головные боли;
  • неприятный запах изо рта.

Сочетание сразу нескольких из этих симптомов является поводом для незамедлительного обращения к врачу. При нарастании симптомов и ухудшении самочувствия необходимо оперативное оказание медицинской помощи.

Некоторые болезни горла могут вызывать стремительный отек гортани. В результате без медицинской помощи пациент может быстро погибнуть от удушья. При появлении болезненных ощущений срочно запишитесь к врачу. Это поможет быстро и эффективно устранить заболевание.

Причины развития заболеваний

Острые и хронические заболевания горла могут возникать по разным причинам, среди наиболее распространенных можно выделить:

  • микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы);
  • гастроэзофагеальнорефлюксная болезнь (ГЭРБ);
  • аллергены;
  • неблагоприятное воздействие окружающей среды;
  • перенапряжение голоса;
  • травмы;
  • переохлаждение;
  • общее снижение иммунитета;
  • курение.

Возможно сочетание сразу нескольких причин. Их выявление и устранение является неотъемлемой составляющей лечения.

Самые распространенные заболевания горла

Среди наиболее распространенных заболеваний ЛОР-органов данной области выделяют фарингит, ларингит и ангину.

Фарингит

Фарингит — инфекционное поражение слизистой оболочки глотки и лимфатических узлов. Как правило, фарингит возникает на фоне острого воспалительного заболевания верхних дыхательных путей. Чаще фарингит вызывается вирусно-бактериальной флорой или грибковой инфекцией, среди других причин — травмы и аллергические реакции. При длительном воспалении слизистой глотки болезнь может перетекать в хроническую форму. Способствовать этому могут частые простудные заболевания, патология желудочно-кишечного тракта, курение, употребление алкоголя, воздействие химических веществ и проживание в неблагоприятных экологических условиях. Обострению хронического фарингита могут способствовать другие инфекционные заболевания, снижение иммунитета, переохлаждение, стресс, повышенные физические нагрузки.

Основным симптомом фарингита выступают болезненные ощущения при глотании. Также недуг может сопровождаться сухостью, жжением, першением, общей слабостью и головными болями. Фарингит опасен тем, что инфекция из области глотки может переместиться в область среднего уха и спровоцировать ухудшение и даже потерю слуха, либо спуститься к гортани и вызвать ларингит, трахеит.

Ларингит

Ларингитом называют воспалительный процесс слизистой оболочки гортани. Он может протекать как самостоятельно, так и на фоне других воспалений носоглотки. Выделяют катаральную и флегмонозную формы. Первая характеризуется распространением воспаления только на слизистую оболочку гортани, вторая — на подслизистый слой, связки и мышечные ткани. Спровоцировать ларингит могут переохлаждение, контакты с больными ОРВИ, вдыхание раздражителей, курение (в том числе кальяна и электронных сигарет — парогенераторов).

Отличительным симптомом ларингита, помимо изменений голоса, является «лающий» раздражающий горло кашель. Также, как и для других аналогичных заболеваний горла, здесь характерным симптомом выступает осиплость голоса, также может присутствовать боль при глотании, затрудненность дыхания, воспаление лимфоузлов. Среди наиболее серьезных осложнений ларингита можно выделить инфильтрацию надгортанника, абсцесс, повреждение голосовых связок вплоть до полной потери голоса.

Ангина

Ангина — это острое инфекционное заболевание, характеризующееся поражением миндалин, которое вызывается вирусами, бактериями или грибками. При этом возбудители могут как попадать в организм извне, так и уже находиться в организме и активироваться при снижении иммунитета. Ангина начинается остро с резкого ухудшения самочувствия и повышения температуры тела до Важно не перепутать это с обычной простудой. Для ангины характерны сильная боль в горле, увеличение лимфоузлов и ломота в суставах. При осмотре пациента на миндалинах наблюдаются гнойнички.

При подозрении на ангину следует незамедлительно обратиться к врачу, т.к. неправильное лечение чревато развитием осложнений в виде абсцесса, отита, менингита, сепсиса и многих других угрожающих жизни состояний.

Диагностика заболеваний горла в Клиническом госпитале на Яузе

Диагностика заболеваний горла в Клиническом госпитале на Яузе производится специалистами отделения отоларингологии и включает в себя:

  • сбор анамнеза и информации об особенностях течения заболевания;
  • осмотр при помощи специальных инструментов (ларингоскопия и фарингоскопия, пальпация шейных лимфатических узлов);
  • оценку лабораторных анализов крови и мочи;
  • определение возбудителя при помощи взятия мазка из зева или посева мокроты.

При необходимости к диагностическим мероприятиям добавляется проверка мокроты на чувствительность к антибиотикам. Все исследования проводятся в собственной лаборатории нашего госпиталя, что гарантирует оперативное получение результатов.

Лечение в Клиническом госпитале на Яузе

Сразу после постановки диагноза наши специалисты назначают лечение, которое подбирается индивидуально в зависимости от заболевания и особенностей организма пациента.

Врачи Клинического госпиталя на Яузе при выявлении патологии проводят общую медикаментозную, дезинтоксикационную, десенсибилизирующую терапию, местные врачебные манипуляции (смазывания, лекарственные орошения и др.) . Комплексное лечение, сочетающее сразу нескольких терапевтических методов, дает наилучшие результаты. В любом случае лечение назначается в соответствии с возбудителем инфекции и направлено на устранение основного заболевания, снятие симптомов, предупреждение развития осложнений и восстановление организма.

Превосходное техническое оснащение в сочетании с высокой квалификацией наших специалистов позволяют нам эффективно лечить любые заболевания горла, используя последние достижения медицины. Лечение может производиться как амбулаторно, так и с размещением пациента в нашем уютном стационаре (в случае хирургического вмешательства).

Без правильного лечения инфекции горла могут давать осложнения на сердце, формируя различные патологии. Не рискуйте собственным здоровьем. Запишитесь на прием к врачу для быстрого устранения заболевания.

Стоимость услуг

Цены на услуги Вы можете посмотреть в прайсе или уточнить по телефону, указанному на сайте.

Статья проверена врачом-оториноларингологом, к.м.н. Дубцовой Е.А., носит общий информационный характер, не заменяет консультацию специалиста.
Для рекомендаций по диагностике и лечению необходима консультация врача.

Обслуживание на двух языках: русский, английский.
Оставьте свой номер телефона, и мы обязательно перезвоним вам.

–>

Оцените статью
Добавить комментарий