Как преодолеть кризис 30 лет у женщин: полезные советы. Что нужно знать в 30 лет

Разговор с психологом: что такое «кризис 30 лет» и как его пережить

— Если вбить в поисковую строку Google «кризис 30 лет», то в первую очередь выпадет вариант «кризис 30 лет у мужчин». Почему принято считать, что у представителей пола, который начинается с «м», больший шанс попасть в ловушку кризиса 30-ти?

— Традиционно в отношении мужчин есть больше социальных ожиданий. Для женщины вопросы образования, карьеры и финансовой стабильности являются, можно сказать, факультативными. То есть общество не ожидает от нее этого в обязательном порядке (ожидает другого, но об этом позже). Мужчина же изначально взращивается в соревновательной культуре и в периоды возрастных рубежей обостряется сравнение себя с остальными: «Кто я?», «Достаточно ли я успешен?», «Могу ли я конкурировать?».

— Если обратимся к тем, кто переживает этот кризис, то можем заметить, что речь зачастую идет о мужчинах?

— Чем отличается мужской кризис 30 от женского?

— Как было сказано ранее, мужской кризис больше всего насыщен переживаниями о достижениях, реализованности, финансовой стабильности. Женский кризис, если можно так выразиться, более биологичен. Это чаще переживания о закате молодости и страхе увядания, о вопросе брака и деторождения. И для мужчин, и для женщин в период кризиса характерно то, что начинает тревожить именно социальное ожидание даже если для человека этот вопрос не является актуальным. То есть не может же всех интересовать рождение ребенка или достижение пика карьеры сугубо до 30-ти лет. Но в определенный момент молчаливое (а иногда и не очень) социальное давление заставляет задуматься: «А вдруг для меня это тоже важно?»

— Какие симптомы красноречиво говорят, что у человека тот самый кризис 30-ти? Или это бессимптомное явление?

— Кризис не является расстройством или болезнью, поэтому о наличии симптомов здесь говорить неуместно. Могу ответить иронично: главный признак кризиса 30-ти – это когда тебе 30 и ты переживаешь на этот счет. Ну и есть такое понятие, как «нарциссическая депрессия». Именно она настигает многих в «околотридцатилетнем» периоде. Здесь переживания о собственной грандиозности, но невозможности реализоваться, о подавленной или явной агрессии и зависти к более успешным или соответствующим социальным ожиданиям.

— Какие главные страхи одолевают людей, стремительно приближающихся к пугающему 30-летию?

— Исходя из своей практики могу сказать, что, как правило, кроме очевидных вопросов успеха-карьеры-семьи-детей в это время довольно часто актуализируются экзистенциальные переживания и страх смерти.

— Что делать, если человек понимает, что с ним что-то не так? Реально ли справиться с проблемой самостоятельно или без специалиста никак?

— Здесь мой ответ универсален, когда задают подобные вопросы о любой проблеме, а не только о возрастных кризисах: реально. Но если самостоятельно не получается или не хочется, то имеет смысл обратиться за помощью к психотерапевту. Это не страшно. Гораздо страшнее самостоятельно вариться в собственном соку с нерешенной проблемой.

— Какие техники может применить психолог, чтобы облегчить состояние пациента?

— Опять-таки, так как кризис – это не болезнь, то и обратившийся за помощью с этой проблемой не является пациентом. Психолог будет работать с запросом клиента в рамках той методологии, в которой он имеет квалификацию и практикует.

— Есть ли какие-нибудь превентивные меры, которые может предпринять человек до того, как столкнуться с первыми симптомами?

— Это не чек-лист, но действительно очень помогает работа с собственными смыслами и осознанием своих желаний и целей. Когда мы можем себе точно сказать, что строим свою жизнь в соответствии со своими личными взглядами и планами, отделить «свое» от тех самых социальных ожиданий (хотя это может и совпадать). Вот это понимание, что и почему мне нужно в жизни, значительно облегчает переживание кризисных вех. Ведь они, как правило, о стереотипных нормах: «В 30 лет ты должен А-Б-В».

— Кто чаще всего становится жертвой кризиса 30?

— Можно охарактеризовать эту категорию людей как «думающие, но застревающие». То есть те личности, которые фиксируются на обдумывании проблемы, но не могут преодолеть ситуацию через действие. Им необходим ресурс для того, чтобы перешагнуть и двигаться дальше. Над этим и работаем. Над построением смыслов, над осознанием чувств. В противном случае можно «подхватить» этот кризис и жить с ним не только в 30, но и в следующие десятилетия.

— Если вбить в поисковую строку Google «кризис 30 лет», то в первую очередь выпадет вариант «кризис 30 лет у мужчин». Почему принято считать, что у представителей пола, который начинается с «м», больший шанс попасть в ловушку кризиса 30-ти?

КРИЗИС ТРИДЦАТИ ЛЕТ

КРИЗИС ТРИДЦАТИ ЛЕТ
В середине периода ранней взрослости (примерно к тридцати годам) человек переживает кризисное состояние, некий перелом в развитии, связанный с тем, что представления о жизни, сложившиеся между двадцатью и тридцатью годами, не удовлетворяют его. Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, человек обнаруживает, что при уже сложившейся и внешне благополучной жизни личность его несовершенна, что много времени и сил потрачено впустую, что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать, и т. п. Иными словами, происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего «Я». Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей жизни, в себе: семью, профессию, привычный образ жизни. Самореализовав себя на данном этапе жизни, в период молодости, человек вдруг осознает, что, в сущности, стоит перед той же задачей – поиска, самоопределения в новых обстоятельствах жизни, с учетом реальных возможностей (в том числе ограничений, не замечавшихся им ранее). Этот кризис проявляет себя в ощущении необходимости «что-то предпринять» и свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень – возраст взрослости. «Кризис тридцати» – условное название. Это состояние может наступить и раньше, и позднее, ощущение кризисного состояния может наступать на протяжении жизненного пути неоднократно (как и в детстве, отрочестве, юности), так как процесс развития идет по спирали, не останавливаясь.

Для мужчин в это время характерна смена работы или изменение образа жизни, но их сосредоточенность на работе и карьере не меняется. Наиболее частым мотивом добровольного ухода с работы является неудовлетворенность чем-то на данном месте. При этом главное значение имеет неудовлетворенность именно работой: производственной обстановкой, напряженностью труда, заработной платой и т. д. Если неудовлетворенность работой возникает вследствие стремления добиться лучшего результата, то это только способствует совершенствованию самого работника.

У женщин во время кризиса 30-летия обычно меняются приоритеты, установленные в начале ранней взрослости (Крайг, 2003, Levinson, 1990). Женщин, ориентированных на замужество и воспитание детей, теперь в большей степени начинают привлекать профессиональные цели. В то же время те, кто отдавал свои силы работе, теперь, как правило, направляют их в лоно семьи и брака.

Переживая кризис тридцати лет, человек ищет возможность укрепления своей ниши во взрослой жизни, подтверждения своего статуса взрослого: он хочет иметь хорошую работу, он стремится к безопасности и стабильности. Человек еще уверен в том, что возможно полное воплощение надежд и чаяний, образующих «мечту», и усердно трудится для этого.

Исследования, посвященные тендерным различиям в развитии, дали противоречивые результаты. Одни авторы утверждают, что переходные периоды, как у женщин, так и у мужчин, тесно связаны с возрастом; другие считают, что для женщин индикаторами переходов являются стадии семейного цикла (Крайг, 2003).

Г. Шихи предлагает «модели поведения» как классификацию возможных вариантов решения задач развития для женщин и мужчин. Шихи, как и некоторые другие авторы (Levinson, 1986; Виткин, 1996), особо отмечает кризис в 28–32 года, когда наиболее ярко идут процессы переоценки жизненных ценностей и целей, поиска места в обществе взрослых, окончательно решаются конфликты юношеского периода, приобретаются новые обязанности.

Люди отличаются друг от друга моделями поведения в зависимости от того, какой выбор они делают в двадцатилетнем возрасте. В зависимости от различных моделей поведения, каждый по-своему развивает свою роль в жизни, поэтому важно оценить будущие перспективы. Сами модели поведения меняются, становясь разнообразнее, отражают влияние изменяющегося миpa. Шихи считает, что каждой модели поведения соответствует определенный набор психологических проблем, связанных с тем, как эффективно человек решает свои задачи развития – глубокий кризис и «застревание» на предыдущих стадиях или более благополучное вхождение во взрослость (Шихи, 1999).

Модели поведения женщин

«Заботливые». Выходят замуж в двадцатилетнем возрасте или даже еще раньше и в это время не собираются выходить за пределы роли домохозяйки. Им не удается разрешить задачи, которые стоят перед человеком в этом возрасте: обретение автономии и независимости, формирование идентичности, целостного образа «Я», сочетающего различные элементы личности. Женщина может оторваться от родителей, от родительской семьи, но все равно не может стать независимой и самостоятельной: родительские функции (экономические и контроля) берет на себя муж.

Существует несколько возможностей патологической идентификации при такой модели развития. Б. Фридан (Фридан, 1992) выделяет следующие: через мужа и его достижения, детей, секс, накопительство.

При идентификации через мужа женщине грозит потеря собственной индивидуальности. Статус приобретается через достижения мужа и обладание вещами, которые являются символами этого статуса. Другая возможность идентификации – стать матерью. Рождение ребенка придает смысл существованию, служит «доказательством» женской сущности. Поэтому многие неработающие женщины продолжают рожать вновь и вновь, не зная, чем себя занять. Потом, когда дети вырастут и покинут дом, решение проблемы поиска себя и смысла жизни будет еще более трудным. Секс может стать лекарством от скуки и обыденности жизни, но не может быть полноценным средством самоидентификации. Пытаясь утвердиться с помощью секса и не найдя в нем удовлетворения, домохозяйка попадает в замкнутый круг. Часто это приводит к поиску удовольствий на стороне и уходу в мир сексуальных грез. Американские психологи утверждают, что домохозяйки более склонны к изменам, чем работающие женщины.

Часто брак – попытка проверить собственную идентичность с помощью другого человека. По данным статистики, юношеские браки не так продолжительны, как у тех, кто женится после двадцати. Э. Эриксон усматривает в этом факте доказательство того, что невозможно достичь интимности, стремясь к идентичности таким путем (Хьелл, Зиглер, 1997).

Кризис тридцатилетия, когда большинство женщин проходит ситуацию перевыбора, застает женщину с такой моделью поведения совершенно неподготовленной и уязвимой для ударов судьбы: она лишена самостоятельности, пассивна, экономически зависима, не имеет образования, профессии, идентичность ее неопределенна, т. е. не решена предыдущая задача развития. Ожидание возможности создать отношения, приносящие удовлетворение, становится все более тягостным, в основном по внутренним причинам: из-за растущей неуверенности в себе, замедления общего развития, также обременяет экономическая зависимость. И наконец, все больше ощущается пустота в сфере достижений, так как с годами на достижениях фиксируется все больше внимания. Ей кажется, что жизнь потеряла смысл, развивается озлобленность (Хорни, 1993).

Задача развития (идентичность, самостоятельность) осложнена семейными проблемами и отставанием в профессиональной сфере от сверстников. При негативном разрешении кризиса возможна регрессия на предыдущую стадию развития, возрастает риск невро-тизации.

«Или – или». Эти женщины в двадцать лет должны сделать выбор между любовью и детьми или работой и образованием. Различают два типа таких женщин: одни откладывают мысли о карьере на более поздний срок, но, в отличие от «заботливых», через какое-то время намереваются сделать карьеру; другие стремятся сначала закончить свое профессиональное образование, перенеся материнство, а часто и брачный союз, на более поздний период.

В первом случае преимуществом является то, что женщина получает возможность проделать большую внутреннюю работу, которая поможет ей в дальнейшем точно определить свои приоритеты. В отличие от «заботливых» у таких женщин преодолен кризис перехода от юности к ранней взрослости, определены жизненные цели (семья, работа), заложен фундамент для будущей карьеры. Опасность этой модели развития состоит в том, что при откладывании разрешения кризиса на более поздний срок возможны утеря профессиональных навыков и возросшая конкуренция со стороны сверстников. Содержание кризиса: подавление той части своего «Я», которая жаждет получить профессиональное признание в мире, то есть сделать карьеру. Субъективные ощущения: тревога, смутные опасения (Шихи, 1999); недовольство своей ролью домохозяйки, сопротивление со стороны мужа, который часто не поощряет желание работать (Виткин, 19966; Фридан, 1992).

Читайте также:  Мирамистин при отите, как применять Мирамистин при отите?

Исследования группы женщин, выбравших второй тип модели «или – или» (сначала – карьера, потом – роль жены и матери), достаточно малочисленны. Обычно такие женщины являются первенцами в семье, матери не имеют на них влияния. Отцы поддерживают самооценку своих дочерей и становятся ее главным источником. Все респондентки получили высшее образование и в возрасте 25 лет решили отложить материнство и замужество. Типичное содержание кризиса – внезапное осознание того, что у них осталось мало времени, чтобы завести ребенка, ощущение своего одиночества. Женщины начинают посещать врачей, менять партнеров, могут «выскочить» замуж (Виткин, 19966). Проблема в том, что независимой, достигшей определенного положения женщине трудно найти равного партнера, мужчины обычно «опасаются» их. Поиски могут затянуться на неопределенное время, и женщина может не создать семью. Среди не вышедших замуж можно выделить группу, которая выбрала новые задачи развития, и ту, которая задачи кризиса не разрешила.

Выделяется также группа женщин, которым удается сбалансировать взаимность с индивидуальностью. Они сначала делают карьеру, затем вступают в брак и становятся матерью к тридцати годам. Г. Шихи называет такой вариант наиболее эффективным. Преимущество такой модели в том, что она позволяет планировать события и женщина более подготовлена к переходу тридцатилетия: созданы «интимные отношения» – семья, есть карьерные достижения. Все большее количество женщин откладывают материнство на поздний срок. По данным американской статистики, в период с 1980 по 1988 г. число женщин, выбравших такую модель развития, выросло в два раза (Виткин, 19966). Кризис в этом случае обычно состоит в том, что «биологические часы» говорят женщине, что она может не успеть стать матерью, она начинает давить на мужа, который может быть не готов стать отцом. Задача стать матерью становится основной. Проблемой может стать и то, что женщине трудно родить ребенка – часы «пробили» слишком поздно. Многие находят выход, взяв приемных детей, в заботах о племянниках и племянницах (Виткин, 1996а). «Интеграторы». Пытаются сочетать брак и материнство с карьерой. Содержание кризиса: женщина чувствует усталость, подавленность задачами, вину перед мужем и детьми, ей постоянно приходится жертвовать то семьей, то карьерой, чтобы все успеть. По мнению некоторых исследователей (Levinson, 1990; Шихи, 1999), женщина может совместить обе эти роли только к тридцати пяти годам. Часто женщины не выдерживают таких нагрузок и в результате или на какое-то время, пока не подрастут дети, отказываются от работы, или отказываются от брака, воспитания детей. Другие находят более позитивный выход: перераспределяют домашние обязанности с мужьями, работают на дому, используя современные средства связи, неполный рабочий день, прибегают к помощи няни (Виткин, 19966; Некрасов, Возилкин, 1993). Современные модели семьи и прогресс во взглядах общества предполагают много возможных вариантов позитивных выходов при такой модели. Новая структура жизни – временно неработающий или работающий неполный рабочий день отец, «воскресный» отец, заботящийся о детях в выходные и праздники, позволяющий женщине стать зрелой личностью: дать ей возможность «любить и работать» (Фрейд, 1993). Подобные отношения в брачных союзах могут дать женщине возможность соединить все стороны своего существа.

«Женщины, которые никогда не выходят замуж», включая нянь, воспитателей и «офисных жен». Некоторые женщины из этой группы гетеросексуальны, другие являются лесбиянками, а третьи отказываются от половой жизни (Морз, 1993; Шихи, 1999). Некоторые незамужние женщины становятся общественными работниками, нянями-гувернантками, воспитателями для сирот и детей с замедленным развитием. Они направляют свои созидательные способности на заботу о детях всего мира. Однако есть и такие женщины, которые становятся «офисными женами», готовыми исключить любые другие привязанности, чтобы посвятить свою жизнь известным людям.

«Неустойчивые». В двадцатилетнем возрасте выбирают непостоянство, путешествуют по жизни, меняя место жительства, занятия и сексуальных партнеров. Женщина, выбравшая такую модель поведения, предпочитает никак не определяться в жизни: не имеет постоянного заработка, семьи, профессии, часто бродяжничает и обладает, как правило, незрелой личностью, не готова «любить и работать», имеет низкую самооценку, живет сегодняшним днем, не задумываясь о будущем (Вит-кин, 19966). Содержание кризиса: к тридцати годам женщина устает от «вольной жизни», перед ней встает проблема дальнейшего самоопределения, поиск себя в мире взрослых и приобретение профессии. По сути, она должна решить проблемы и юношеского, и тридцатилетнего периода. Если задачи, связанные с предыдущим периодом развития, не решены, они могут усложнить или наложиться на задачи следующих периодов (Levinson, 1990). В крайних случаях развитие может задержаться до такой степени, что человек окажется не в состоянии войти в следующий период. Он чувствует, что его задавили новые задачи, в то время как он борется со старыми, могут появиться психические заболевания, человек потеряет свою дорогу в жизни или будет искать смерти. Часто женщины этой категории входят в группу риска: ведут асоциальный образ жизни, для них характерно деструктивное поведение, употребление алкоголя и наркотиков. При негативном исходе эти проблемы обостряются, женщина «застревает» на юношеской стадии.

Модели поведения мужчин

Модели поведения мужчин могут быть разделены на три основные группы (Виткин, 1996а; Шихи, 1999):

Неустойчивые. Не желают или не способны наметить твердые внутренние ориентиры в двадцатилетнем возрасте и продолжают эксперименты молодости. Это люди, способные только на ограниченные эмоциональные переживания. Они хватаются то за одно, то за другое дело, ничего не доводя до конца. У них нет четкого представления о том, какая профессия их привлекает. Они не стремятся к постоянству – по крайней мере, в двадцатилетнем возрасте.

Содержание кризиса: люди, принявшие такую модель поведения, плывут вниз по течению и разрушают себя. Они как бы путешествуют автостопом по дороге жизни, не разрешая себе узнать, что же они на самом деле чувствуют. Внутренний опыт этого периода развития хаотичен, а внешняя структура неустойчивости, вероятно, будет сохраняться на протяжении шести-семи лет.

У некоторых людей, следующих такой модели поведения, продолжение экспериментов юности носит позитивный характер – в том случае, если это помогает формировать основу для дальнейшего выбора. В целом люди, которые начинают с неустойчивой модели поведения, около тридцати лет ощущают сильное желание установить личные цели и привязанности (хотя вовсе не обязательно женятся). Некоторые мужчины к середине жизни остаются в периоде моратория, все еще нащупывая пути отождествления своей личности и ощущая внутреннюю неясную потребность определиться в своих целях.

Замкнутые. Это наиболее распространенная категория. Они мирно, без кризисов и самоанализа, намечают твердые ориентиры в двадцатилетнем возрасте. Люди, которые придерживаются такой модели поведения, надежны, но легко подавляемы. В поисках ранней стабильности они часто не подвергают серьезной оценке систему ценностей, которая находится в основе их целей.

Содержание кризиса: в тридцать лет они могут начать сожалеть о том, что не использовали свои ранние годы для исследований. Те же, кто имеет смелые взгляды, может использовать переход к тридцатилетнему возрасту для разрушения шаблонного «чувства долга», если карьера, которой они добивались, их уже не устраивает.

Вундеркинды. Подвергают себя риску и играют на выигрыш, часто веря, что, как только они достигнут вершины, их неуверенность в себе исчезнет. Вундеркинд обычно рано добивается успеха. Примечательна его реакция на все другие представления о развитии взрослого человека. Он поверит в них только в том случае, если они позволят ему пройти наверх. Он действительно раньше, чем его сверстники, преодолевает тяжелые профессиональные испытания, хотя не всегда достигает вершины или остается на вершине, достигнув ее. Он думает только о деле, и у него очень рано стирается граница между работой и личной жизнью.

Содержание кризиса: они боятся признаться себе, что не все знают. Они боятся подпускать кого-нибудь слишком близко к себе. Боятся остановиться и потратить время на борьбу с внешними трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Они боятся, что кто-нибудь может посмеяться над ними, повлиять на них, использовать их слабости и ограничить их до беспомощности маленького ребенка. На самом деле они боятся своего «внутреннего сторожа» – внутреннего образа родителей и других значимых взрослых из их детства. Каждый мужчина-вундеркинд в своих воспоминаниях о юношестве находит человека, который застанлял его чувствовать себя беспомощным и не уверенным в себе.

Четыре другие модели поведения являются дополнительными, так как встречаются достаточно редко.

Старые холостяки. Поскольку слишком мало мужчин старше сорока лет никогда не были женаты, по столь малочисленной группе трудно сделать точное заключение.

Воспитатели. Видят смысл жизни в том, чтобы заботиться об общине (священники, врачи-миссионеры), или посвящают себя заботам о семье, хотя обычно это делают жены.

Скрытые дети. Избегают процесса взросления и остаются привязанными к своим матерям, даже став взрослыми.

Интеграторы. Пытаются сбалансировать свои амбиции с искренними обязательствами по отношению к семье, включая разделение обязанностей в заботе о детях и сознательную работу, направленную на сочетание материальной независимости с моралью и полезностью для общества. Подобная внутренняя борьба естественна для людей, находящихся в переходе к тридцатилетнему возрасту. Наверное, нельзя достичь интеграции в жизни до тридцати пяти лет. Такую модель поведения можно выбрать только в том случае, если сильно этого желаешь. Будущий интегратор часто не в силах совладать с противоположно направленными силами. В тот момент, когда обычный мужчина начинает искать новые возможности расширения своего внутреннего мира, интегратору необходимо еще освобождаться от старого багажа. С раннего детства он привык решать задачи на основе математической модели. Он приспособлен к жизни в такой среде, где чувствам предпочитают факты, а компетентность ценится выше человеческих взаимоотношений, и хорошо адаптируется в современном постиндустриальном обществе, в котором следует выполнять правила, подчиняться системе и твердо стоять на ногах, нужно быть безразличным и рационалистичным.

Содержание кризиса: они боятся признаться себе, что не все знают. Они боятся подпускать кого-нибудь слишком близко к себе. Боятся остановиться и потратить время на борьбу с внешними трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Они боятся, что кто-нибудь может посмеяться над ними, повлиять на них, использовать их слабости и ограничить их до беспомощности маленького ребенка. На самом деле они боятся своего «внутреннего сторожа» – внутреннего образа родителей и других значимых взрослых из их детства. Каждый мужчина-вундеркинд в своих воспоминаниях о юношестве находит человека, который застанлял его чувствовать себя беспомощным и не уверенным в себе.

Кризис тридцати лет у женщин или в тридцать лет жизнь только начинается

Кризис среднего возраста помолодел — теперь, по данным психологов, он происходит и в тридцать, и в сорок лет. При этом кризис тридцатилетия, как правило, более свойственен женщинам, а сорокалетия — мужчинам. Однако не все так страшно: первый кризис взрослости, настигающий прекрасный пол к 28–32 годам, представляет собой возможность изменить жизнь к лучшему и добиться любых целей, ведь в этом возрасте действительно все ещё впереди.

Тенденция к изменению — свойство человеческой личности. Как правило, её развитие происходит не постепенно, а скачками, и каждый такой скачок называется возрастным кризисом. Они всегда с нами рядом — от младенчества до старости, и от личности зависит, как она его преодолеет — приобретёт что-то полезное или откатится на ступеньку назад. Слово “кризис” имеет негативный оттенок, поэтому можно назвать его переходным периодом или временем перемен. Главное — ваше отношение к кризису, то, как вы им воспользуетесь.

К тридцати годам личность достигает зрелости, испытывает стремление к гармонии и полной реализации. Поэтому нас начинает беспокоить то, что какая-то сфера нашей жизни недостаточно развита или вообще заброшена. Наше состояние на пороге тридцати — это отголоски нашего выбора в двадцатилетнем возрасте. То, чего мы добились к этому времени, — прямое следствие жизненных целей, которые стояли перед нами в двадцать лет. Но теперь мы чувствуем себя по-другому. Личность меняется, её цели и приоритеты — тоже. И мы осознаем, что какие-то аспекты жизни не принимали до этого во внимание. Это вызывает настойчивое желание что-то изменить, направить свою энергию в иное русло.

Столкнувшись с такими переживаниями, женщины ведут себя по-разному, в зависимости от того, чего они добились в жизни на данный момент.

Американский психолог Гейл Шихи выделила несколько основных моделей поведения женщин, основанных на том, какой выбор они сделали в возрасте двадцати лет:

  • Заботливые. Выходят замуж в двадцатилетнем возрасте или даже ещё раньше и в это время не собираются заниматься чем-то, кроме семьи. Этой модели поведения присущи проявление заботы, способность оказать помощь в тяжёлую минуту, умение выслушивать других людей и вера в них. Женщины, выбравшие эту модель, живут для человеческих взаимоотношений и удовлетворяют свои личные амбиции через других людей. Вместо того чтобы заниматься воплощением своей мечты, заботливая женщина оказывает многообещающему мужу поддержку в воплощении его планов. Такие женщины стараются всегда и во всем уступать мужу. Они необязательно домохозяйки, но, даже если они работают, то только для того, чтобы помочь мужу сделать карьеру или заработать достаточно денег на покупку новой кухонной мебели. Это не имеет ничего общего с “воплощением полного потенциала в работе”. Заботливые женщины полностью сосредоточены на муже и детях.
  • Или- или. В двадцатилетнем возрасте они чувствуют необходимость сделать выбор между любовью и детьми или работой и образованием.
Читайте также:  Массаж при атеросклерозе: можно ли делать для сосудов нижних конечностей

Существуют два типа таких женщин:

  • Откладывающие мысли о карьере на более поздний срок. Отказавшись от профессионального роста и выйдя замуж, они имеют чёткий план, когда смогут получить или закончить образование, выйти на работу и наверстать упущенное.
  • Стремящиеся сначала закончить своё профессиональное образование и откладывающие на более поздний срок создание семьи. Отодвинув материнство, а часто и брачный союз на более поздний период, они сначала получают образование и добиваются профессиональных успехов, чтобы потом в полной мере испытать радости семейной жизни.

Проблемой женщин с такой моделью поведения является то, что, какой бы выбор они ни сделали, они неизбежно подавляют часть себя и испытывают по этому поводу неудовлетворённость. К тому же, поменять привычный стиль жизни и заняться нереализованной частью своего “Я” бывает очень трудно, даже если это спланированный, долгожданный шаг. Действуя по плану, такие женщины могут внезапно осознать, что не готовы к его осуществлению, что им нужен новый план, новые навыки и ресурсы. Например, полученных знаний уже не хватает для той работы, которой они мечтали заняться, или нет партнёра, за которого они могли бы выйти замуж и родить детей.

  • Интеграторы. Пытаются в двадцатилетнем возрасте все скомбинировать — сочетать карьеру с брачным союзом и материнством. С юношеским максимализмом они пытаются успеть все, и не всегда это им удаётся. Они отдают детей в ясли, работают по ночам, выматываются и не могут уделять достаточно внимания ни семье, ни работе. Рано или поздно им приходится выбирать между карьерой и семьёй, и очень часто этот выбор — не в пользу семьи. Дети таких мам испытывают недостаток общения и завидуют своим братья м и сёстрам, рождённым позже, которым уделяют гораздо больше внимания.
  • Женщины, которые никогда не выходят замуж. Это может быть их сознательный выбор или данность, с которой они смирились и направили свои силы на что-то другое. Женщины могут избегать брачного союза, чтобы не потерять свою свободу. Это актуально для творческих, активных личностей и женщин с поддерживающими, любящими родителями, которые создают им максимальный комфорт и не требуют, чтобы они жили отдельно. Такие женщины реализуют себя в разных жизненных сферах, но неудовлетворённость отсутствием собственной семьи периодически проявляется и причиняет им беспокойство.
  • Неустойчивые. В двадцатилетнем возрасте выбирают непостоянство и путешествуют по жизни, меняя местонахождение, свои занятия и сексуальных партнёров. Это тип женщин “перекати-поле”, к которым относятся представители различных субкультур, такие как хиппи, или просто женщины, которые не хотят брать на себя ответственность, заводить семью, учиться или работать. Очень часто к тридцати годам у них пропадает стремление жить бродячей жизнью, и перед ними встаёт выбор, который они должны были сделать в двадцать лет.

Если вы узнали себя в одной из перечисленных моделей, вам будет легче посмотреть на себя со стороны. Необходимо помнить, что эти модели поведения не являются фиксированными. Если вам не нравится ваша модель поведения, вы можете изменить ее. Обычно люди переходят из одной колеи в другую по мере накопления опыта и личностного роста. Кризис тридцати лет как раз даёт возможность поменять модель поведения или сделать выбранную модель более эффективной.

Конечно, это непростое время. Браки распадаются, налаженная жизнь рушится, кажется бессмысленной, женщины испытывают стресс, депрессию, им нелегко сделать выбор. Как же нужно действовать, чтобы пережить этот переходный период с максимальной пользой? Во-первых, не старайтесь просто делать все наоборот, поступать от противного — соглашаться на первую попавшуюся работу, если сидели дома, или срочно искать подходящего партнёра, чтобы забеременеть, если до этого посвящали все своё время карьере.

Поможет лишь обращение к собственному “я”. На этапе кризиса необходимо направить все свои душевные силы на себя, оттянув их от других людей. Необходимо посмотреть в себя, изучить свои качества, способности, желания, разобраться, в чем мы на самом деле нуждаемся. Расширение и открытие внутренних границ даёт возможность объединить все аспекты нашего внутреннего “я” и стать полноценной, гармоничной личностью.

Это нелегко — придётся знакомиться с собой заново, пересматривать все свои цели, ценности и жизненные приоритеты. Практически всегда женщина задумывается о том, хочет ли она сохранить свой брак. И если да, то сохранить его в том же виде или что-то в нем изменить. Полученный опыт даёт женщине возможность пересмотреть ориентиры и выстроить новую систему ценностей. Не бойтесь открываться новому, но и не старайтесь бездумно избавиться от старого: ищите то, что будет лучше для вас. Не торопясь, обдумайте различные варианты поведения, обсудите их с близкими или обратитесь к психологу. В период душевного смятения как никогда важен взгляд со стороны.

В ситуации непростого выбора полезно бывает сделать следующее упражнение. Представьте себя через пять лет: что останется в вашей жизни, что появится нового, что сделает вас счастливой? Выберите несколько вариантов развития событий, как в фантастических фильмах про путешествия во времени, и вживитесь в своё будущее “я”. Вам в нем комфортно? По какому пути вы действительно хотите пойти?

В тридцать лет женщина находится в самом расцвете. Возможно осуществление любых планов — карьерных, семейных, творческих. Смотрите в будущее, ставьте перед собой новые задачи, ищите новых друзей! Главное, помните — созидание предпочтительнее разрушения, и не рубите сплеча. Воспользуйтесь возможностью изменить свою жизнь — это самое ценное, что предлагает нам кризис среднего возраста.

Столкнувшись с такими переживаниями, женщины ведут себя по-разному, в зависимости от того, чего они добились в жизни на данный момент.

Признаки лактационного криза в 3 месяца

Каждая женщина в период кормления грудью переживает хотя бы однажды лактационный криз в 3 месяца. Его называют нормальным физиологическим процессом, но в это время доставляется немало беспокойных моментов. Следовательно, не стоит забывать каждой кормящей матери о возникновении данной ситуации при грудном кормлении. Необходимы знания и подготовка по вопросам длительности явления, а также как себя вести в данном случае.


Существует понятие зрелой лактации, когда образование молока происходит вследствие стимуляции груди малышом. Грудь становится мягкая, выработка молока осуществляется в процессе кормления. Запасы в ней отсутствуют.

Грудное вскармливание в 3 месяца

Увы. В этом возрасте вам придется столкнуться с новыми «подводными камнями», не позволяющими превратить грудное вскармливание в 3 месяца в сплошное удовольствие. Наиболее часто встречающимися из них являются кризис роста, ложный отказ от груди и лактационный криз. Рассмотрим каждый более подробно.

Кризис лактации в 4 и 5 месяцев

Кризис на этом этапе развития ребёнка сходен с лактационным кризисом в 3 месяца. Всё зависит от индивидуальных периодов роста ребёнка. Определённые скачки в развитии, набор массы тела требует увеличения объёма питания.

При правильном соблюдении распорядка дня своего и малыша мама быстро и без волнений справится с наступившей нехваткой молока.


Кризис молока может наступить на второй или третий месяц. Казалось бы, выработка молока наладилась, колики в животике прошли, всё хорошо. Но для ребёнка характерен определённый скачек в развитии, он уже осмысленно и с интересом воспринимает окружающие предметы и людей. Может наступить кризис грудного вскармливания именно в этот период.

Сокращение периодов между кормлениями

Кормление грудничка по часам уже давно не считается правильным. Сегодняшние рекомендации ВОЗ и большинства педиатров сводятся к тому, что ребенка нужно кормить по его первому требованию. Когда мама прикладывает малыша к груди, он произвольно стимулирует молочные железы, что положительно сказывается на лактации и приводит к увеличению объемов материнского молока. При возбудимом или нервном поведении ребенка у груди, мама должна успокоить младенца, расслабиться, наладить контакт с грудничком и повторить кормление.

Не стоит сразу после отказа малыша от груди докармливать новорожденного смесью. Кризис лактации — это явление временное и быстропроходящее, поэтому период ожидания будет лучшим методом избавления от криза.

А смесь или искусственное молоко может вызвать аллергию, расстройство пищеварительной системы или затяжной вариант развития лактационного криза.

Так устроен женский организм, что гормоны, которые ответственны за выработку молока, больше всего активизируются в ночное время суток. Поэтому кормление грудничка по ночам увеличит лактацию. К тому же момент уединения мамы и ребенка при совместном сне положительно скажется как на самом процессе грудного вскармливания, так и на нервной системе новорожденного.

Как легко преодолеть кризис 3-х месяцев у грудничков

Чтобы поскорее пройти лактационный кризис у грудничков 3-х месяцев, необходимо придерживаться таких правил поведения, которые обозначили опытные психологи и неврологи:

  1. Только на ГВ (грудном вскармливании) ребенок имеет возможность получить питание высшего качества, если, конечно, мама соблюдает определенный рацион, придерживается диеты. Исключение составляют случаи, когда у матери не выделяется молоко – тогда дети состоят на искусственном вскармливании и могут обойти лактационный кризис. Помните, что грудное молоко – единственно возможное для формирования и сохранения хорошего иммунитета. Несмотря на кризис и капризы ребенка, продолжайте настаивать на питании грудью. Даже самый ретивый и настойчивый малыш рано или поздно сдастся, голод все равно возьмет верх. Совсем скоро маленький кроха забудет о том, как активно он отталкивал мамину грудь, и снова оценит вкусное и насыщенное молоко.
  2. Что нельзя делать, так это кричать на ребенка, шлепать его и применять силу. Вы не только не заставите грудничка взять грудь, но вызовите у него нервный срыв, который обернется продолжительным плачем и истерикой. Будьте разумны – перед вами ребенок, а не осознанный взрослый. Потерпите всего неделю, убаюкивайте малыша колыбельными, читайте стишки и прибаутки, отдавайте предпочтение ласковым интонациям, делайте вид, будто ничего необычного не происходит, и младенец прекратит свой бунт.
  3. Если ребенок начинает истерить и захлебывается в рыданиях, переключайте его внимание на другое состояние, настроение, показывайте интересные предметы, занимайте его мысли чем-то другим, положительным и прекрасным. Игры, прогулки, приятный отдых – никто не отменял обычные бабушкины методы.
  4. Можно поэкспериментировать с позами принятия пищи.
  5. Уделяя внимание малышу, не забывайте и о себе. Вам необходимо рационально и правильно питаться, тогда молоко будет достаточно жирным, не станет провоцировать вздутие или понос.

Сколько длится кризис 3-х месяцев у грудничков? От пары дней до 1 недели, поэтому потерпеть нужно недолго.

  1. Только на ГВ (грудном вскармливании) ребенок имеет возможность получить питание высшего качества, если, конечно, мама соблюдает определенный рацион, придерживается диеты. Исключение составляют случаи, когда у матери не выделяется молоко – тогда дети состоят на искусственном вскармливании и могут обойти лактационный кризис. Помните, что грудное молоко – единственно возможное для формирования и сохранения хорошего иммунитета. Несмотря на кризис и капризы ребенка, продолжайте настаивать на питании грудью. Даже самый ретивый и настойчивый малыш рано или поздно сдастся, голод все равно возьмет верх. Совсем скоро маленький кроха забудет о том, как активно он отталкивал мамину грудь, и снова оценит вкусное и насыщенное молоко.
  2. Что нельзя делать, так это кричать на ребенка, шлепать его и применять силу. Вы не только не заставите грудничка взять грудь, но вызовите у него нервный срыв, который обернется продолжительным плачем и истерикой. Будьте разумны – перед вами ребенок, а не осознанный взрослый. Потерпите всего неделю, убаюкивайте малыша колыбельными, читайте стишки и прибаутки, отдавайте предпочтение ласковым интонациям, делайте вид, будто ничего необычного не происходит, и младенец прекратит свой бунт.
  3. Если ребенок начинает истерить и захлебывается в рыданиях, переключайте его внимание на другое состояние, настроение, показывайте интересные предметы, занимайте его мысли чем-то другим, положительным и прекрасным. Игры, прогулки, приятный отдых – никто не отменял обычные бабушкины методы.
  4. Можно поэкспериментировать с позами принятия пищи.
  5. Уделяя внимание малышу, не забывайте и о себе. Вам необходимо рационально и правильно питаться, тогда молоко будет достаточно жирным, не станет провоцировать вздутие или понос.
Читайте также:  Капли в нос: толковый врачебный обзор всех групп - от сосудосуживающих до солевых и противомикробных

Симптомы кризов

Поскольку в статье мы рассматриваем лактационный кризис 3 месяцев у грудничков, то, скорее всего, вы уже приблизительно знаете, что это такое, ведь первый криз приходится на 4-6 недель. Напомним основные его признаки:

  • кроха во время кормления плачет, нервно захватывает сосок, а затем бросает его, присутствует стойкое ощущение, что малыш голодный;
  • ребенок в полном смысле этого слова «висит» на груди;
  • грудь не успевает наполниться, она мягкая, будто в ней совсем нет молока;
  • докармливания со второй груди также не хватает.

Если при опустошенной груди возникают сомнения в отношении того, действительно ли наступил лактационный криз или же проблемы в самом механизме выработки лактации, можно воспользоваться методом Молля. Он состоит в измерении температуры тела в подмышечной впадине и под грудной железой. При хорошей интенсивной лактации она будет на 0,5-1 градус выше под грудью.

Также кризы при ГВ случаются из-за таких факторов:

Кризис 3-4 месяцев. Трудности ГВ. ПОЛЕЗНАЯ СТАТЬЯ

Думаю, что для многих статья будет интересна и полезна.

Нас слава богу не коснулось… Ттт

Про кризис 3-х месяцев

По данным перинатальных психологов, изучающих поведение грудных детей, в 3-4 месяца наблюдается первый этап отделения младенца от матери — малыш впервые заявляет о себе, как о личности. Делает он это в меру своих способностей: находясь на руках, упирается в маму руками и ногами; отворачивается и сопротивляется, когда она дает ему грудь; кричит, едва взяв грудь и сделав несколько сосательных движений; берет одну грудь, но отказывается от другой. Ребенок как будто провоцирует мать: как-то она будет вести себя в такой ситуации? действительно ли она является для него надежной защитой?

Если в ответ на подобное изменение поведения ребенка (его называют «ложным отказом от груди») мама предоставляет ему дополнительные «доказательства» своей надежности — не перестает предлагать грудь, кормит ребенка ночью, не использует бутылочки и пустышки, не дает воду и прикорм, готова кормить малыша в разных положениях, удобных для него, — кризис 3-4 месяцев проходит довольно быстро. Самое главное: ухаживать за ребенком в это время должна только мама, а все остальные члены семьи должны ухаживать за ней. Это лучше всего способствует укреплению контакта между матерью и ребенком, в котором малыш так нуждается в этот период.

Однако если мама не знает о кризисе 3-4 месяцев, не понимает поведения малыша или с самого начала грудное кормление вызывало трудности, было организовано неправильно, ложный отказ от груди может превратиться в подлинный. Порой он сопровождается каким-либо нездоровьем ребенка (проблемы с пищеварением, дисбактериоз, ПЭП и т.п.), но без налаживания психологического контакта с ребенком лечение может быть малоэффективно, а детские врачи не всегда хорошо знакомы с психологией грудного ребенка.

Если бы все мамы знали о таком естественном явлении, как кризис 3-4 месяцев, грудное вскармливание детей до года, а то и дольше, было бы преимущественным. Дело в том, что в трех – четырехмесячном возрасте ребенок начинает отказываться от груди. Большинство мам, не мудрствуя лукаво, переводят грудничка на искусственные смеси, а это в корне неправильно.

Мама должна не потакать ребенку, а действовать ему во благо. Ребенок, отказываясь от груди, не требует искусственных смесей (он о них еще не знает), а пытается заявить о себе как о личности. Действия его инстинктивны и неосознанны, но они направлены на то, чтобы понять или скорее даже почувствовать надежность мамы, ее любовь и заботу.

Проявлять себя как личность в этом возрасте, ребенок может несколькими способами: начинать сосать грудь при кормлении и тут же бросать это занятие, сосать лишь одну грудь, отказываясь от другой, полностью отказываться от груди. Все эти действия сопровождаются плачем и резкими движениями, что способно вывести из себя даже самую спокойную маму. Как же преодолеть этот кризис?

1. Старайтесь сохранять спокойствие, ведь Ваш эмоциональный настрой передается ребенку. Говорите с малышом или напевайте песенку. Поглаживайте ребенка и нежно прикасайтесь к нему.

2. Позвольте ребенку принять удобное положение. Экспериментируйте. Покажите малышу свою заботу. Пусть Вам придется кормить ребенка в неудобной для Вас позе, зато удобно ему. А разве его спокойствие – это не самое важное для Вас сейчас?

3. Неустанно предлагайте грудь ребенку. Не заменяйте ее искусственными бутылочками и пустышками, откажитесь от прикорма. В конце концов, ребенок, лишившись выбора, примется с удовольствием есть предложенное.

4. Кормите ребенка и ночью, если он голоден. Не давайте ему исходить плачем, требуя порцию еды. Следите за своим питанием, чтобы молоко было достаточно жирным и удовлетворяло потребности ребенка.

В момент этого кризиса важно тщательно следить за весом ребенка, дабы быть уверенной, что молока ему хватает. Иначе ложный отказ от груди может спровоцировать очень неприятные последствия.

При должном терпении мамы, кризис легко и быстро проходит и тогда можно начинать вводить в питание малыша различные прикормы, соответственно возрасту. Мамы, преодолевшие кризис 3-4 месяцев у своих детей, помогли малышам не только остаться на полезном натуральном вскармливании, но и заложили начало развития психологически правильной личности. Ребенок почувствовал, что его мама надежная защита и опора, ей можно доверять. Теперь малыш будет легче успокаиваться в присутствии матери, страхи будут испаряться без следа, если он будет слышать тихий, нежный и такой родной мамин голос.

Проявлять себя как личность в этом возрасте, ребенок может несколькими способами: начинать сосать грудь при кормлении и тут же бросать это занятие, сосать лишь одну грудь, отказываясь от другой, полностью отказываться от груди. Все эти действия сопровождаются плачем и резкими движениями, что способно вывести из себя даже самую спокойную маму. Как же преодолеть этот кризис?

Сцеживание молока и его хранение

Сцеживание молока является важным навыком при смешанном кормлении. Сцеживаться можно руками или молокоотсосом.

Руками сцеживаются по направлению от основания грудной железы к соску. Ручное сцеживание вызывает болевые ощущения и может привести к повреждениям при неправильном его проведении.

Если у женщины не получается, лучше использовать молокоотсос. Виды молокоотсосов:

  • ручной;
  • электрический.

Молокоотсос рекомендуется приобретать, оснащенный емкостью для сбора молока с возможностью стерилизации всех деталей, контактирующих с молочным секретом.

Это предупредит возникновение кишечных инфекций.

После сбора молока, его наливают в стерильную бутылочку. На воздухе материнское молочко сохраняется до 6 часов. В холодильнике оно хранится 24 часа (15 ᵒ С), 8 дней (4 ᵒ С).

Также молоко можно хранить в морозильнике с отдельной дверцей на протяжении 6 месяцев при температуре -5 ᵒ С, с общей дверцей – не больше 2 недель.

Внимание! Если молоко собирается для хранения, грудь перед сцеживанием нельзя мыть. В протоках сосков выделяется антибактериальные вещества.

Перед замораживанием молока его охлаждают в холодильнике. Если объема для консервации недостаточно, то в общую емкость доливают маленькими порциями уже охлажденное молочко.

Нельзя замораживать теплое молоко. Посуда для заморозки не должна содержать Бисфенол А.

Он токсичен для грудничка. Маркировка посуды, которая не имеет Бисфенол А — «BPA free».

Стекло для заморозки не подходит, так как оно может треснуть во время оттаивания молока. Пластиковая посуда также не используется, потому что она токсична.

Для заморозки используют специальные пакеты или емкости без Бисфенола А.

Смешанное вскармливание является более полезным для ребенка, чем искусственное.

Что делать маме для преодоления кризиса третьего месяца жизни ребенка на ГВ?

Кризис 3 месяцев у грудничков на ГВ можно преодолеть за 3-4 дня, при условии соблюдения женщиной рекомендаций консультантов по грудному вскармливанию.

Из-за того, что малыши в первый год жизни растут «скачками», их потребности в количестве пищи также резко могут меняться, при этом женский организм зачастую не успевает подстраиваться.

Режим и объём кормлений

Детей на искусственном вскармливании принято кормить по расписанию: до 1 месяца — по требованию, но не более 10 раз в день; 1–3 месяца — около 7 раз; 3–4 месяца — около 6 раз; с 4 месяцев до года — около 5 раз в сутки.

Если у вас смешанное питание – заменяйте в этой схеме грудное вскармливание смесью только тогда, когда у вас действительно не хватает молока. Например, до трех месяц рекомендовано кормить каждые три часа, давайте замену ГВ только тогда, когда грудь пустая к нужному времени.

Некоторые педиатры придерживаются другой точки зрения. Они советуют с рождения выбирать минимальное время между кормлениями – 2,5 часа. На чем основаны их рекомендации? Пища, попадая в желудок ребенка, подвергается сбраживанию, после чего весь объем из желудка продвигается дальше в кишечник, где завершается этап переваривания (с помощью бактерий). А теперь представьте: первая порция еды почти переварилась, желудок готов к тому, чтоб отправить её дальше, и тут поступает новая порция. Что сделает желудок? Правильно отправит «дальше» всё, что в нем есть и переваренное и свежее. После чего готовое для всасывания «кислое» молоко будет усваиваться, а «свежее» начнет бродить в кишечнике с образованием большого количества газов (здравствуйте, колики).

Детей на искусственном вскармливании принято кормить по расписанию: до 1 месяца — по требованию, но не более 10 раз в день; 1–3 месяца — около 7 раз; 3–4 месяца — около 6 раз; с 4 месяцев до года — около 5 раз в сутки.

О чем следует помнить

  • Отбросьте мысль, что вы не способны выкормить своего ребенка. Случаи, когда у женщины на самом деле нет лактации, очень- очень редки. С другой стороны, известны факты, когда мать сильно хотела кормить приемного малыша, прикладывала его к груди, и у нее со временем появлялось молоко. То есть ваше молоко не ушло и не пропало, а кризисная ситуация временная.
  • Гормон пролактин, отвечающий за лактацию, интенсивнее всего вырабатывается в ночное время. Поэтому крайне важно не лениться кормить ночью, а также в ранние утренние часы. Это ускорит процесс выхода из лактокриза.
  • В период криза молоко обычно не такое жирное, как раньше. И это понятно, ведь «заднее» молочко не успевает прибывать из-за сократившихся промежутков между кормлениями. Не стоит переживать, если ребенок побудет на подобной диете несколько дней, ничего страшного не произойдет.
  • На первых месяцах для того, чтобы понять, наедается малыш или нет, проводят тест на мокрые пеленки. Если за сутки ребенок первых месяцев жизни, находящийся исключительно на грудном вскармливании, «намочит» 7, 8 или больше пеленок и моча при этом бесцветная или бледно-желтого цвета, значит, большой проблемы нет.
  • Употребление высококалорийных продуктов, таких как сгущенка и орехи, не способствуют повышению лактации вопреки распространенному убеждению. Зато они могут вызвать аллергические реакции, а также привести к вздутию и запору.

Выработка пролактина, а соответственно, и молока, связана с активным сосанием груди

. Суть метода в следующем: измеряется температура тела в подмышечной впадине и под молочной железой. Если значение температуры под грудью на 0,5-1 градус превышает значение в подмышечной впадине, лактация проходит вполне интенсивно.

Как избавиться от докорма?

Мы наладили частые сосания, правильное прикладывание. Это верный путь к увеличению лактации. Теперь правило №3: «Начинаем снижать докорм, если мокрых пеленок в сутки 14 и больше». В идеале, это нужно делать под контролем консультанта по лактации, хотя бы по телефону. Особенно, если докорма в сутки более 200 грамм. Здесь очень важны грамотные действия, уверенность и спокойствие.

Мы наладили частые сосания, правильное прикладывание. Это верный путь к увеличению лактации. Теперь правило №3: «Начинаем снижать докорм, если мокрых пеленок в сутки 14 и больше». В идеале, это нужно делать под контролем консультанта по лактации, хотя бы по телефону. Особенно, если докорма в сутки более 200 грамм. Здесь очень важны грамотные действия, уверенность и спокойствие.

Добавить комментарий